Платить налоги — не напасть, вопрос один: куда попасть?

(Щиголев Ю., Талпа Р.)

(«Бизнес-адвокат», N 21, 2002)

ПЛАТИТЬ НАЛОГИ — НЕ НАПАСТЬ, ВОПРОС ОДИН: КУДА ПОПАСТЬ?

Ю. ЩИГОЛЕВ, Р. ТАЛПА

Юрий Щиголев, член Адвокатской палаты Московской области, кандидат юридических наук.

Родика Талпа.

В связи с вступлением в действие с 1 июля 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» у законопослушных адвокатов возникает ряд вопросов при исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. И одним из первых встает вопрос: к какой группе плательщиков себя отнести? В частности, куда может приобщить себя адвокат?

До начала 2001 г. акцент ставился, главным образом, не на статусе юридического лица, его организационно — правовой форме, а на характере осуществляемой им деятельности. Таким образом, вид деятельности, осуществляемой юридическим лицом, как правило, являлся основным критерием, по которому то или иное юридическое лицо относится к соответствующей категории налогоплательщиков. Адвокаты были приравнены к индивидуальным предпринимателям, невзирая на то, что они являлись членами коллегий адвокатов.

На сегодняшний день деятельность российской адвокатуры регламентируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ. Но вопросы налогообложения адвокатов в Законе не рассматривались.

Налоговый кодекс также не дает четкого определения налогового статуса адвокатов, но вносит некоторую ясность. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Указанные в настоящем пункте коллегии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Казалось бы, ясно, что адвокат — всего лишь наемная рабочая сила, сумму всех налоговых отчислений и платежей которой исчисляет коллегия. Однако непонятно, кто же финансирует оплату труда адвокатов. Часть вторая Налогового кодекса, а в частности ст. 241 о ставках единого социального налога, гласит: «регрессивная шкала налогообложения, предусмотренная п. 4 статьи для адвокатов, установлена как временная и может применяться только до вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет бюджетных средств при оказании ими бесплатной юридической помощи физическим лицам. После вступления в силу указанного Федерального закона адвокаты должны будут перейти на уплату налога по ставкам, предусмотренным п. 3 статьи для индивидуальных предпринимателей», — то есть уплачивать данный налог по более высоким ставкам.

Налогообложение адвокатской деятельности во многом зависит от особенностей взаимоотношений «адвокат — коллегия адвокатов — клиент». Представляет интерес рассмотрение существующих схем построения названных взаимоотношений.

Адвокат — представитель коллегии адвокатов, выполняющий

поручение коллегии по оказанию правовой помощи клиенту

Данная схема во многом реализована в сегодняшних условиях деятельности коллегий адвокатов. Несмотря на принцип, что деятельность адвоката осуществляется на основе самозанятости, адвокат фактически выполняет свои обязанности в порядке служебного поручения (согласно ст. ст. 50 — 51 УПК РФ): деньги за работу получает не сам адвокат, а коллегия, в то время как адвокат получает свое вознаграждение из рук коллегии; в случае некачественной работы адвоката все свои претензии (в т. ч. и материальные) клиент адресует не адвокату, а коллегии. То есть по договору с клиентом именно коллегия адвокатов является субъектом оказания правовой помощи.

Вследствие этого и возникает множество проблем с налогообложением адвокатской деятельности. Коллегия адвокатов — юридическое лицо, оказывающее юридические услуги гражданам и организациям (п. 9 ст. 22 Закона N 63-ФЗ). В этой связи коллегия должна испытать на себе все тяготы налогового бремени, предусмотренного российским налоговым законодательством. Конечно же, в силу специфики организационно — правовой формы — некоммерческая общественная организация, а также в силу специфики ее деятельности она пользуется рядом налоговых льгот, однако правомерность использования этих льгот все чаще и чаще вызывает вопросы у налоговых органов.

Адвокат, получая гонорар от коллегии в соответствии с налоговым законодательством, должен быть отнесен к лицам, получающим доход от организаций. Организация же — коллегия, выплачивая доход адвокату, должна удержать с него налог на доходы физических лиц и уплатить все социальные обязательные платежи (единый социальный налог).

В 2000 г. ставка подоходного налога составляла от 12 до 30%. При этом налог удерживался источником выплаты дохода (т. е. при выплате гонорара коллегия адвокатов удерживала подоходный налог и перечисляла его в бюджет). С принятием второй части НК РФ этот порядок в целом сохранен, однако ставка налога понижена до 13%. Налоговый кодекс разрешает уменьшить налогооблагаемый доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональные вычеты) (ст. 221 НК РФ). Однако это право наряду с индивидуальными предпринимателями предоставлено только тем лицам, которые получают вознаграждение по гражданско — правовым договорам. Адвокаты пока этим правом воспользоваться не могут.

