Обеспечение реализации национальных проектов

(Пономарев Ю., Филипенко С.)

(«Законность», 2007, N 5)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Ю. ПОНОМАРЕВ, С. ФИЛИПЕНКО

Пономарев Ю., прокурор Костромской области.

Филипенко С., начальник отдела прокуратуры Костромской области.

Обеспечение реализации национальных проектов — одна из важнейших государственных задач.

Эффективность прокурорского надзора на этом направлении во многом зависит от правильной организации работы. В связи с этим надо задействовать весь спектр предусмотренных законом полномочий, начиная от координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов, от «общенадзорных» проверок и заканчивая уголовным преследованием.

Прокуратура области собирает и анализирует информацию органов государственного и муниципального финансового контроля о нарушениях при использовании целевых средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию проектов. Прокурорам городов и районов дано указание усилить надзор, создана рабочая группа по изучению состояния законности. На конкретных работников аппарата прокуратуры возложены обязанности по организации этого направления прокурорской деятельности. Поставлена задача повысить эффективность надзора, активизировать работу контролирующих органов.

В целях оперативного реагирования на выявленные правонарушения и преступления налажено взаимодействие с УВД и УФСБ, с органами финансового контроля, с представителями этих служб регулярно проводятся оперативные совещания. Составлен план совместных проверок.

Этот вопрос также рассмотрен на координационном совещании руководителей правоохранительных и контролирующих органов области.

Сотрудники прокуратуры участвуют в заседаниях межведомственной рабочей группы при Главном федеральном инспекторе полномочного представителя Президента РФ в Костромской области.

Ежеквартально финансовые органы, внебюджетные фонды социального и медицинского страхования направляют в прокуратуру информацию о средствах, поступивших на реализацию национальных проектов, и их дальнейшем расходовании.

Таким же образом организована работа и в прокуратурах районного звена.

Значительно повышает результативность надзора взаимодействие с территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, специалисты которого привлекаются к проведению проверок.

Принятые организационные меры позволили добиться улучшения результатов надзорной деятельности.

Серьезное значение для предупреждения правонарушений в сфере реализации национальных проектов оказали уголовные дела, возбужденные в отношении представителей органов власти и управления, их близких родственников.

Прокуратурой области расследовано и направлено в суд уголовное дело по обвинению сына заместителя губернатора, курирующего агропромышленный комплекс, который совершил хищение путем мошенничества более 3,5 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на проведение работ по мелиорации почв в рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России».

Заканчивается расследование уголовного дела в отношении начальника департамента строительства администрации области и должностных лиц Росстроя, похитивших 14,5 млн. руб., выделенных в рамках Федеральной целевой программы «Жилище, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

По нарушениям в части несоблюдения порядка распоряжения земельными участками для жилищного строительства, при предоставлении и определении размера субсидий молодым семьям, оплате труда педагогических работников, поставке медицинского оборудования и подготовке лечебных учреждений внесено 196 представлений, принесено 49 протестов, привлечено к административной ответственности 61 лицо, направлено в суд 55 заявлений, должностным лицам объявлено 18 предостережений о недопустимости нарушений закона.

Принятые меры способствовали тому, что бюджетные средства, материалы и оборудование, выделенные в 2006 г. на реализацию национальных проектов, дошли до получателей.

Прокурорами выявлены нарушения закона при реализации национального проекта «Здоровье».

Больницам поставлялся санитарный транспорт, который не всегда отвечал техническим требованиям государственных контрактов. Приемка транспорта осуществлялась с нарушением закона за счет собственных сил и средств муниципалитетов.

Несмотря на то что в Костромскую область своевременно поставлено диагностическое оборудование, некоторые районные больницы не подготовили помещения для его размещения, а 14 учреждений здравоохранения вообще не получили лицензий на право работы с рентгеноборудованием. В связи с этими обстоятельствами губернатору внесено представление, положение исправляется.

Не в полном объеме решены вопросы диспансеризации различных групп населения, для ее проведения нет необходимого количества врачей отдельных специальностей.

