Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным в исправительных учреждениях

(Коптяева О. А.) («Российский следователь», 2006, N 12)

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

О. А. КОПТЯЕВА

Коптяева О. А., старший юрисконсульт НИИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Находясь в условиях строгой изоляции, осужденные лишены полноценного общения с внешним миром, и им довольно проблематично самим, без помощи других лиц, отстаивать свои права и законные интересы. В связи с этим по сравнению с гражданами, находящимися на свободе, они существенно ограничены в возможности выбора по своему усмотрению субъектов для получения юридической помощи. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч. 8 ст. 12 УИК РФ). Однако законом не предусмотрено, какие именно лица, кроме адвокатов, имеют право на оказание такой помощи осужденным к лишению свободы. Бесконтрольный допуск к оказанию юридической помощи всех желающих или желаемых самим осужденным лиц противоречит требованию Конституции РФ (ч. 1 ст. 48) о праве не просто на юридическую помощь, а на квалифицированную (профессиональную) юридическую помощь, так как допуск в качестве защитника (представителя) лица, не сведущего в данного рода деятельности, может вовсе оказаться не помощью для осужденного, а, напротив, навредить его положению. Ведь вполне очевидно, что гражданин, оказавшийся в положении осужденного, обычно не обладает всем объемом знаний, с помощью которых можно эффективно защитить свои права. Исходя из того что оказание юридической помощи гражданам, в том числе осужденным, является одной из функций правоохранительной деятельности государства, логично предположить, что Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации под иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, прежде всего имел в виду представителей правоохранительных органов, так как на всех них лежит обязанность не только по защите прав личности, но и по оказанию юридической помощи путем разъяснения прав и способов их обеспечения как в рамках различных видов судопроизводства, так и при организации и проведении приема посетителей. Из числа органов, оказывающих юридическую помощь осужденным, к правоохранительным прежде всего должна быть отнесена прокуратура. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Иными словами, прокуратура — это государственно-правовой институт защиты законности и правопорядка, прав и свобод личности <1>. ——————————— <1> См.: Кехлеров С. Г. Некоторые итоги и потенциал правозащитной деятельности прокуратуры // Права человека в России и правозащитная деятельность государств: Сб. мат-лов всероссийской науч.-практ. конференции, 12 мая 2003 г. / Под ред. В. Н. Лопатина. СПб., 2003. С. 45.

Ярким проявлением правозащитного предназначения и потенциала прокуратуры предстает осуществляемый ею надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава вторая Закона) и как его составная часть — надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава четвертая Закона). Данная отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом. В не меньшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными. В своем обращении «О развитии органов прокуратуры» <2> Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка особо обратил внимание на то, что «у нас крайне низок уровень правовой грамотности населения, есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. В этих условиях именно органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права». ——————————— <2> Чайка Ю. Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. N 7. С. 5 — 8.

Согласно ст. 32 Закона о прокуратуре в предмет ее надзора входит законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях, соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей осужденных. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющих правовое положение осужденных. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоставил широкие полномочия прокурорам при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами. На это ориентирует и Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. N 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» <3>. ——————————— <3> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. N 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» (с изм. от 4 февраля 2004 г.).

Осужденные имеют право обращаться в органы прокуратуры лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Это их конституционное право как граждан России. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросах осужденных, проводимых во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим. Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверяются с выездом на место. При этом работники прокуратуры располагают как уголовно — и административно-процессуальными, так и гражданско-процессуальными возможностями, а также процедурой протеста и представления. Необходимо отметить, что в соответствии с Законом прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации с высшим юридическим образованием, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Данное положение свидетельствует о том, что Закон о прокуратуре гарантирует профессиональную юридическую помощь, оказываемую осужденным прокурорами. Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Прокурору не обязательно ждать поступления обращений осужденных или иных заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» основанием для проведения проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Важно отметить, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод осужденных таковы, что не требуют применения сложной процедуры судебного разбирательства, и прокурор избирает более оперативный путь разрешения правового конфликта, указав тот конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы. Он также разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права <4>. ——————————— <4> См.: Гошуляк В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005. С. 161 — 163.

