Национальный проект по обеспечению жильем: деятельность прокуратуры

(Бессарабова Т.) («Законность», 2007, N 6)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ

Т. БЕССАРАБОВА

Бессарабова Т., НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации, у каждого есть право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен. Жилище признано неприкосновенным. Кроме того, каждому, кто законно находится на территории РФ, гарантировано право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Эти конституционные принципы закреплены и в Жилищном кодексе РФ. В прошлом году Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ совместно с Алтайским краевым Советом народных депутатов в рамках исследования деятельности прокуратуры и иных уполномоченных органов в сфере защиты жилищных прав граждан изучили практику реализации права граждан на жилище. В ходе обобщения по специально разработанной методике было проведено анкетирование 780 респондентов, в том числе работников прокуратуры Алтайского края, депутатов различных уровней, работников органов исполнительной власти, местного самоуправления, граждан. Проведение исследования было вызвано ростом числа нарушений жилищных прав граждан в условиях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Цель исследования — обобщение практики деятельности органов прокуратуры, а также изучение общественного мнения о проблемных моментах и роли прокуратуры в сфере защиты жилищных прав граждан. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что число нарушений жилищного законодательства в стране, выявленных органами прокуратуры за последние шесть лет, постоянно растет. Так, если в 2001 г. было выявлено 16933 нарушения законов, то в 2005 г. их число составило 55152, т. е. увеличилось на 225,7%. Не изменилась ситуация и в 2006 г., только в первом полугодии которого число выявленных нарушений жилищных прав граждан возросло на 79,8% <1>. В 2006 г. органы прокуратуры выявили 92991 нарушение жилищных прав граждан, 7935 незаконных правовых актов. ——————————— <1> Викторов И. О., Макашева А. Ж. О состоянии законности и типичных нарушениях норм Жилищного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов // Жилищное право. 2006. N 11. С. 32.

