Советский нотариат в годы войны

(Кодинцев А. Я.) («Нотариус», 2007, N 6)

СОВЕТСКИЙ НОТАРИАТ В ГОДЫ ВОЙНЫ

А. Я. КОДИНЦЕВ

Кодинцев А. Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

Великая Отечественная война негативно сказалась на развитии советского нотариата. Накануне войны система нотариата СССР находилась в стадии становления. Не были приняты многие важные нормативно-правовые акты, положение нотариуса было принижено. Война привела к резкому сокращению числа нотариальных действий, совершаемых в СССР. Отдельные виды нотариальных действий уменьшились. Другие, связанные с войной, увеличились. В РСФСР в I полугодии 1941 г. было совершено 2138607 нотариальных действий, во II полугодии 1941 г. — 1701316, а во II полугодии 1942 г. — уже 912329. Особенно уменьшилось количество совершения исполнительных подписей (во II полугодии 1941 г. их число снизилось в 1,5 раза). В то же время выросло число заверенных копий документов, которые совершали граждане, эвакуированные из прифронтовой полосы. Средняя нагрузка на нотариальную контору выросла с 2832 действий в I полугодии 1941 г. до 3202 во II полугодии 1941 г., т. е. на 13%, или с 15,5 до 17,6 действия в день. Такой рост нагрузки прежде всего был связан с резким сокращением числа нотариальных контор. Многие нотариусы были отозваны из своих контор. Если на 1 июля 1941 г. в РСФСР была 1251 нотариальная контора, то к 1 октября 1942 г. на неоккупированной территории осталось 557 контор. Сокращение числа контор стало продолжением сокращения, начавшегося в 1940 г. В Воронежской, Пензенской, Новосибирской областях, Кабардино-Балкарии, Удмуртии было сокращено более половины контор. В Иркутской, Свердловской, Сталинградской областях, Приморском крае остались все конторы. В Челябинской области закрыли 10 контор из 32, в Чкаловской — 9 из 21, в Башкирии — 11 из 37. В первые годы войны состав нотариусов обновился на 50%. В Таджикистане только в I полугодии 1943 г. ушли 11 нотариусов из 22. Из 640 нотариусов (в 41 области РСФСР) 400 не имели никакой юридической подготовки. К 1941 г. только 4,1% нотариусов в СССР имели высшее юридическое образование, 17% — среднее юридическое. Без юридического образования, даже курсового, работало 59,3% нотариусов. В среднеазиатских республиках среди нотариусов не было ни одного туркмена или киргиза. В Башкирии или Казахстане местные национальности были представлены в единичном числе. Большинство нотариусов составили женщины <1>. ——————————— <1> См.: Буднев Н. Больше внимания нотариальным органам // СЗ. 1944. N 3/4. С. 15; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 804. Л. 1 — 6; ГАКО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 35. Л. 7 — 8.

Таким образом, качество работы нотариата ухудшилось. Увеличилось количество нарушений. Нотариус Свиридова (Фрунзенская городская контора, Киргизия) при выдаче исполнительных надписей при взыскании квартирной платы не требовала справок об отсутствии спора в суде, не устанавливала время, за которое взимается плата. Нотариус не требовал согласия второго супруга на продажу строения, нажитого при совместном браке. В среднеазиатских республиках нотариусы совершенно спокойно оформляли куплю-продажу земельных участков и садов граждан! При продаже строений, принадлежащих несовершеннолетним, не требовали согласия опекунов. Удостоверяли документы, на которых не было печати учреждения. Выдавали свидетельства о праве наследования лицам, не являющимся прямыми наследниками, и т. д. Нотариус 1-й нотариальной конторы г. Москвы был снят с должности за нарушение сроков, выдачу незаконных свидетельств, нарушение закона. Нотариус г. Кургана Гладкова была снята за подделку документов с целью присвоения финансовых средств. Ревизия Шадринской нотариальной конторы в 1943 г. (нотариус Ломозова) выявила грубейшие нарушения правил нотариального делопроизводства. Ломозова не вела книгу сборов и алфавитную книгу. Реестры содержали неоговоренные исправления, были запутаны и не имели номеров. Многие госпошлины были исчислены неправильно. Не было ссылок на НПА. Документы оформлялись неправильно. Ревизия Курганской нотариальной конторы выявила те же нарушения. В Каргапольской конторе книга реестров велась в журнале арбитража, госпошлина взыскивалась гербовыми марками, которые вклеивались в реестр! Клиенты не расписывались в документах и не получали квитанции. Документы валялись, где попало. Несмотря на это, нотариусы не были сняты со своих постов. Их некем было заменить. В 1944 г. повторная ревизия Шадринской конторы выявила те же нарушения. В конечном счете Ломозова уехала на запад в освобожденные районы СССР. Как обычно, хуже всего работали сельсоветы. Они совершали действия, на которые не имели права. Изменения, внесенные в наследственное право, привели к резкому увеличению числа нотариальных действий. При этом нотариусам было трудно разобраться с новой практикой, и они допускали многочисленные нарушения. Выдавали свидетельства о праве на наследство не по месту открытия наследства, до истечения 6-месячного срока, не всегда истребовали необходимые документы, утверждали завещания, по которым имущество переходило лицам, не входящим в круг наследников. В 1944 г. НКЮ РСФСР и других союзных республик направили серию писем с требованием повысить качество оформления нотариальных документов <2>. ——————————— <2> См.: Буднев Н. Больше внимания нотариальным органам // СЗ. 1944. N 3/4. С. 14 — 15; Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М., 1947. С. 64 — 65; ГАКО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 35. Л. 24, 55 — 86; Д. 99. Л. 14 — 16, 24 — 25; Оп. 2. Д. 4. Л. 1 — 15; ОГАЧО. Ф. Р-1041. Оп. 2. Д. 30. Л. 13 — 14, 120.

