Международный опыт организации криминологической безопасности сотрудников правоохранительных органов

(Акимова Н. В.) («Российский следователь», 2006, N 3)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Н. В. АКИМОВА

Н. В. Акимова, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Поведение сотрудника милиции задано его социально-ролевой позицией, служебным долгом и объективно требует от него инициативных действий антикриминогенного характера, что обусловливает его повышенную по сравнению с другими лицами виктимность, то есть предрасположенность стать жертвой в результате целенаправленных действий криминальных элементов. Уровень виктимности работников милиции при посягательствах на их жизнь в 4,5 раза превышает уровень виктимности населения применительно к умышленным убийствам при отягчающих обстоятельствах. Логика развития преступности, а также статистические показатели потерь личного состава МВД бесспорно свидетельствуют об углубляющейся виктимизации сотрудников органов внутренних дел. Анализ материалов уголовных дел и материалов служебных проверок по фактам умышленных убийств сотрудников ОВД, причинения тяжкого, средней тяжести или легкого вреда их здоровью свидетельствует о том, что хотя большинство таких опасных посягательств не были вызваны неправомерными действиями работников милиции, тем не менее в ряде случаев они явились следствием их профессиональных ошибок. Однако причины повышенной виктимности сотрудников ОВД кроются не только в профессиональной виктимности, но и в индивидуальной. Проведенные ФБР в США исследования свидетельствуют о том, что преступники часто убивают полицейских, используя их доверчивость. В среднем за год здесь убивают столько полицейских, сколько в Великобритании их было убито за сто лет. Как правило, в семи случаях из десяти орудием убийства является пистолет. В США для убийства полицейских чаще всего пользуются пистолетами типа Smith и WessoN Special калибра 0,38″ или Remington Magnum калибра 0,357″. ФБР ведет детальный учет всех полицейских, убитых в США при исполнении служебных обязанностей с 1945 г. Учет включает в себя подробное описание всех обстоятельств каждого убийства, тип использованного оружия, информацию об убийце, если она есть, и об убитом полицейском. В течение трех лет ФБР проводилось исследование всех обстоятельств смерти полицейских, убитых при исполнении служебных обязанностей. Однако оно не выявило тех факторов, которые можно было бы использовать для обучения полицейских, например, тому, как избегать возможности убийства при несении службы. Новое исследование, предпринятое ФБР, было направлено на то, чтобы выявить конкретные обстоятельства, которые приводят к убийству полицейского, например определить, что заставляет мелкого вора убивать полицейского; почему известный преступник, ранее не допускавший насилия, неожиданно убивает арестовывающего его полицейского выстрелом из пистолета; убивают ли полицейского из-за того, что он что-то сделал или сказал не то, что нужно, может ли полицейский что-либо предпринять для сохранения своей жизни. Ранее предпринятые попытки ответить на эти вопросы не приводили к однозначным ответам. Однако ни в одном из этих исследований не изучались совместно действия полицейского, его убийцы и вся ситуация в целом. Это было сделано в исследованиях, недавно проведенных отделом UKRU ФБР. Исследователи изучили 50 инцидентов, в которых были убиты офицеры полиции, после чего они беседовали с их убийцами и свидетелями убийства. В результате было установлено, что: — в среднем каждый убитый полицейский к моменту своей смерти прослужил в полиции восемь лет; — в момент смерти каждые восемь полицейских из десяти находились в составе автопатруля, каждые семь из десяти патрулировали в одиночестве; — они были дружелюбны со всеми; — в меньшей степени использовали силу в той же самой ситуации, чем их коллеги; — они были больше ориентированы на службу, чем на личную жизнь; — не рассчитывали на помощь со стороны, предпочитали действовать самостоятельно; — считали, что они прекрасно разбираются в людях и не нуждаются в охране; — имели склонность к тому, чтобы искать в людях хорошее; — были покорными и податливыми. В процессе исследования было выявлено, что часто полицейские гибнут от того, что рассматривают преступников как дружелюбных и неопасных людей. Исходя из этого, при обучении полицейских было рекомендовано уделять больше внимания методам контроля ситуации и отдельных