Гражданско — правовой статус филиалов и представительств

(Эрделевский А. М.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЛИАЛОВ

И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 сентября 2001 года

А. М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

А. М. Эрделевский, профессор МГЮА, доктор юридических наук.

Хотя понятия филиала и представительства юридического лица существуют в российском гражданском законодательстве на протяжении уже довольно долгого времени, законодательное определение этих понятий впервые появилось лишь в ст. 24 принятых в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. В настоящее время содержание понятий филиала и представительства юридического лица раскрывается в ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК).

Пункт 1 ст. 55 ГК определяет представительство как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом, согласно п. 2 ст. 55 ГК, является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Сравнительный анализ п. 1 и 2 ст. 55 ГК позволяет выявить, в чем состоят сходство и различие между филиалом и представительством. Нетрудно видеть, что сходство состоит в том, что и филиал, и представительство являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Согласно п. 3 ст. 55 ГК представительства и филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Различие же между филиалом и представительством состоит в более широких функциях первого по сравнению со вторым. Если представительство создается с целью осуществления только юридических действий, сводящихся к представлению и защите интересов юридического лица, то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все функции юридического лица либо их часть.

Разграничение филиала и представительства особых трудностей не представляет. Что же касается того, что составляет сходство между ними, то есть позволяет квалифицировать подразделение юридического лица как его филиал или представительство, то здесь дело обстоит несколько сложнее. Остановимся на этом вопросе более подробно, поскольку наличие у подразделения юридического лица статуса филиала или представительства влечет определенные юридические последствия, в частности необходимость указания такого подразделения в учредительных документах юридического лица (п. 3 ст. 55 ГК), возможность предъявления иска, вытекающего из деятельности филиала юридического лица, по месту нахождения такого филиала (ст. 118 ГПК), обязанность постановки на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала (ст. 83, 84 НК) и др.

Позволяет ли действующее законодательство достоверно определить, относится ли создаваемое юридическим лицом подразделение к категории филиала или представительства, то есть является ли оно обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения? Для ответа на поставленный вопрос прежде всего следует отметить, что любое подразделение юридического лица (отделение, отдел, сектор, лаборатория и т. п.), являясь его частью, является в той или иной степени обособленным от остальных частей того же юридического лица в силу самого факта разделения юридического лица на отдельные части (подразделения). В общем случае обособление одного подразделения юридического лица от другого производится по функциональному критерию, при этом осуществление каждым подразделением отведенных ему функций обеспечивает достижение юридическим лицом тех целей, которыми было обусловлено его создание.

В случае создания филиала или представительства обособление подразделения приобретает качественно иной характер — территориальный, поскольку для такого подразделения главным отличительным признаком оказывается его расположение вне места нахождения юридического лица. Но что означает «располагаться вне места нахождения юридического лица»? Например, юридическое лицо арендует одно нежилое помещение в здании и располагается в нем, затем создает в своей структуре новый отдел, выполняющий часть функций юридического лица, и одновременно арендует еще одно нежилое помещение на том же этаже здания, где и размещает новый отдел. Следует ли считать такой отдел отдельно расположенным обособленным подразделением и, в силу этого, филиалом? По-видимому, вряд ли. Изменится ли ответ на поставленный вопрос, если новое помещение будет расположено на другом этаже здания? В другом здании на той же улице? На другой улице в том же населенном пункте?

Эту цепочку вопросов можно продолжать, но ответ на любой из них зависит от того, что следует считать расположением подразделения вне места нахождения создавшего его юридического лица. Очевидно, для этого необходимо в первую очередь установить, что следует считать местом нахождения самого юридического лица. Заметим также, что действующее законодательство не запрещает юридическому лицу фактически располагать свои части (подразделения) на нескольких расположенных в разных местах территориях, что зачастую наблюдается и в практике.

В ГК есть специальная норма, посвященная месту нахождения юридического лица — п. 2 ст. 54 ГК. По общему правилу п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Иной принцип определения места нахождения юридического лица может быть установлен в его учредительных документах, но лишь в специально предусмотренных законом случаях. Согласно п. 3 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Нетрудно видеть, что формулировка п. 2 ст. 54 ГК оставляет чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представляется возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица. Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации остается неясным. Заметим, что в действовавшей до 1 января 1995 г. ст. 30 ГК РСФСР 1964 г. место нахождения юридического лица было определено гораздо более точно — таковым признавалось место нахождения постоянно действующего органа юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Совсем недавно был принят и 8 августа 2001 г. подписан Президентом РФ Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон). Однако введен этот Закон будет лишь с 1 июля 2002 г. Позволит ли он устранить отмеченную неясность п. 2 ст. 54 ГК? Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу ряда норм этого Закона, касающихся места нахождения юридического лица.

В п. 1 ст. 5 Закона установлено, что в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (а в случае отсутствия у юридического лица такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В п. 2 ст. 8, а также в п. 1 ст. 13 Закона предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа юридического лица.

Наконец, согласно п. 4 ст. 18 Закона в случае внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Попутно отметим, что в заявлении учредителей о регистрации юридического лица, о котором говорится в ст. 8 и 13 Закона, может быть указано лишь предполагаемое место нахождения его постоянно действующего органа, поскольку до момента регистрации не существует ни самого юридического лица, ни, соответственно, его органа (п. 2 ст. 51 ГК).