В конце 1942 г. начался рост числа совершаемых нотариальных действий. В 1943 г. нотариальные конторы СССР совершили 3,5 млн. нотариальных действий. Это в 2,5 раза меньше, чем до войны. В 1944 г. число совершаемых действий снизилось, а в 1945 г. начался быстрый рост. Если в I полугодии 1945 г. в РСФСР было совершено 1811718 действий, то во II полугодии — 2029000. Но и это меньше, чем до войны. Соответственно, началось восстановление контор. Уже на 1943 г. было запланировано довести число контор в РСФСР до 864. Например, в Курганской области число нотариальных контор увеличилось с 5 в 1943 г. до 12 в 1945 г. Восстанавливаются конторы в освобожденных районах. Так, к октябрю 1945 г. в Украине действовало 359 контор. Почти все новые конторы располагались в плохих помещениях. Например, в Курганской области из 12 контор хорошее помещение занимала только контора в г. Шадринске. Контора в Кургане находилась в подвале, в Петухово — в канцелярии народного суда. Если в 1943 г. конторы были худо-бедно укомплектованы, то в конце войны ситуация опять ухудшается. Из-за реэвакуации многие нотариусы уезжают на запад. Так, в Курганской области в 1945 г. уехали 8 нотариусов. Многие нотариальные конторы на востоке СССР не действовали <3>. ——————————— <3> См.: Буднев Н. Больше внимания нотариальным органам // СЗ. 1944. N 3/4. С. 14; ГАКО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 19. Л. 6, 18; Д. 99. Л. 3, 9, 37; Д. 117. Л. 15, 28 — 29; Д. 122. Л. 21 — 57; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 16. Д. 52. Л. 39; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 117. Л. 288.

Управление системой нотариата в начале войны приходит в упадок. Отдел нотариата НКЮ СССР был сокращен до минимума. ОН НКЮ РСФСР не существовал с октября 1941 г. по январь 1942 г. Во многих УНКЮ сектора нотариата перестали существовать. В 1942 г. руководство нотариатом осуществлялось очень слабо. Так, ОН НКЮ СССР в III квартале 1942 г. обследовал всего две нотариальные конторы и подготовил сборник приказов по нотариату. Главным образом общесоюзные органы осуществляли «общее руководство» и выпускали различные акты по деятельности нотариата. За всю войну НКЮ СССР издал только 13 приказов по нотариальной деятельности (из них шесть в 1945 г.). Два раза вопрос о нотариате рассматривался на коллегии наркомата. В числе важнейших приказов по деятельности нотариата можно выделить Приказ от 19 октября 1944 г. N 52 «О периодических отчетах НКЮ и УНКЮ по нотариату», Приказ от 9 ноября 1943 г. N 83 «О наложении запрещений на строения», Инструкцию НКЮ СССР от 15 июня 1943 г., которая определила порядок удостоверения доверенностей и завещаний в военное время (принята на основании Постановления СНК СССР от 15 сентября 1942 г. и предполагала передачу права на удостоверение офицерам частей). Также отдел нотариата выпустил серию директивных писем, определявших совершение нотариальных действий применительно к военному времени. В том числе директивное письмо НКЮ СССР от 28 апреля 1942 г. N Д-42, где был определен порядок засвидетельствования нотариальными конторами копий с документов, представленных военнослужащими. Директива от 23 февраля 1943 г. потребовала от нотариальных контор прекратить выдачу свидетельств о признании военнослужащих, без вести пропавших, умершими на основании одних только уведомлений об этом военных органов без предъявления других данных, подтверждающих факт гибели военнослужащего. Как известно, факт пропажи без вести, без признания погибшим, лишал семьи военнослужащих права на получение пособия и оставлял их в подозрении как членов семьи потенциального изменника Родины. Другие директивы обязывали и требовали от нотариусов устранить нарушения, допускаемые в нотариальной практике. Приказ наркома от 4 апреля 1944 г. ввел для нотариусов обязательную производственную практику при нотариальных конторах. Этот Приказ пытался поднять квалификацию нотариусов. Согласно Приказу кандидат на должность нотариуса теперь не мог занять должность, пока не пройдет обязательную практику. Практика должна была проходить в областных нотариальных конторах в течение 20 — 25 дней. Начальник УНКЮ был обязан составлять характеристику с оценкой результатов практики. Активная деятельность наркомата юстиции в конце войны способствовала дальнейшему формированию правовых основ советского нотариата. Однако при этом общесоюзный акт, регулирующий деятельность нотариальных органов, по-прежнему отсутствовал <4>. ——————————— <4> См.: Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М., 1945. С. 1 — 68; Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М., 1947. С. 1 — 82; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43а. Д. 3903. Л. 10.