индивидуумов, методам обращения с преступниками и несколькими людьми в одной ситуации, способам противодействия преступнику, который уже вынул оружие. Необходимо также обращать внимание на обучение полицейских обязательному ношению бронежилетов, методам обращения с преступниками, на которых надеты наручники, методам надлежащего хранения оружия и профессиональному поведению. В результате всех исследований было установлено, что не только одна ошибка ведет к гибели полицейского, а, как правило, целая комбинация факторов, таких, как необходимость постоянно принимать решения, поведение преступников, недооценка опасности, тактические ошибки. В любой связанной с деятельностью милиции критической ситуации независимо от того, касается ли это применения избыточной силы сотрудником или его гибели на посту, перед руководителями органов внутренних дел встает вопрос о том, был ли он подготовлен должным образом. Мало в каких профессиях недостатки подготовки могут иметь такие серьезные последствия, как у сотрудников милиции. Они должны многое знать, уметь и быть готовыми исполнить, причем как при выполнении повседневных функций, так и в кризисных ситуациях. Поэтому за рубежом придается чрезвычайно важное значение начальной полицейской подготовке. Сроки начальной полицейской подготовки характеризуются большой пестротой — от 2,5 — 3 лет в Германии до 9 месяцев во Франции; в Бельгии и Греции они достигают 10 месяцев, Японии — 21 месяца и т. д. Профессиональные знания, навыки и умения у слушателей формируются начиная с первых дней учебы, которая является в большинстве стран в подлинном смысле практическим обучением. В обязанности стража порядка входит недопущение возникновения какого-либо конфликта между ним и гражданином, а если он все-таки возник, его необходимо доброжелательно разрешить. Так, например, в Германии плохим считается полицейский, который вступил в конфликт с гражданином из-за устного оскорбления и доставил его в полицейский участок. Поэтому правила взаимоотношений с гражданами всесторонне изучаются в учебных заведениях. Например, в полицейской школе в г. Брисбейн (Австралия) преподается курс «Отношения между людьми», включающий такие темы, как: вмешательство в семейные конфликты; контакты с агрессивно настроенными лицами или группами лиц; действия при разрешении мелких конфликтов, ссор, жалоб и т. п.; применение методов убеждения в процессе правоприменения; нейтрализация собственного чувства агрессии; навыки межличностного общения в процессе разрешения заурядных конфликтов и ряд др. Отсутствие должного внимания к этой проблеме в российских учебных заведениях МВД, на наш взгляд, существенно влияет на уязвимость сотрудников милиции. Отсутствие у него соответствующих знаний и навыков приводит порой к неадекватным и провоцирующим действиям с его стороны и как следствие — нередко и к трагической развязке. Налаживанию доброжелательных взаимоотношений с населением способствует и изучение слушателями таких курсов, как социология, психология, риторика, преподаваемых во многих учебных заведениях за рубежом. Особое внимание в ходе учебного процесса уделяется боевой (огневой) и физической подготовке. В Германии обучение стрельбе ведется не по спортивным, а по специальным мишеням, изготовленным для подготовки полицейского к действиям, приближенным к реальным. Перед стреляющим может возникнуть изображение террориста с оружием, демонстранта с каким-либо предметом, и учащийся должен мгновенно принять решение — применять или не применять оружие, и успеть выстрелить, если это необходимо делать. Отработка навыков стрельбы по убегающему преступнику («по ногам») ведется также по возникшему изображению. В США в ходе учебы слушатель должен произвести 4 — 7 тыс. выстрелов в мишень из положений и в ситуациях, наиболее часто встречающихся в реальной полицейской практике. На физическую подготовку (гимнастика, упражнение с дубинкой, боевые порядки при подавлении уличных беспорядков и пехотные боевые порядки, оборона без применения оружия, отработка приемов действий с нунчаками, которыми хорошо владеют практически все полицейские), оказание первой медицинской помощи в США отводится около 200 часов. Важное место в подготовке полицейского занимает обучение его управлению автомобилем, а также работе на компьютере, так как полицейские органы на Западе, как правило, хорошо оснащены вычислительной техникой (например, в США имеется один компьютер на трех — четырех полицейских; в ряде штатов многие