Надзор за исполнением налогового законодательства

(Карханов Д.)

(«Законность», 2007, N 7)

Текст документа

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Д. КАРХАНОВ

Д. Карханов, старший помощник прокурора Кировского района Санкт-Петербурга.

Конституция Российской Федерации, предоставляя гражданам права и свободы, налагает на них и обязанности.

Не может быть реализовано право гражданина на жилье, медицинское обслуживание, если у государства не будет реальной возможности обеспечить его медикаментами, квалифицированными медицинскими работниками, доступными лечебными учреждениями, наконец, достойной зарплатой.

В соответствии со ст. 57 Конституции плата законно установленных налогов и сборов (взимание которых обеспечивает бесперебойную деятельность органов здравоохранения, пенсионных, правоохранительных и других органов) — обязанность каждого.

Исходя из этого, прокуратура Кировского района Санкт-Петербурга считает надзор за исполнением налогового законодательства как государственными органами, организациями и предприятиями различных форм собственности, так и физическими лицами одним из приоритетных направлений деятельности.

Комплексный подход в организации работы позволил улучшить состояние законности в этой сфере.

Так, МИФНС N 19 по Санкт-Петербургу в первом полугодии 2005 г. ни разу не использовала предусмотренную ст. 77 Налогового кодекса РФ такую действенную меру обеспечения взыскания недоимки, как арест имущества должника в случае неисполнения им обязанности по уплате налога.

В результате внесенных прокуратурой района представлений эта работа была активизирована, и в 2006 г. организации-должники, у которых образовались недоимки по налоговым платежам в размере более 2 млн. руб., после наложения МИФНС N 19 ареста на их имущество задолженность по уплате налогов и сборов погасили в полном объеме.

Кроме того, мерами прокурорского реагирования удалось добиться регулярного направления МИФНС материалов проверок в отношении недоимщиков в органы внутренних дел, что дало положительные результаты.

При осуществлении надзора в этой сфере сотрудники прокуратуры района не только обращают пристальное внимание на деятельность налоговых служб, но и принимают участие в реализации мер, направленных на реальное погашение задолженности по уплате налогов учреждениями, организациями и физическими лицами.

Так, при прокуроре района создана и на протяжении двух лет активно действует рабочая группа по устранению нарушений в области налогового законодательства, в которую входят представители МИФНС N 19, администрации Кировского района, ОРЧ N 17 ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Члены группы ежемесячно проводят проверки исполнения требований налогового законодательства в части своевременности уплаты налоговых платежей организациями и учреждениями района.

В 2005 г. по итогам этих проверок в организации, у которых образовалась недоимка по уплате налога, прокуратурой района внесено 15 представлений, по результатам рассмотрения которых 3 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, и главное — в бюджет эти организации уплатили 11 млн. руб. (например, ОАО «Завод Волна» — 2,7 млн. руб., ЗАО «Завод Универсалмаш» — 3,6 млн. руб., ЗАО «Трансмиссия» — 1,1 млн. руб., ЗАО «Завод ЭМО» — 939 тыс. руб., ЗАО «Спецпривод» — 1,1 млн. руб.).

За 2006 г. по результатам проверок в адрес организаций, у которых образовалась недоимка по уплате налога, прокуратурой района внесено 36 представлений, по результатам рассмотрения которых 9 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в бюджет поступило более 15,5 млн. руб.

Более того, в отношении отдельных генеральных директоров предприятий, уклонившихся от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, прокуратурой района возбуждены уголовные дела по ч. ч. 1 и 2 ст. 199 УК. Всего прокуратура района возбудила 4 уголовных дела и дала согласие на возбуждение 16 дел.

Анализ результатов работы в этом направлении позволяет сделать вывод: основная причина образования у организаций и предприятий недоимок по налоговым платежам — непринятие организациями мер к погашению задолженности перед ними со стороны контрагентов, что влечет за собой недостачу активов, необходимых для своевременной уплаты налогов и сборов.

Как правило, у организаций есть дебиторская задолженность, размер которой значительно превышает сумму задолженности по налоговым платежам.

Стоит отметить, что анализ информации, регулярно предоставляемой в прокуратуру района налоговыми органами и органами внутренних дел, позволяет принимать меры не только для погашения налоговой задолженности, но и для выявления и погашения «скрытой» задолженности по заработной плате.

Благодаря такому анализу на некоторых предприятиях, расположенных на территории района, удалось выявить скрытую задолженность по заработной плате в значительном размере и обеспечить ее оперативное погашение.

Таким образом, планомерное взаимодействие органов прокуратуры с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами, использование всех предоставленных законом мер прокурорского реагирования обеспечивают не только выявление нарушений в важнейших сферах жизнедеятельности, но и реальное возмещение ущерба, причиненного недобросовестными хозяйствующими субъектами не только государству, но и гражданам.

——————————————————————

Название документа