Законотворческие идеи — для судебной власти

(Иванова А.)

(«Российская юстиция», N 5, 2001)

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЕ ИДЕИ — ДЛЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

А. ИВАНОВА

А. Иванова, консультант Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.

В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: «Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации», организованные Комитетом Государственной Думы по государственному строительству. В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, представители Правительства РФ и рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе, образованной распоряжением Президента РФ В. Путина от 28 ноября 2000 г., ведущие российские ученые, практикующие юристы.

Позицию Комитета Государственной Думы по государственному строительству изложил В. Гребенников, напомнивший, что именно судебная реформа была провозглашена одним из приоритетных направлений деятельности государства в одобренном российским парламентом документе, известном как Концепция судебной реформы. Он предложил рассмотреть некоторые подходы к проблеме, которые, с точки зрения членов Комитета, являются наиболее важными.

В их числе реформирование материального и процессуального права, в частности внесение изменений в УК, завершение работы над частью третьей ГК и над УПК, внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс, разработка нового ГПК.

Требуется внесение изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации» с целью унификации и кодификации норм в области судоустройства, организации судебной системы, взаимоотношений ее составных частей; развитие специализированных судов, в первую очередь — создание административных судов; развитие и совершенствование системы арбитражных судов, введение института арбитражных заседателей; совершенствование законодательства о статусе судей и об органах судейского сообщества; разработка законов о высших органах в системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов; разработка закона о третейских судах, расширение оснований для применения примирительных процедур.

Реформирование адвокатуры должно обеспечить конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе предоставление ее бесплатно малоимущим. Предполагается изменить подходы в определении полномочий прокуратуры с целью наиболее полного обеспечения функции государственного обвинения; внести изменения в Федеральные законы о судебных приставах и об исполнительном производстве; реализовать конституционный принцип финансирования судов из федерального бюджета в полном объеме, увеличить оплату труда судей; уточнить нормы, касающиеся взаимоотношений Конституционного Суда РФ с другими судебными системами, а также с государственными органами, прежде всего с Федеральным Собранием; совершенствовать законодательство о нотариате как правовом институте, альтернативном судебной системе в вопросах взаимоотношений граждан и юридических лиц, когда нет спора о праве.

С таким подходом к проблемам судебной реформы согласилось большинство выступавших, уточнив некоторые положения существенными дополнениями.

Предложения рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе также представлены депутатом В. Гребенниковым (он является членом группы). Среди них, в частности, прозвучали следующие.

Предполагается провести работу по более четкому определению подведомственности дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ; пересмотреть законодательство о народных заседателях, упростив процедуру их отбора и в то же время введя нормы, устанавливающие и укрепляющие ответственность народных и присяжных заседателей за уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей.

В целях совершенствования законодательства о статусе судей предлагается исключить из законодательства институт согласования кандидатур федеральных судей с законодательным органом субъекта Федерации, предусмотрев в качестве формы участия этого органа в формировании судейского корпуса делегирование представителей научной и юридической общественности в квалификационные коллегии судей. Установить предельный возраст пребывания в должности для судей, изменить порядок и сроки назначения председателей и заместителей председателей судов общей юрисдикции и арбитражных судов; установить, что назначение на должность председателей и заместителей председателей районных судов производится Председателем Верховного Суда РФ; ввести институт кандидатов в судьи, законодательно закрепив порядок зачисления юристов в их число; существенно повысить должностные оклады судей; устранить процентную увязку размера зарплаты судей с заработной платой работников правоохранительных ведомств; ввести для всех федеральных судей должности помощников судей и др.

В целях совершенствования уголовного судопроизводства реализовать в законодательстве принцип состязательности и равенства сторон в уголовном процессе; использовать сокращенную процедуру рассмотрения уголовных дел в суде.

В целях совершенствования законодательства о гражданском судопроизводстве провести последовательную унификацию норм гражданского и арбитражного процессуального права, регулирующих сходные процессуальные правоотношения, если объект судебной защиты не предопределяет своеобразие правового регулирования. Предусмотреть в ГПК пять видов гражданского судопроизводства: исковое, особое, публично — правовое, приказное и производство по делам, возникающим в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов.

Изменить правовой статус прокурора в гражданском судопроизводстве и формы его участия в гражданском процессе, сохранив за прокурором право обращения в суд общей юрисдикции, защиту публично — правовых интересов, в частности государства; наделить прокурора в этом случае правом кассационного обжалования решения суда; предусмотреть форму участия прокурора в процессе для дачи заключения по гражданским делам в случаях, ограниченных законом. Сохранить принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В основу предложений к законодательству об адвокатуре, с одной стороны, положен принцип оказания гражданам в безусловном порядке юридической помощи, на которую они имеют право в соответствии с Конституцией, с другой стороны, предпринята попытка определить права и обязанности адвоката как человека, оказывающего эту помощь, и обеспечить необходимые гарантии защиты при осуществлении его прав и полномочий, ввести ответственность адвоката за результаты его деятельности.