В результате проведенного анкетирования выяснилось: 75% опрошенных считают, что допускаемые нарушения прав граждан будут тормозить реализацию национального проекта. Необходимость усиления роли прокуратуры в сфере защиты жилищных прав граждан в рамках реализации национального проекта отметили 80% респондентов. Более того, по результатам исследования 84% опрошенных сочли необходимым участие представителей прокуратуры в разработке и внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты РФ и ее субъектов в области жилищных прав граждан. Включение Генерального прокурора РФ в состав Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в очередной раз подтверждает признание стратегического предназначения прокуратуры в решении масштабных общенациональных задач. Следует отметить, что работа на этом участке в органах прокуратуры уже ведется. Анализ материалов прокурорских проверок свидетельствует о неудовлетворительном состоянии законности в процессе реализации национального проекта, наибольшее количество нарушений выявляется в сфере долевого жилищного строительства, что существенно замедляет темпы возведения жилья. Повсеместно нарушается градостроительное, земельное, природоохранное законодательство практически на всех этапах строительства, начиная с момента выделения и отведения земельного участка до проектно-разрешительной документации, приема объектов в эксплуатацию. Эта проблема достаточно актуальна и для Алтайского края. Прокуратура края принимает меры для обеспечения соблюдения законов на этом направлении. Так, в 2006 г. прокуратурами 11 городов и районов края проведена проверка исполнения законодательства о долевом строительстве жилья за период 2005 — 2006 гг. По ее результатам выявлено, что к числу наиболее распространенных нарушений относится ведение строительства без необходимой разрешительной документации, в том числе без разрешений на строительство и заключений государственной экспертизы проектной документации. По фактам этих нарушений прокуроры районов, городов Барнаула и Рубцовска возбудили 11 производств об административных правонарушениях в отношении организаций-застройщиков, в адрес их руководителей внесены представления. Зафиксированы нарушения застройщиками требований законодательства в части объема представляемой для ознакомления информации о застройщике и проекте строительства. По выявленным нарушениям прокуроры вносили представления в адрес руководителей организаций-застройщиков. Представления прокуроров рассмотрены и удовлетворены. Большинство выявленных нарушений устранено, необходимые для строительства документы получены застройщиками, вместе с тем при проведении очередных проверок органы прокуратуры вновь выявляют аналогичные нарушения. Кроме того, действие ФЗ от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), призванного обеспечить дополнительные гарантии для дольщиков, не распространяется на отношения, связанные с инвестированием строительства многоквартирных домов, разрешения на строительство которых получены до вступления в силу этого Закона. А это — большинство строящихся сейчас в Алтайском крае многоквартирных домов. Прокуратура выявляет неединичные факты заключения с гражданами договоров о долевом строительстве многоквартирных домов с нарушением требований ст. 4 Закона. В частности, ООО «Материалстройсервис» (г. Бийск) Алтайского края заключило с гражданами договоры, в которых не было сведений о конкретном объекте долевого строительства, сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства его участнику, гарантийном сроке на объект долевого строительства. Кроме этого, в нарушение Закона договоры не прошли государственную регистрацию. После применения мер прокурорского реагирования нарушения устранены. Анализ поступающих в органы прокуратуры Алтайского края обращений граждан показывает, что часто встречаются такие нарушения, как несоблюдение застройщиками условий договора о сроках сдачи жилых домов в эксплуатацию, невыплата гражданам-инвесторам денежных средств в связи с расторжением договоров инвестирования, продажа застройщиками подвальных помещений многоквартирных домов, неполучение соинвесторами оплаченных квартир после завершения строительства дома. В 2006 г. прокуратурой Алтайского края были оспорены в судебном порядке отдельные положения, содержащиеся во Временных правилах застройки города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы, которые возлагали на заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства лиц не предусмотренные законом обязанности. Решением суда требования прокурора были удовлетворены. Начиная с 2001 г. органы прокуратуры Алтайского края возбудили несколько уголовных дел в этой сфере. Так, возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по сообщениям граждан о хищении у них денежных средств путем мошенничества при строительстве жилых домов. Нарушение прав дольщиков выразилось в том, что руководство строительного предприятия «Барнаулстрой» неоднократно заключало договоры долевого участия с гражданами на одни и те же квартиры. В результате на некоторые квартиры было по 5 — 6 покупателей. В Барнауле в 2006 г. зарегистрировано 2 преступления, связанные с мошенническими действиями при получении гражданами государственных жилищных сертификатов. Расследование этих преступлений находится под контролем прокуратуры Алтайского края. Представляется, что на законодательном уровне следует решить вопрос о наделении органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления полномочиями по контролю и надзору в сфере долевого строительства в многоквартирных домах, а также рассмотреть вопрос о системном проведении независимого аудита строящихся объектов, разработать типовой договор о долевом строительстве, что позволит потенциальным инвесторам лучше понимать особенности возникающих на основе этих договоров правоотношений и избежать ошибок при их заключении. При осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления прокуратура Алтайского края в 2006 г. принимала меры к опротестованию и оспариванию незаконных актов, регулирующих вопросы предоставления земельных участков под строительство, поскольку в некоторых муниципальных образованиях действующие правовые акты противоречили Земельному кодексу РФ. К примеру, по заявлению прокуратуры края решением Центрального районного суда г. Барнаула признаны недействующими нормы положения о порядке признания права собственности на самовольные постройки на территории г. Барнаула, утвержденного постановлением администрации города, устанавливающие обязанность граждан соблюдать досудебный порядок для рассмотрения вопроса о признании права собственности на самовольную постройку путем обращения в главное управление архитектуры и строительства администрации города. Органы местного самоуправления допускают также нарушения установленного Земельным кодексом РФ двухнедельного срока рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков. Ответы заявителям направляют спустя 2 и более месяца. По этим нарушениям прокурорами г. Бийска и Железнодорожного района г. Барнаула, Благовещенским и Змеиногорским межрайонными прокурорами внесены соответствующие представления. В ходе прокурорских проверок установлено, что практически во всех случаях предоставления земельных участков государственный кадастровый учет земли до их предоставления не проводился, что свидетельствует о систематическом нарушении норм Жилищного кодекса РФ, выявлялись факты самовольного занятия земельных участков под строительство. В этих случаях прокуроры возбуждали административные производства, а также направляли иски в суд. Практика обращения прокуроров в суд с исками о приостановлении строительства показывает, что часто основанием для предъявления заявлений бывают нарушения ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться только после проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Так, решением Бийского районного суда удовлетворены исковые требования прокурора о приостановлении строительства жилого дома в водоохранной полосе р. Бия до получения положительного заключения экологической экспертизы. Контролирующие органы в сфере долевого строительства в Алтайском крае — это Инспекция государственного строительного надзора Управления администрации края по строительству и архитектуре и территориальное управление Роспотребнадзора в Алтайском крае. Работа Инспекции по надзору за соблюдением участниками градостроительной деятельности законодательства в области строительства не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Значительное число объектов оказалось вне поля зрения Инспекции, не налажена работа по контролю за выполнением предписаний, допускаются нарушения при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, при этом значительную часть нарушений земельного законодательства выявляют органы прокуратуры. В этой связи прокуратурой Алтайского края внесено представление в Управление по строительству и архитектуре администрации края.

——————————————————————