служебные автомашины также оборудованы ими). В практике профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов ряда зарубежных стран, в частности США, обеспечение личной безопасности уже достаточно давно является самостоятельным направлением их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В США практически каждый сотрудник полиции, ФБР, многих других правоохранительных органов при первоначальном профессиональном обучении, а потом регулярно в ходе службы проходит подготовку по специальным программам типа «Will to survive» («Воля к выживанию») или «Survive on the street» («Выживание на улице») <*>. Концепция обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов США интересна для нас тем, что демонстрирует реальную взаимосвязь, а в ряде случаев — правомерный синтез нравственности и целесообразности в решении такой остроактуальной и имеющей высокий нравственный смысл проблемы, как сохранение жизни и здоровья сотрудников при исполнении ими профессиональных функций. Обращают на себя внимание роль, место и характер постановки задачи обеспечения личной безопасности сотрудников. Во второй половине 80-х гг. в США разрабатывалась доктрина, согласно которой в число приоритетных задач деятельности правоохранительных органов включается обеспечение объективно возможного уровня личной безопасности сотрудников, вплоть до отказа в ряде конкретных случаев от задержания правонарушителя, если нет реального риска для жизни граждан, но имеется высокая вероятность гибели самих сотрудников. Естественно, что как в нашей стране, так и в США сохранение жизни и здоровья сотрудников в правоохранительных органах всегда было важнейшей профессионально-нравственной задачей. Однако новая доктрина предусматривала решение этой задачи не только в нравственном, но и в конкретно-управленческом, психологическом и педагогическом аспектах. Это подразумевало развитие «менеджмента безопасности» как органической части «полицейского менеджмента», формирование комплекса соответствующих профессионально-психологических установок сотрудников разного уровня, специальное обучение их стратегии, тактике и методам обеспечения личной безопасности, а также необходимые дополнительные меры материально-технического характера. В соответствии с данными некоторых специальных публикаций и материалов Центральной штаб-квартиры ФБР и Академии ФБР уже в первой половине 90-х гг. новая доктрина дала определенный эффект. Изменились показатели по гибели и ранениям сотрудников. Не снизилась и результативность деятельности вследствие большего внимания к вопросам безопасности уже потому, что гибель или ранение сотрудника затрудняет, а иногда и срывает решение профессиональной задачи, а потеря опытного сотрудника носит порой невосполнимый характер. Программы типа «Will to survive» или «Survive on the street», упоминавшиеся ранее, решают четыре основных задачи: сформировать профессионально-психологические установки на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег при решении профессиональных задач; дать знания, необходимые для обеспечения личной профессиональной безопасности и безопасности коллег; практически научить тактике и приемам обеспечения профессиональной безопасности; обучить соединению тактики и приемов обеспечения безопасности с тактикой и приемами решения профессиональных задач. Соответственно строится и логика обучения. В содержание такого курса последовательно включены: 1. Статистические данные о гибели или ранениях сотрудников правоохранительных органов. 2. Анализ причин гибели или ранений сотрудников. 3. Обобщенный социально-демографический и психологический портрет сотрудника-жертвы. 4. Условия и факторы, способствующие обеспечению личной безопасности. 5. Психологический портрет сотрудника, способного обеспечить оптимальный уровень личной безопасности. 6. Тактика личных действий («звезда выживания») и работы в команде по обеспечению безопасности. 7. Комплекс конкретных знаний, характеризующих состояние человека в ситуациях опасности. 8. Комплекс конкретных профессионально-психологических установок на выживание («динамика страха»). 9. Конкретные рекомендации — как действовать по обеспечению личной безопасности. 10. Практическая отработка тактики и приемов обеспечения личной безопасности при решении профессиональных задач. ——————————— <*> Буданов А. В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. Учебно-практическое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. С. 13 — 15.