Нетрудно видеть, что в ст. 5, 8 и 13 Закона говорится о месте нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а в ст. 18 Закона — о месте нахождения самого юридического лица. Хотя в Законе нет прямого указания о совпадении этих понятий, логический и систематический анализ норм Закона позволяет сделать вывод о таком совпадении. Следовательно, в соответствии с Законом под местом нахождения юридического лица следует понимать место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия у юридического лица такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности. Одновременно следует заметить, что такое место нахождения понимается как адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Поскольку речь идет о связи, под адресом, очевидно, следует понимать почтовый адрес. Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725, почтовый адрес — это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи (обособленного подразделения организаций федеральной почтовой связи). Понятие местонахождения пользователя в упомянутых Правилах не определено.

Таким образом, как следует из Закона и ст. 55 ГК, с 1 июля 2002 г. под филиалом или представительством следует понимать функционально обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения его постоянно действующего органа. При этом если почтовые адреса функционально обособленного подразделения и постоянно действующего органа различны, то у такого подразделения появляются формальные признаки филиала или представительства. При нахождении подразделения и постоянно действующего органа юридического лица в разных самостоятельных строениях, имеющих различные номера, их почтовые адреса будут явно различными. Остается не вполне ясным лишь вопрос о том, различны ли почтовые адреса постоянно действующего органа и обособленного подразделения при нахождении их в разных и имеющих различающуюся нумерацию помещениях одного и того же здания.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона о введении в действие части первой ГК до введения в действие Закона о государственной регистрации юридических лиц (то есть до 1 июля 2002 г.) применяется действующий порядок их регистрации. На сегодняшний день единственным актом федерального уровня, устанавливающим общий порядок регистрации юридических лиц, является Положение о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 и распространяющееся на большинство коммерческих и некоммерческих организаций. Упоминание о месте нахождения юридического лица содержится лишь в п. 4 этого Положения, где установлен запрет регистрирующим органам требовать при регистрации юридического лица какие-либо документы, подтверждающие его место нахождения, указанное в учредительных документах.

Однако это Положение не содержит каких-либо норм, позволяющих установить взаимосвязь между местом государственной регистрации и местом нахождения юридического лица. Из смысла Положения лишь следует, что указанное в учредительных документах место нахождения юридического лица определяет территориальную подведомственность акта регистрации тому или иному регистрирующему органу. Таким образом, исходя из действующего сегодня законодательства может быть сформулировано лишь следующее определение места нахождения юридического лица: местом нахождения юридического лица признается то, что указано в учредительных документах в качестве места его нахождения. Поскольку неизвестное может быть определено только через известное, такое определение не позволяет раскрыть содержание понятия места нахождения юридического лица.

При таких обстоятельствах следует признать, что до 1 июля 2002 г. в действующем законодательстве юридическое понятие места нахождения юридического лица не определено. Следовательно, не может быть определено и юридическое понятие расположения подразделения юридического лица вне места его нахождения. Напомним, что речь идет именно о юридическом месте нахождения, которое может не совпадать с фактическим. Изложенное позволяет сделать вывод, что при сегодняшнем состоянии законодательства конституирование подразделения в качестве филиала или представительства определяется усмотрением самого юридического лица.

Если юридическое лицо имеет обособленное подразделение, фактически расположенное вне того места, которое указано в учредительных документах юридического лица в качестве его места нахождения, то юридическое лицо может (но, в силу указанных выше обстоятельств, не обязано) объявить такое подразделение филиалом или представительством, если в силу каких-либо причин сочтет это целесообразным. В этом случае уполномоченный орган юридического лица утверждает положение о филиале или представительстве и назначает его руководителя, выдавая ему доверенность с объемом полномочий, соответствующим функциям филиала или представительства. Законодательство не устанавливает каких-либо специальных требований к содержанию положения о филиале или представительстве, как и о любом ином подразделении юридического лица. По смыслу ст. 55 ГК в положении о филиале должно быть указано, для осуществления каких именно функций юридического лица он создан.

Следует обратить внимание, что положение о филиале или представительстве является внутренним документом юридического лица и в гражданско — правовых отношениях с третьими лицами оно имеет лишь информационный характер. Определяющее же значение в таких отношениях имеет выданная руководителю филиала или представительства доверенность. При совершении сделок и иных юридических действий от имени юридического лица действует руководитель филиала или представительства, но не собственно филиал или представительство, которые не являются юридическими лицами и поэтому не обладают гражданской правосубъектностью.

Создание филиала или представительства должно быть отражено в учредительных документах юридического лица. Если такие подразделения создаются после регистрации юридического лица, указание их в учредительных документах производится путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы и государственной регистрации этих изменений. Из смысла ст. 55 ГК можно сделать вывод, что в учредительные документы по общему правилу должны вноситься сведения о наименовании и фактическом местонахождении филиала или представительства, а также о функциях филиала. Какие-либо изменения этих характеристик филиала или представительства либо ликвидация последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

По общему правилу п. 3 ст. 52 ГК изменения учредительных документов, в том числе и в части сведений о филиалах и представительствах, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Например, если находящееся в Москве юридическое лицо создало в Саратове филиал и в договоре с находящимся в Саратове контрагентом условилось об исполнении договора по месту нахождения этого филиала, но к моменту исполнения договора не зарегистрировало соответствующие изменения в учредительных документах, оно не вправе на этом основании отказаться от исполнения договора по месту нахождения филиала.

——————————————————————