Нотариус Российской империи: нормативно-правовые и организационные основания деятельности

(Карнаушенко Л. В.) («Нотариус», 2007, N 1)

НОТАРИУС РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. В. КАРНАУШЕНКО

Карнаушенко Л. В., кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Допускаемую Положением о нотариальной части 1866 г. возможность добровольного соглашения между сторонами и нотариусом при определении вознаграждения нотариуса за его действия современники относили к числу основных недостатков действующего законодательства <1>. Такса была установлена лишь для исключительного случая — отсутствия соглашения (в отличие от законодательства зарубежных стран, где, наоборот, добровольное соглашение допускалось лишь как исключение, а труд нотариусов оценивался прежде всего установленной государством таксой (Франция, Германия, Бельгия, Голландия), либо добровольное соглашение запрещалось вообще под угрозой недействительности произведенных нотариусом действий (Австрия)) <2>. Широко было распространено мнение о том, что деятельность нотариуса неизменно связана с его большими доходами. Однако материально были обеспечены лишь нотариусы столиц и больших городов. Для материального обеспечения всех без исключения нотариусов требовалось признать их состоящими на государственной службе, имеющими право производства в чины, право на зарплату, пенсию, пособия для детей и вдов. Существование договорного соглашения о плате вносило в нотариальную деятельность нежелательный коммерческий характер, в том числе начала конкуренции <3>. Нотариус становился наполовину чиновником, наполовину коммерсантом. Это породило небеспочвенный подрыв доверия к нотариусу со стороны населения и обвинение последнего в злоупотреблениях, поскольку открывало широкую возможность для вымогательства и злоупотреблений, особенно в небольших местностях, где клиенты поневоле вынуждены были подчиняться произвольной оценке нотариусом своих действий. Для предотвращения злоупотреблений со стороны нотариусов своим служебным положением со стороны государства были предприняты попытки организации строгого надзора за нотариусами и установления их ответственности за должностные преступления и проступки. ——————————— <1> Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее Нотариальное положение от 14 апреля 1866 г. С. 236. <2> Черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 27. <3> Олейнова А. Г. История становления законодательства о нотариате в России. С. 51.

Положение о нотариальной части запретило нотариусам совершать действия от своего имени или на свое имя, а также действовать в интересах своих супругов и родственников по прямой линии — без ограничения степени родства, в интересах родственников по боковой линии — до четвертой степени, а также в интересах свояков, лиц, находящихся под опекой этого нотариуса, усыновителей и усыновленных. Действия, совершенные в интересах вышеуказанных лиц, признавались недействительными. Правда, это было практически единственное ограничение деятельности нотариусов, предусмотренное непосредственно в Положении о нотариальной части. Отсутствие статей об уголовной и дисциплинарной ответственности нотариуса как должностного лица было восполнено положениями иных законодательных актов. В частности, ответственность нотариусов была зафиксирована в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. в положениях о преступлениях и проступках чиновников крепостных дел. «Уложение…» различало следующие виды преступных деяний нотариусов: неисполнение нотариусами обязанностей, возложенных на них законом, злоупотребление теми полномочиями, которые предоставлены им законом. Ответственность за эти преступления носила больше дисциплинарный, нежели уголовный характер. Но все они именовались уголовными. Отдельной же группы деяний, за которые следовала бы дисциплинарная ответственность, не существовало. Наказания налагались как по судебному приговору, так и в порядке дисциплинарного взыскания. Обо всех случаях нарушений или действий нотариусов на службе, не соответствующих занимаемому ими положению, в том числе о пренебрежительном отношении к своим обязанностям, о совершении ими действий вне службы, противоречащих нравственным и моральным устоям в обществе, несовместимых с их званием, председатель или прокурор окружного суда сообщали в суд, который, выслушав объяснения нотариуса, решал вопрос об оставлении нотариуса на занимаемой им должности. Жалобы на действия нотариусов при исполнении ими своих обязанностей приносились в тот окружной суд, которому был подведомствен конкретный нотариус <4>. Для принесения жалобы устанавливался двухнедельный срок со дня совершения или несовершения действия. Надзор за деятельностью младших и старших нотариусов, а также за их помощниками был подчинен общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства <5>. ——————————— <4> Шаповалова Л. Л. Институт нотариата в России: Историко-правовой аспект. С. 22. <5> Учреждение судебных установлений. П. «д» ст. 249; ст. 261 — 262.