По сути, подобный курс содержит одну сквозную идею: «Опасность есть, но ее можно избежать, если ты это умеешь». Естественно, что перенесение американской концепции на отечественную практику «один к одному» вряд ли приемлемо. Есть значительная разница в условиях деятельности правоохранительных органов, в менталитете граждан, в профессиональных установках и личных взглядах самих сотрудников. Однако ряд концептуальных положений, управленческих подходов и конкретных направлений деятельности при соответствующей адаптации может оказаться небесполезными для нас. Представляется весьма актуальным привести некоторые психологические аспекты общения германских полицейских с правонарушителями. На наш взгляд, эти сведения помогут российским стражам порядка выбрать правильную линию поведения в конфликтных ситуациях, перерастающих порой в посягательство против них, и избежать трагической развязки. Теория и практика полицейской службы в ФРГ предполагает знание и практическое применение правовых, тактических и психологических предписаний («PDV-100»), посвященных, в частности, аспектам общения патрульных полицейских с правонарушителями в ходе осуществления охраны общественного порядка с учетом психологии толпы, особенностей поведения людей, находящихся в состоянии стресса, агрессивности, алкогольного опьянения и т. п. В ходе повседневного патрулирования полицейские регулярно сталкиваются с агрессивным поведением граждан. Необходимо понимать, что чем агрессивней противник, тем спокойнее и дружелюбнее должен вести себя патрульный, чтобы избежать дальнейшей эскалации агрессии. Нельзя: — повышать голос, провоцировать; — сквернословить, ругаться; — угрожать, оскорблять; — оправдываться; — иронизировать, вести себя высокомерно; — непристойно жестикулировать, передразнивать; — вступать в спор; — выговаривать, заниматься подтасовкой; — проявлять формализм, бюрократизм; — обвинять нарушителя в глупости. Полицейский, ведущий себя таким образом, способствует усилению агрессивности нарушителя, лишает его возможности управлять собственным поведением. Агрессивное поведение правонарушителей иногда может быть следствием вызывающей или небрежной манеры общения неопытных полицейских, нередко демонстрируемой ими перед коллегами и гражданами. Молодым сотрудникам важно понять, что подобное общение наносит ущерб как их авторитету, так и безопасности. Отмечается, что большинство жалоб, поступающих на сотрудников, направлены не против принятых мер, а чаще всего связаны с характером обхождения полицейского с гражданами. Авторитарные манеры, грубое поведение, так же как небрежность в обмундировании (расстегнутая форма, засунутые в карманы руки), вызывают раздражение граждан. Нужно помнить, что окружающие хотели бы такого же обращения с ними, какого каждый из нас потребовал бы в подобной ситуации. Для того чтобы уменьшить агрессивность со стороны правонарушителя, следует создать разумно-нейтральную, свободную от аффектов и раскрепощенную атмосферу разговора. Прежде всего необходимо предоставить нарушителю возможность выговориться. «Разрядившись», он, как правило, успокаивается. Из затруднительной ситуации можно выйти, задав встречный вопрос. Неожиданный переход из активной роли нападающего к роли отвечающего помогает, как правило, успешно закончить разговор или перевести его на другую тему. Как известно, неуставного поведения с правонарушителями нужно избегать при любых контактах с гражданами. Однако лица в состоянии алкогольного опьянения при принятии к ним мер требуют особого обращения. При столкновении с полицейскими, призывающими его к исполнению закона или пресекающими противоправные действия, лица, находящиеся в состоянии опьянения, не только не стремятся избежать столкновения с полицией, а, наоборот, ищут повод для конфликта, несмотря на угрозу ареста, применения спецсредств и огнестрельного оружия. К таким правонарушителям чаще всего относятся молодые люди до 25 лет. Их поведение отчасти объясняется оппозиционными взглядами на роль государства, отрицанием общепринятых норм и авторитетов, безработицей и т. д. Служащие полиции олицетворяют для них в такой ситуации государство. Этих людей трудно вразумить, им нельзя приказать, так как данная категория граждан воспринимает принуждение как унижение личности. Опасность для патрульного полицейского представляет не только сам правонарушитель, с которым он имеет дело. Как правило, в конфликт вступают окружающие, также находящиеся в состоянии опьянения. Пытаясь освободить нарушителя и провоцируя служащих полиции, они могут начать драку. Необходимо помнить, что у лиц в нетрезвом состоянии логика нормального человека отсутствует и от них можно ожидать непредсказуемых действий. Однако здесь лучше избегать прямых указаний и авторитарного поведения. Целесообразнее убедить нарушителя в необходимости определенных действий, внушив ему, что это его собственное желание. Это требует от полицейского владения навыками психологии и чрезвычайного терпения, умения сдерживать раздражение, отвращение, неприязнь, чтобы контролировать ситуацию. Грубость, оскорбления, пустую болтовню пьяниц не стоит относить на собственный счет. Их надо воспринимать отстраненно, как посторонний наблюдатель, игнорируя возрастание собственной злости и не реагируя на провокации. Такое отношение даст возможность овладеть ситуацией, избежать или снизить проявления агрессивности. Так как агрессивная реакция лица в состоянии алкогольного опьянения сразу обрушивается на сотрудника полиции, первым проявившим принудительные действия к правонарушителю, этот полицейский, как только допускает ситуация, должен выйти из поля зрения пьяного нарушителя (хотя бы в другое помещение), чтобы конфликт не разгорелся вновь. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, безусловно, выполняя задачи по охране порядка, невозможно избежать ситуаций, которые в разной степени не были бы связаны с опасностью для сотрудников правоохранительных органов. Однако их работа может и должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить минимум риска при выполнении опасных заданий. Немаловажную роль в этом может сыграть учет международного опыта обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов.

——————————————————————