Предполагается также в основу законодательства об адвокатуре положить идею о том, что право на занятие профессиональной адвокатской деятельностью возникает не в связи с членством в объединении лиц, занимающихся подобной деятельностью (коллегии, палате, ассоциации адвокатов), а в результате одной из форм экзаменационного тестирования или собеседования с получением документа о праве на занятие адвокатской деятельностью. При этом закрепить в законодательстве обязанность общественного органа, выдающего такой документ, действовать в соответствии с решением квалификационной комиссии, образованной из представителей адвокатуры, государственных органов, научной юридической общественности.

Предлагается предусмотреть в законе различные формы организации деятельности адвокатов, включая как индивидуальную, так и коллективную форму, с образованием юридического лица или без такового; согласиться с мнением о существовании единой ассоциации членов адвокатского сообщества на территории каждого субъекта Федерации. Это означает, что лица, прошедшие процедуру приема в адвокаты, входят в данную палату по своему желанию.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В. Радченко оценил промежуточные результаты судебной реформы, высказав мнение, что решены задачи первого этапа. Вместе с тем в отношении реализации задач реформы он выделил несколько основных моментов: завершение начатой работы в целом, в том числе формирование судов присяжных, мировых судов, административных судов, увеличение численности судейского корпуса; обеспечение реальной независимости судей и самостоятельности судов, в том числе исключение возможности возврата к практике прокурорского надзора за судами; совершенствование судебных процедур с целью создания правовых механизмов, гарантирующих уменьшение риска судебной ошибки; реализация принципа состязательности в уголовном процессе, реформирование прокуратуры с целью наиболее полного обеспечения функции уголовного преследования, усиление ответственности прокурора за ее исполнение.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В. Яковлев придерживается мнения, что судебная реформа реально продвинулась вперед. В качестве ее приоритетных направлений он выделил: разработку и принятие новой редакции Административного процессуального кодекса; повышение качества правосудия за счет создания специализированных коллегий, составов судов и специализации судей; укрепление кадрового состава судей; закрепление высокого статуса судей, в том числе улучшение их социального обеспечения и увеличение оплаты труда; совершенствование деятельности и состава квалификационных коллегий судей.

Представитель Правительства РФ в Государственной Думе А. Логинов изложил позицию Правительства РФ, выделив при этом приоритетные направления в сфере законодательной деятельности: работа над проектами Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федерального закона об адвокатуре, нового УПК, нового ГПК, проработка вопросов, связанных с увеличением финансирования судов, подготовка предложений к проекту федерального бюджета.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству Г. Мирзоев поддержал мнение сторонников совершенствования сложившейся за 10 лет системы организации правосудия. Вместе с тем он обратил внимание, что защита прав человека, возложенная Конституцией на адвокатов, не должна оказаться в зависимости от государственных чиновников. Для этого необходимо предусмотреть создание независимой квалификационной комиссии, которая будет принимать кандидата в адвокатское сообщество.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству С. Попов предложил в ближайшее время пересмотреть нормы действующего УПК и внести в него поправки с целью приведения ряда его положений в соответствие с Конституцией РФ, а также активизировать работу над изменениями и дополнениями в Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Заместитель Генерального прокурора РФ В. Давыдов подчеркнул, что прокуратура заинтересована в продвижении судебной реформы. По его мнению, ее успех во многом зависит от эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности в стране. По приведенным им данным, ежегодно в прокуратуру обращается около 2 млн. граждан, за последние полтора года прокурорами выявлены 190 тыс. незаконных актов, принятых органами власти всех уровней. По протестам прокуроров отменены или приведены в соответствие с Федеральным законодательством более 154 тыс. из них. Выявлено более 950 тыс. нарушений закона. По всем приняты меры прокурорского реагирования, внесено свыше 170 тыс. протестов и 213 тыс. представлений. В суды общей юрисдикции и арбитражные суды направлено 375 тыс. исковых заявлений, из них 186 тыс. в интересах несовершеннолетних, в защиту трудовых, жилищных, избирательных и иных охраняемых законных прав граждан, в основном самых незащищенных. В этой ситуации нельзя лишать прокуратуру полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека, пока не появились структуры, действующие более эффективно, чем прокуратура.

Мнение, заслуживающее особого внимания, высказал заведующий кафедрой гражданского процесса МГУ им. М. В. Ломоносова профессор М. Треушников, который считает, что основные законопроекты, касающиеся функциональной деятельности судебной системы, находятся в разной степени готовности на рассмотрении Государственной Думы. По его мнению, в настоящий момент для стабилизации судебной системы и завершения начатой работы необходимо преодолеть разногласия между корпоративными образованиями и объединить усилия депутатов, ученых, судейского сообщества, адвокатов, прокуратуры.

Участники парламентских слушаний предложили разработать специальную программу, содержащую перечень приоритетных законопроектов по вопросам судебной реформы.

——————————————————————