Обеспечение защиты прав предпринимателей в сфере оказания государственных и муниципальных услуг

(Воронина И. В.) («Безопасность бизнеса», 2013, N 3)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ <*>

И. В. ВОРОНИНА

——————————— <*> Voronina I. V. Ensuring protection of rights of entrepreneurs in the sphere of rendering state and municipal services.

Воронина Ирина Владимировна, заместитель Гусь-Хрустального межрайонного прокурора.

С учетом важности поставленных Президентом Российской Федерации задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты, надзор за исполнением законодательства в названной сфере определен одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.

Ключевые слова: защита прав предпринимателей, государственные, муниципальные услуги.

Taking into consideration the significance of tasks of improvement of conditions of conduct of business and ensuring a guaranteed protection thereof set by the President of the Russian Federation, the supervision of legislative execution in the said sphere is determined as one of priority directions of the procurator’s activities.

Key words: protection of rights of entrepreneurs, state, municipal services.

Актуальность проблемы обеспечения защиты прав предпринимателей в сфере оказания государственных и муниципальных услуг связана с тем, что в настоящее время имеют место факты нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при оказании государственных и муниципальных услуг, проведении проверочных мероприятий органами контроля (надзора), реализации преимущественного права на выкуп арендованного государственного либо муниципального имущества. Возможному решению данной проблемы и посвящена данная статья.

Оказание государственных и муниципальных услуг через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления губернатора Владимирской области от 25.08.2009 N 697 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе создаваемых многофункциональных центров Владимирской области на 2009 — 2011 годы» в г. Гусь-Хрустальный был создан Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Гусь-Хрустальный (далее — учреждение). Основными целями деятельности учреждения в соответствии с Уставом являются: — упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг; — сокращение сроков предоставления массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг; — повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг; — противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг; — повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг качеством их предоставления; — повышение информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг. В настоящее время в учреждении на основании заключенных соглашений оказываются 62 государственные и муниципальные услуги. За неполных 3 года на базе учреждения оказано 53168 государственных и муниципальных услуг. Данные услуги в основном оказываются жителям города Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района. Несмотря на то, что государственные и муниципальные услуги учреждением могут оказываться в том числе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обращение предпринимателей города Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района за получением государственных и муниципальных услуг ничтожно мало. Возможно, это связано с тем, что услуги, оказываемые учреждением, больше ориентированы на помощь и упрощение процедур получения государственных и муниципальных услуг гражданами, а не предпринимателями. Анализ выполнения задания по видам услуг показывает, что спрос на услуги и, соответственно, вклад различных организаций в оказание услуг населению города и района на базе многофункционального центра различны. 69,2% — это услуги, связанные с реализацией социальных льгот ветеранов, одиноких и престарелых граждан, семей с детьми, «почетных доноров», жертв политических репрессий и получателей субсидий на оплату ЖКУ, 24,6% — услуги по выдаче полисов обязательного медицинского страхования; 5,8% — услуги территориальной миграционной службы; 0,5% — услуги территориального отдела регистрации недвижимости, кадастра и картографии. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Многофункциональный центр в большей степени ориентирован на предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам, а не юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, т. е. в данном случае интересы предпринимателей не учитываются в той мере, в какой это необходимо. В связи с этим в июне 2013 г. учреждением заключено соглашение с управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области, на основании которого учреждением будет оказываться услуга по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей в сфере оказания государственных и муниципальных услуг

В целях осуществления надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Гусь-Хрустальной межрайпрокуратурой на постоянной основе проводится анализ сведений о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в том числе жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности, сообщений средств массовой информации, статистических данных, материалов контролирующих органов. Кроме того, межрайпрокуратурой проводится правовая экспертиза нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. В ходе проведения проверки правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих предоставление муниципальных услуг, в 2013 г. было выявлено 20 нормативных правовых актов, которые противоречат требованиям действующего законодательства. Так, постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Гусь-Хрустальный муниципальной услуги «Оформление прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения» (далее — Регламент). В соответствии с требованиями п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, т. к. они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В нарушение указанного требования законодательства п. 2.3 Регламента не предусматривает разделения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, т. к. они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с п. «а» ч. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, наличие завышенных требований, предъявляемых к заявителю при реализации его права, является коррупциогенным фактором. Согласно ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. В нарушение данного требования законодательства раздел 2 Регламента не предусматривает перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. В соответствии с требованиями п. 13 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг. Регламентом показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг не установлены. В соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги. Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги разделом 2 Регламента не предусмотрен, что в соответствии с п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, является коррупциогенным фактором. Также Административный регламент не содержит в себе положений, предусматривающих незамедлительное направление в органы прокуратуры материалов проверки и жалоб, в ходе рассмотрения которых в действиях должностных лиц установлены признаки состава административного правонарушения или преступления. По протесту межрайпрокурора данный правовой акт приведен в соответствие требованиям законодательства. Таким образом, для обеспечения защиты прав предпринимателей в сфере оказания государственных и муниципальных услуг необходимо сосредоточить усилия на устранении административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности, обратив особое внимание на соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности, при оказании услуг в сфере реализации государственных полномочий (при выдаче лицензий, проведении экспертиз, подготовке документации, сертификации продукции и др.). Для этого необходимо на постоянной основе организовать обмен информацией, взаимодействие с представителями предпринимательских сообществ и предпринимателями, осуществляющими деятельность на поднадзорной территории, с целью выявления и пресечения нарушений в данной сфере. В настоящее время межрайпрокуратурой ведется активная работа в данном направлении.

Литература

1. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». 2. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 13.08.2009 N 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры». 3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 4. Постановление губернатора Владимирской области от 25.08.2009 N 697 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе создаваемых многофункциональных центров Владимирской области на 2009 — 2011 годы».

——————————————————————