В случае отсутствия нотариуса в какой-либо местности его полномочия возлагались на мировых, городских судей либо на уездных членов окружного суда <6>. Последние не вносили залог, не были подконтрольны судам и судебным палатам и выполняли лишь ограниченный круг нотариальных действий. За совершаемые действия судьи получали плату в соответствии с нотариальной таксой. Если же в конкретной местности (например, в силу ее небольших размеров) не было и судей, то обязанности нотариуса возлагались на чиновников местной полиции <7>. ——————————— <6> Положение о нотариальной части. Ст. 2. <7> Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее Нотариальное положение от 14 апреля 1866 г. С. 205 — 208.

В законодательстве предусмотрено предотвращение возможности злоупотреблений нотариусов своим служебным положением посредством организации надзора за ними и установления строгой ответственности за упущения и злоупотребления по должности. Надзор за деятельностью младших и старших нотариусов и их помощников, взыскания с них за упущения и злоупотребления по должности подчинены общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства <8>. Окружные суды могут по своему усмотрению поручать уездным членам свидетельствование и ревизию книг и дел нотариуса, находящегося в пределах их уезда <9>. ——————————— <8> Учреждение судебных установлений. П. «д» ст. 249; ст. 261 — 262; Устав уголовного судопроизводства. Ст. 1066 — 1128. <9> Положение о нотариальной части. Ст. 58.

За упущения или действия нотариусов по службе, не соответствующие занимаемому ими положению, а также за пренебрежительное отношение их к своим обязанностям или совершение ими действий вне службы, противных нравственности и несовместимых с достоинством их звания, виновные привлекаются к ответственности <10>. Обо всех подобных случаях председатель или прокурор окружного суда доводят до сведения суда, который, выслушав объяснения нотариуса, на распорядительном заседании решает вопрос о возможности оставления нотариуса в занимаемой им должности, и в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно принимает меры к охранению вверенного нотариусу частного имущества. Заключение суда со всеми имеющимися в его распоряжении данными о деятельности нотариуса представляется на усмотрение старшего председателя судебной палаты, который, если признает необходимость, может уволить нотариуса с должности без прошения, доводя до сведения Министра юстиции те обстоятельства, которые послужили поводом к его увольнению. ——————————— <10> О надзоре за нотариусами и об их ответственности см.: Положение о нотариальной части. Ст. 57 — 64.

В соответствии со ст. 64 Положения о нотариальной части иск о возмещении нотариусом убытков, причиненных его действиями, предъявляется в том окружном суде, в ведомстве которого состоит нотариус. Об организации надзора за нотариусами и их ответственности свидетельствует следующее: — относительно старших и младших нотариусов и лиц, исполняющих их обязанности, Государственный контроль имеет право определять качество совершенных или засвидетельствованных ими актов и делать начеты в случае нарушения интересов казны <11>; ——————————— <11> Решение Сената 1879 г. N 47.

— действия нотариуса, совершенные им не по прямой его обязанности, а в силу предоставленного ему права и вследствие особого доверия к нему на основании его служебного положения, составляют действия его по должности нотариуса, и допущенные им в подобных действиях злоупотребления составляют преступления по службе <12>. Поэтому, например, нотариус, которому частным лицом даны деньги для внесения крепостных пошлин старшему нотариусу, за присвоение этих денег подлежит суду как за преступления по должности, хотя исполнение подобных поручений не является обязанностью нотариусов; ——————————— <12> Решение Сената 1872 г. N 1146; 1874 г. N 264; 1886 г. N 5.

— постановления палаты о рассмотрении действий нотариусов в распорядительном заседании не подлежат обжалованию в кассационном порядке, так как такие постановления зависят от суда и не составляют ни решения по существу дела, ни даже заключения о возбуждении дисциплинарного производства <13>; ——————————— <13> Решение Сената 1878 г. N 65.

— нотариусы подвергаются денежному взысканию независимо от того, допущен был ими недобор гербовых пошлин умышленно или по ошибке <14>; ——————————— <14> Решение Сената 1879 г. N 47.