Устанавливая единый социальный налог, законодатель фактически приравнял налоговый статус адвокатов к индивидуальным предпринимателям. При этом для адвокатов установлены некоторые особенности налогообложения, а именно пониженная ставка социального налога, установлен порядок уплаты налога, аналогичный порядку, предусмотренному для выплат организациями доходов своим работникам (т. е. адвокату не надо самостоятельно уплачивать налог, за него это сделает юридическая консультация, т. е. бюро).

Изложенная выше схема, при которой адвокат является представителем коллегии, оказывающим правовую помощь гражданам в порядке служебного поручения, удобна для адвокатов, поскольку не требует от последних самостоятельного ведения учета и отчетности о своей финансовой деятельности. В то же время при данной схеме возникает вопрос о правомерности применения коллегиями адвокатов льгот, предусмотренных законодательством для услуг адвокатов.

Адвокат — член коллегии,

самостоятельно оказывающий правовую помощь клиенту

В данном случае непосредственно адвокат должен будет заключать договор с клиентом, получать от него деньги в виде гонорара за свои услуги и нести ответственность за качество оказанной помощи. В соответствии с законодательством о налогах и сборах адвокат приобретает статус, аналогичный статусу индивидуального предпринимателя. Это означает, что адвокат должен будет самостоятельно встать на учет в налоговые органы, самостоятельно вести финансовый учет своей деятельности и сдавать отчетность в контролирующие финансовые учреждения. Что касается финансовых отношений с коллегией адвокатов, то эти отношения сводятся к периодическим отчислениям адвокатами в фонд коллегии определенных платежей в виде членских взносов.

С нашей точки зрения, такая схема является предпочтительнее, чем та, что изложена выше. Режим налогообложения адвокатов будет схож с режимом налогообложения индивидуальных предпринимателей, а это означает, что платить надо будет меньше, поскольку, в отличие от простых физических лиц, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы на сумму произведенных расходов. Коллегия адвокатов не будет уже являться организацией, непосредственно оказывающей юридическую помощь клиентам, а следовательно, и ее режим налогообложения будет значительно мягче. Во всяком случае, налоговые органы перестанут «косо смотреть» на деятельность коллегии адвокатов, подозревая ее в том, что последняя не платит налоги со своей предпринимательской деятельности. Единственный минус данной схемы заключается в том, что адвокаты должны будут самостоятельно вести свой финансовый учет и составлять отчетность.

В соответствии со ст. 149 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость «оказание услуг членами коллегий адвокатов», т. е. именно услуги самих адвокатов, а не коллегий адвокатов. В соответствии со ст. 235 НК РФ адвокаты (а не коллегии) являются самостоятельными налогоплательщиками единого социального налога. При этом законодатель «поместил» адвокатов в одной подгруппе с индивидуальными предпринимателями, подчеркивая тем самым близость их налогового статуса.

Тенденция развития законодательства о налогах и сборах свидетельствует о том, что законодатель предпочитает видеть адвоката в качестве лица, непосредственно оказывающего помощь гражданам и юридическим лицам.

Таким образом, от конструкции взаимоотношений «адвокат — коллегия — клиент» зависит режим налогообложения и коллегии, и адвоката. Очевидно, что вопрос о построении отношений «адвокат — коллегия — клиент» решен в рамках Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности.

Однако налогоплательщик снова недоумевает: кто занимается исчислением суммы налога адвокатов, если при обращении в финансовый отдел коллегии (т. е. непосредственно к налоговому агенту) там никто не может сказать, где, каким образом и с помощью кого адвокат может получить положенные ему налоговые вычеты.

Казалось бы, ситуацию проясняет ст. 229 НК РФ о налоговой декларации, гласящая, что «в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода». Но до вступления в силу нового Налогового кодекса адвокаты не должны были заполнять налоговую декларацию, а следовательно, оставались обманутыми и обделенными в части налоговых вычетов.

С 1 января 2001 г. любой налогоплательщик имеет право на следующие вычеты.

Согласно ст. 218 налоговый вычет:

а) в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил названную сумму, налоговый вычет не применяется;

б) в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода — распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 руб., налоговый вычет не применяется.

Согласно ст. 219 о социальных налоговых вычетах налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета:

а) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком — родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей; б) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Общая сумма социального налогового вычета не может превышать 25000 руб.

Согласно ст. 220 налогоплательщик имеет также право на имущественные вычеты: в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов. Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 600000 руб. Если в налоговом периоде вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Налогообложение физических лиц (адвокатов, в частности) должно происходить из принципа технической простоты взимания налога и его доступности для понимания любым человеком. Сейчас, на наш взгляд, налог на доходы физических лиц этому принципу не соответствует.

——————————————————————