Три десятилетия работы

(Саттаров В.)

(«Законность», 2007, N 4)

ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РАБОТЫ

В. САТТАРОВ

Саттаров В., начальник отдела прокуратуры Республики Татарстан, кандидат социологических наук.

Более 30 лет транспортные прокуроры исполняли свои функции в особых условиях. Полномочия их зависели от месторасположения и подчиненности транспортных артерий, и, невзирая на расположение на территории того или иного субъекта Федерации, подчинялись они тем вышестоящим транспортным прокурорам, на территории которых располагались головные ведомственные организации транспорта (например, в г. Горький, ныне — Нижний Новгород, располагалась Волго-Вятская транспортная прокуратура, в г. Куйбышев, ныне — Самара, — Средневолжская транспортная прокуратура).

Со временем возникла необходимость в перестройке всей системы транспортных прокуратур. Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 г. N 23 надзор за исполнением законов в аппаратах таможенных управлений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений железных дорог, воздушного, водного и автомобильного транспорта, морских и речных пароходств, бассейновых инспекций, а также морских и речных регистров был возложен на прокуроров тех субъектов Федерации, на территории которых находятся перечисленные органы. Таким образом, транспортные прокуратуры были подчинены прокурорам субъектов РФ.

В новых условиях предстояло провести большую организационную работу, и прежде всего по установлению границ поднадзорных территорий, определить основные направления деятельности, организовать правильное планирование работы, координацию деятельности с другими правоохранительными органами. В свете этих требований отдел прокуратуры РТ подготовил сборник — первый выпуск «Библиотеки транспортного прокурора», куда помимо нормативных документов Генеральной прокуратуры РФ вошли вновь разработанные документы, в которых раскрыты важнейшие направления деятельности транспортных прокуратур. В сборник включены основные документы, которыми необходимо руководствоваться в повседневной работе, а также методики проведения проверок, образцы документов прокурорского реагирования.

После перехода Татарской транспортной прокуратуры в подчинение прокуратуры Республики Татарстан ее деятельность по всем направлениям активизировалась, а показатели работы значительно улучшились.

Так, по сравнению с 2000 г. значительно усилился надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Если в 2000 г. было выявлено 101 нарушение в сфере соблюдения трудовых прав граждан, то в 2005 г. этот показатель достиг 127, а за 11 месяцев 2006 г. зафиксировано 157 таких нарушений. При этом если ранее основной мерой прокурорского реагирования на подобные нарушения было внесение представлений, то сейчас практикуется возбуждение дел об административных правонарушениях. Сегодня проводится активная работа по предъявлению исков о взыскании заработной платы.

Также активизировалась деятельность по надзору за административной практикой: в 2000 г. принесен 21 протест на незаконные постановления о наложении административного взыскания, а только за 11 месяцев 2006 г. — 27 протестов.

В сравнении с 2000 г. значительно улучшились показатели работы по надзору за соблюдением законодательства о безопасности движения и защите прав потребителей на объектах транспорта.

Татарская транспортная прокуратура — одна из лучших транспортных прокуратур Поволжского региона.

Зная работу транспортных прокуратур не понаслышке (с 1994 г. работал заместителем Камского транспортного прокурора, а с 2001 г. — начальником отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах), могу сказать, что в этой прокуратуре подготовленные, квалифицированные кадры с большим опытом работы.

Как известно, деятельность транспортных прокуратур специфична, здесь нужно глубокое знание вопросов безопасности движения на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, знание таможенного законодательства. Главная задача транспортных прокуратур — обеспечение методами прокурорского надзора безопасности движения, недопущение крушений, катастроф.

Должен сказать, что благодаря слаженной работе коллектива транспортной прокуратуры и взаимодействию с контролирующими органами за последние годы чрезвычайных происшествий не было допущено.

Особо хочется отметить принципиальную позицию прокуратуры в надзоре за органами внутренних дел на транспорте. Здесь сочетается и помощь в вопросах расследования преступлений, обучения личного состава милиции применению законодательства, и строгий спрос с нарушителей законов. Так, на протяжении последних нескольких лет сотрудники Татарской транспортной прокуратуры привлекли к уголовной ответственности несколько руководителей и сотрудников транспортной милиции. В 2004 г. было возбуждено 3, в 2005 г. — 4, а за 11 месяцев 2006 г. — 5 уголовных дел в отношении сотрудников ОВД. Все дела направлены в суд. В 2005 г. возбуждено уголовное дело в отношении начальника ОВД на метрополитене Х. по факту понуждения им подчиненных к действиям сексуального характера. Приговором Вахитовского районного суда г. Казани от 27 июля 2006 г. Х. признан виновным в совершении преступления и осужден.

В 2006 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, п. «в» ч. 3 ст. 286, п. «а», «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК в отношении начальника отделения уголовного розыска Казанского ЛОВД на речном транспорте С. Приговором Вахитовского районного суда г. Казани от 13 ноября 2006 г. С. осужден на 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Новым стало также и то, что с 2001 г. Татарской транспортной прокуратурой фактически создана методика расследования уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 322 и 327 УК, в отношении иностранных граждан, в основном из ближнего зарубежья, незаконно пересекающих государственную границу с проставленными в их документах фиктивными штампами о выезде из РФ и въезде в РФ с целью незаконного пребывания в нашей стране. Практика расследования и в особенности рассмотрения этих дел в суде складывалась непросто. За указанный период Татарской транспортной прокуратурой успешно расследовано и направлено в суды более двух сотен таких уголовных дел.

До 2001 г. следователи Татарской транспортной прокуратуры практически не возбуждали уголовные дела в отношении сотрудников таможенных органов. С 2002 г. ежегодно в суд направляется по 2 уголовных дела в отношении сотрудников Татарстанской таможни, и по ним судом выносятся обвинительные приговоры. Например, в 2004 г. в Верховный суд Республики Татарстан направлено уголовное дело по ч. 1 и ч. 2 ст. 290 УК в отношении ведущего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста «Аэропорт-Казань» З., который осужден к лишению свободы сроком на 3 года. В 2005 г. в Приволжский районный суд г. Казани направлено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК в отношении начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля в неторговом обороте Казанского таможенного поста Татарстанской таможни И., который осужден к штрафу в размере 100 тыс. руб.

В августе 2001 г. Татарской транспортной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты платежей при таможенном оформлении 94 автомобилей, ввозимых на территорию РФ. В 2002 г. из-за особой сложности уголовное дело передано для производства предварительного расследования в прокуратуру РТ. В ходе его расследования предъявлено обвинение некоторым лицам, в том числе и сотрудникам Татарстанской таможни, возмещен ущерб от неуплаты таможенных платежей на сумму более 14,5 млн. руб.

Жизнь показала, что нахождение транспортных прокуратур в составе прокуратур субъектов Федерации способствует повышению результативности их работы, более оперативному решению всех вопросов. В то же время создание в Генеральной прокуратуре управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах для проведения методической, аналитической работы позволит еще успешнее организовать деятельность транспортных прокуратур, обеспечить их более эффективную работу.

——————————————————————