Поправки к авторскому проекту Федерального закона РФ «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей»

(Капорина Е. Е.)

(«Исполнительное право», 2006, N 4)

ПОПРАВКИ К АВТОРСКОМУ ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ

«ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ

ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

Е. Е. КАПОРИНА

Капорина Е. Е., заместитель руководителя Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю — Главного судебного пристава.

1. Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» (далее — проект Закона) предполагается реформирование принудительного исполнения путем упразднения Федеральной службы судебных приставов и создания системы частных судебных приставов-исполнителей. При этом данное в п. 1 ст. 1 проекта Закона определение исполнительной деятельности не предусматривает исполнение исполнительных документов, в которых взыскателями выступают государство в лице уполномоченных государственных органов, а также уполномоченные муниципальные органы. В этой связи не определен порядок принудительного взыскания налоговых, таможенных платежей, штрафов, государственной пошлины. Предлагаем понятие исполнительной деятельности изложить в следующей редакции:

«Исполнительной деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, направленная на реальное, полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, оказываемая по договору на профессиональной основе лицами, получившими статус частного судебного пристава-исполнителя (далее — судебного пристава-исполнителя) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам, уполномоченным государственным и муниципальным органам (далее — взыскателям) в целях защиты и обеспечения их прав, свобод и интересов».

2. Абзац 2 п. 1 ст. 2 проекта Закона целесообразно изложить в следующей редакции:

«Частный судебный пристав-исполнитель не вправе совмещать свою работу с иной оплачиваемой работой, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности».

3. Подпункт 1 п. 2 ст. 2 проекта Закона: «Оказывая юридическую помощь по исполнению исполнительного документа, частный судебный пристав-исполнитель вправе исполнять исполнительные документы в строгом соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, регулирующими отдельные вопросы исполнительного производства» — это обязанность, а не право частного судебного пристава-исполнителя.

4. Пункт 2 ст. 3 проекта Закона. Неясна формулировка «частные судебные приставы-исполнители обязаны обеспечить соблюдение минимальных гарантий правовой защиты сторон исполнительного производства в соответствии с Конституцией Российской Федерации…». Предлагаем исключить слово «минимальных».

5. Пункт 3 ст. 6 проекта Закона — «Полномочия». Для надлежащего исполнения требований исполнительных документов судебному приставу-исполнителю также необходимо предоставить следующие права, не включенные в п. 3 ст. 6 проекта Закона:

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

6. Пункт 2 ст. 8 проекта Закона предлагаем дополнить подп. 3:

«3) не отвечающие требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи».

7. Согласно ст. ст. 11, 12 проекта Закона статус частного судебного пристава-исполнителя присваивается со дня принятия присяги. Целесообразно указать, что соискателю статус частного судебного пристава-исполнителя присваивается со дня внесения соответствующей записи в реестр частных судебных приставов-исполнителей.

8. Подпункт 5 п. 1 ст. 16 проекта Закона дублирует подп. 4 п. 2 этой же статьи.

9. Подпункт 5 п. 3 ст. 6 проекта Закона и ст. 24 проекта Закона закрепляют положение о том, что частный судебный пристав-исполнитель не вправе отказаться от исполнения исполнительного документа, а также определяют перечень исполнительных документов, исполнение которых частный судебный пристав-исполнитель должен осуществлять бесплатно.

Необходимо отметить, что в качестве негативного последствия возможно поступление исполнительных документов (например, о взыскании алиментов) к одному судебному приставу в большом объеме. При этом он не вправе будет отказаться от их исполнения и в то же время должен будет осуществлять свою деятельность бесплатно (за счет компенсации из бюджета). Такая ситуация может привести к тому, что судебный пристав не будет иметь стимула к работе, в связи с чем целесообразно закрепить принцип территориальности деятельности частного судебного пристава-исполнителя.

10. В главе 5 проекта Закона «Заключительные и переходные положения» указано, что после принятия Закона судебные приставы-исполнители получают статус частных судебных приставов-исполнителей после сдачи квалификационного экзамена либо без сдачи такого экзамена.

Однако в ситуации перехода к частноправовой системе исполнения исполнительных документов не определено дальнейшее положение судебных приставов по ОУПДС.

11. Требует уточнения процедура передачи имущества службы судебных приставов (федеральное имущество) к частным судебным приставам-исполнителям.

——————————————————————