Серьезная работа проведена по вопросу открытия лечебными учреждениями счетов в коммерческих банках, на которые перечислялись средства для оплаты медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности, и за счет которых взыскивалась задолженность по налогам и сборам.

На эти и другие нарушения прокуратура своевременно отреагировала, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

При обеспечении реализации национального проекта «Образование» прокуроры защитили права педагогических работников на получение вознаграждения. Опротестовано постановление губернатора, которым был занижен размер денежных выплат за классное руководство. В результате сельские учителя получили доплаты в полном размере.

Поскольку Костромская область дотационная, то серьезная проблема для реализации национального проекта по направлению «Стимулирование общеобразовательных школ, внедряющих инновационные образовательные программы» — соблюдение необходимых мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений.

Обязательное условие участия в конкурсе на право получения государственной поддержки — наличие у школ лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также созданных в учреждении условий для безопасности учащихся, соблюдение правил пожарной безопасности и санитарных норм. В начале 2006 г. 85 школ не имели лицензий на ведение образовательной деятельности, что повлекло невозможность их участия в конкурсном отборе.

Прокурорами направлено в суд 34 заявления о признании незаконным бездействия учредителей школ, которые не финансировали проведение мероприятий по пожарной и санитарной безопасности. Иски рассмотрены и удовлетворены, большинство решений исполнено. Последовательная работа прокуроров способствовала тому, что за год в 4 раза сократилось количество школ, у которых нет лицензий.

Принятые меры позволили 53 образовательным учреждениям области принять участие в конкурсном отборе, 15 из них выиграли конкурс и получили по 1 млн. руб.

Жилищная проблема остается острой для значительной части населения области, особенно молодых семей. Поэтому национальному проекту «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» прокуратура уделяет самое пристальное внимание.

Принесен протест на постановление губернатора, которым были допущены серьезные нарушения порядка предоставления и методики расчета безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья. Протест удовлетворен.

По направлениям «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» для участия в реализации подпрограммы надо, чтобы не было просроченной задолженности субъекта РФ перед федеральным бюджетом.

Финансовое положение области не отвечает указанным требованиям, в связи с чем она не смогла принять участие в реализации подпрограмм национального проекта и субсидии из федерального бюджета не поступали.

Такие же проблемы испытывает и большинство муниципальных образований, во многих из них нет градостроительной документации, наличие которой — условие для участия в национальном проекте.

Чтобы заставить ответственных лиц принять меры к исправлению ситуации, горрайпрокуроры провели проверки, результаты которых обсуждены на коллегии прокуратуры с участием руководителей администрации области и контролирующих органов. Губернатору, главам районов внесены представления.

По результатам рассмотрения приняты конкретные меры — утверждена и начала действовать областная программа на 2007 — 2010 гг., на основании которой из областного бюджета муниципальным образованиям будут выделяться средства на разработку необходимой документации, что дает им возможность участвовать в этом национальном проекте.

Проводится надзорная работа и при реализации национального проекта «Развитие АПК».

У некоторых глав сельских хозяйств возникает желание поживиться за счет бюджетных средств, получения льготных кредитов. Совместными с Росфиннадзором проверками выявлены нарушения в использовании бюджетных средств, выделенных на уплату процентов по кредитам. Расследуется уголовное дело в отношении руководителя сельхозпредприятия, который получал кредиты для целей, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Уже в ходе проверки все полученные средства были возмещены.

В заключение необходимо отметить, что без усилий всех правоохранительных и контролирующих органов, координации их деятельности достичь реальных результатов в сопровождении реализации национальных проектов будет трудно.

Важное значение в этом играет широкое освещение проводимой работы в средствах массовой информации, взаимодействие с правозащитными организациями, что, несомненно, дает положительный результат, повышает уровень доверия граждан.

Принимаемые меры способны эффективно повлиять на работу прокуратуры, выполнение одной из основных ее функций — правозащитной, отстаивание прав граждан, в особенности социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения.

——————————————————————