Прокурорские проверки характеризуются оперативностью. При необходимости прокурор может провести проверку внезапно, в нерабочее время, чтобы предотвратить сокрытие факта нарушения закона или его последствий. Законом, а также приказами Генерального прокурора РФ установлены жесткие сроки рассмотрения органами прокуратуры жалоб и заявлений осужденных по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих органов прокуратуры. Одним из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающим его специфику, является инициативность. Именно инициативность позволяет прокуратуре, например, выявлять и устранять незаконные правовые акты министерств, ведомств, органов власти и местного самоуправления, которые довольно редко попадают в орбиту судебного контроля по обращениям осужденных. В то же время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор собственными надзорными средствами не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и благодаря императивности судебных полномочий может добиться восстановления законности. Деятельность прокуратуры характеризуется также стабильностью. С данной характеристикой тесно связано то, что в отличие от адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным, весьма немаловажным для прокурорского надзора является и бесплатность, а значит, полная доступность для осужденных. Обращения в прокуратуру не требуют оплаты государственной пошлины, привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в случае нарушения прав и свобод осужденных, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В этом случае осужденный освобождается и от значительных материальных затрат (ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и др.). Именно по этим причинам осужденные, когда они считают, что их права нарушены, обращаются главным образом в прокуратуру. В ряде случаев, когда у прокурора нет полномочий по разрешению возникшей проблемы, он подсказывает осужденным, в какие органы они могут обратиться за защитой своих прав, тем самым разъясняя законодательство, оказывая им юридическую помощь в виде устных советов и справок. Возможность комплексно подходить к вопросам устранения нарушений закона, прав и свобод осужденных, инициативность и безвозмездность надзора позволяют прокуратуре выступать надежным средством правозащиты. Защита человека — дело чести прокурора <5>. ——————————— <5> См.: Кехлеров С. Г. Некоторые итоги и потенциал правозащитной деятельности прокуратуры // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сб. мат-лов всероссийской науч.-практ. конференции, 12 мая 2003 г. / Под ред. В. Н. Лопатина. СПб., 2003. С. 46 — 47.

Все эти и множество иных данных <6> свидетельствуют, что встречающиеся предложения о необходимости ограничения или тем более отстранения прокуратуры от правозащитной деятельности находятся в резком противоречии с интересами общества и государства. Реализация подобных предложений приведет к тому, что защита прав осужденных будет осуществляться лишь посредством судебного контроля. При этом, с одной стороны, осужденные будут вынуждены обращаться к адвокатам и платить им немалые деньги за юридические консультации, за составление документов, оплачивать государственной пошлиной исковое заявление, жалобу и т. д., а с другой — судам, которые и так перегружены делами, прибавится новая работа, которую ныне осуществляет прокуратура. ——————————— <6> См., напр.: письмо о позиции Уполномоченного по проекту Федерального закона «О прокуратуре РФ», адресованное Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу, от 6 декабря 2000 г. // Защита прав человека: Сборник документов 1998 — 2000. М., 2001. С. 747.

Приведенные факты указывают на необходимость усиления правозащитной роли прокуратуры путем расширения ее полномочий в данной сфере, дальнейшего укрепления прокурорской системы как единой, централизованной и многопрофильной надзорной структуры. «Правозащитная деятельность прокуратуры должна стать системообразующей, поскольку главной задачей любой отрасли прокурорского надзора является защита прав и свобод человека» <7>. ——————————— <7> Чайка Ю. Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. N 7. С. 5.

На современном этапе общественного развития ограничение полномочий прокурора в этой сфере деятельности преждевременно, так как без активной роли прокурора права осужденных надлежащим образом гарантированы и защищены быть не могут. Это особенно важно, если иметь в виду, что гражданин, отбывающий наказание в исправительном учреждении, в силу изоляции от общества остается наиболее ущемленным в возможности самостоятельно отстаивать свои права.

——————————————————————