— нотариус, причинивший убытки частному лицу, может быть присужден к возмещению их независимо от привлечения его к личной ответственности и не выжидая возбуждения вопроса о его личной ответственности <15>; ——————————— <15> Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. 1. В силу ст. 684, а не ст. 677; решение Сената 1877 г. N 127.

— иску об убытках с нотариуса за совершение или явку долгового акта от неправоспособного лица должно предшествовать обращение требования к непосредственному должнику <16>; ——————————— <16> Решение Сената 1888 г. N 23.

— окружной суд в решениях по искам к нотариусам о вознаграждении за причиненные их действиями убытки может присудить взыскание из залога нотариуса. Нотариус несет денежную ответственность своим залогом в тех случаях, когда совершит акт, законом положительно воспрещенный <17>, или когда нотариус действовал недобросовестно <18>. ——————————— <17> Решение Сената 1888 г. N 28. <18> Решение Сената 1897 г. N 47.

В интересах торговли, для более быстрого и удобного совершения коммерческих сделок, в больших торговых и портовых городах России правительством утверждались особые биржевые маклеры, выполнявшие некоторые функции младших нотариусов. Биржевые маклеры ежегодно получали особую маклерскую книгу, прошнурованную, пронумерованную и скрепленную печатью департамента торговли и мануфактур. При заключении торговых сделок (касающихся движения финансового капитала, а также вексельных обязательств) в эту книгу вносились маклерские записи, считавшиеся неопровержимым документом для договаривающихся сторон <19>. Биржевые нотариусы, избираемые бессрочно из биржевых маклеров и утверждаемые департаментом торговли и мануфактур, получали от департамента особые книги для записи засвидетельствованных ими актов с иностранными гражданами и по три печати с государственным гербом, указанием города и имени нотариуса на трех языках (немецком, французском и английском). В обязанности биржевых нотариусов входило удостоверение актов с иностранными гражданами. За свои действия нотариусы взимали плату, либо установленную взаимным соглашением сторон, либо по таксе, установленной для биржевых маклеров <20>. ——————————— <19> Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее Нотариальное положение от 14 апреля 1866 г. С. 209 — 211. <20> Гурлянд Я. Юридический разбор нотариальных вопросов. О недостатках действующего Нотариального положения и способ к их устранению. СПб., 1857. С. 12 — 20.

После вступления в действие Положение о нотариальной части нашло свое продолжение в многочисленных подзаконных актах — решениях Сената, судов, Министерства юстиции, которые дополняли, развивали и толковали Положение, что свидетельствует о наличии неурегулированных Положением вопросов или урегулированных им не в полной мере (в некоторых случаях — неприменимо к российским условиям). Серьезную роль в устранении пробелов Положения сыграл Сенат <21>. Его решения внесли уточнения в большинство статей, адаптировав их к российской действительности. ——————————— <21> См.: Олейнова А. Г. История становления законодательства о нотариате в России. С. 55 — 56.

Таким образом, нотариусы в XIX в. должны были строить свою деятельность в соответствии с законодательством, полным пробелов, но при этом крепко связывающим их своими статьями. Нотариус стал исполнителем «буквы закона», боявшимся руководствоваться его «духом» и не решавшимся действовать по аналогии, если нужное действие напрямую не было разрешено законом <22>. По словам современников, «одни нотариусы вовсе отказались от действий, не имевших прочной опоры в законе, а другие, более смелые, совершая таковые, призывали на помощь свои личные взгляды, свои личные соображения» <23>. Такое положение вело к произволу: «…сложные юридические вопросы при совершении гражданских сделок и других нотариальных действий разрешались свободно и легко, как кому из нотариусов заблагорассудилось. Из нотариуса, исполнительного органа, каким создал его закон, призванного для легализации актов и скрепления сделок, появился комментатор и толкователь закона, не по духу его или аналогии, а по… фантазии» <24>. ——————————— <22> Олейнова А. Г. История становления законодательства о нотариате в России. С. 56. <23> Гурлянд Я. Юридические вопросы и задачи. СПб., 1883. С. 24. <24> Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее Нотариальное положение от 14 апреля 1866 г. С. 138 — 139.

——————————————————————