Основную роль в оперативном управлении должны были сыграть республиканские наркоматы. Но из-за больших проблем с кадрами они испытывали затруднения при управлении. В годы войны в РСФСР вышло 11 приказов по нотариату (большинство в начале войны), а коллегия обсуждала работы нотариусов всего один раз. Восстановленный ОН НКЮ РСФСР разработал в 1942 г. проекты Приказов «Об удостоверении доверенностей и завещаний», «Об отчуждении строений в сельской местности». В том году было проведено всего 12 ревизий нотариальных органов. Обобщалась нотариальная практика. Инструктивные письма наркомата, принятые в 1942 г., определяли порядок нотариальных удостоверений договоров и доверенностей государственных предприятий, учреждений и общественных организаций; порядок засвидетельствования подлинности копий и т. д. Постановление коллегии НКЮ РСФСР от 17 января 1944 г. обязало нотариальные конторы отказывать в свидетельствовании копий, выданных немецкими властями, сделок, справок, в которых подтверждается отсутствие связи с немцами. В 1943 г. НКЮ Казахской ССР обревизовал три конторы из 69. В конце войны правительства союзных республик принимали различные акты, регулирующие деятельность нотариата. Например, 28 декабря 1944 г. СНК РСФСР принял Постановление «О документах, по которым производится взыскание на основании исполнительных надписей нотариальных органов». 9 августа 1944 г. СНК УССР принял Положение о государственном нотариате УССР. Положение подтвердило правовой статус украинских нотариусов и определило перечень документов на взыскание <5>. ——————————— <5> См.: Буднев Н. Больше внимания нотариальным органам // СЗ. 1944. N 3/4. С. 14; Настюк М. И., Гураль П. Ф., Паркан М. П. Восстановление местных органов советской власти, юстиции и прокуратуры в западных областях УССР // Вестник Львовского ун-та. Серия юр. Вып. 21. Львов: ЛГУ, 1982. С. 109; Нотариат. Сборник постановлений, приказов и инструкций. М., 1942. С. 15 — 59; Справочник по законодательству для судебно-прокурорских работников. М., 1949. Т. 3. С. 509 — 515; ГАКО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 35. Л. 99 — 100; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 50. Л. 93; Д. 804. Л. 8.

Управление нотариатом на местах фактически прекратилось в начале войны. В 1942 г. в Средней Азии УНКЮ не провели ни одной ревизии. Во многих управлениях исчезли ревизоры по нотариату. Никто не обобщал судебную практику. Отчеты нотариусов не заслушивались на коллегиях и совещаниях. Особенно плохая ситуация сложилась в Рязанской, Свердловской, Новосибирской, Воронежской областях, Дагестане и Мордовии. Начальник УНКЮ по Свердловской области Старченков возложил управление нотариальными конторами на старшего нотариуса Свердловской нотариальной конторы Рябова. В то же время ряд управлений в начале войны вполне успешно управляли нотариатом (Ленинград, Москва, Ивановская, Горьковская, Ярославская области). Возрожденный ОН НКЮ РСФСР обязал УНКЮ в сентябре 1942 г. провести сплошное обследование всех нотариальных контор. Такую ревизию, конечно же, провести не удалось. Например, УНКЮ по Челябинской области в I полугодии 1943 г. обревизовало только четыре конторы. УНКЮ Казахстана обревизовали 13 контор из 69. Тем не менее управление постепенно улучшалось. Например, УНКЮ по Свердловской области обревизовало в III квартале 1944 г. пять контор, оказало практическую помощь трем конторам и организовало производственную практику в соответствии с приказом от 4 апреля. В 1945 г. в Курганской области было обревизовано семь контор из девяти действующих <6>. ——————————— <6> См.: Буднев Н. Больше внимания нотариальным органам // СЗ. 1944. N 3/4. С. 14 — 15; ГАКО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 4. Л. 76; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 48. Л. 6; Д. 49. Л. 6; Д. 804. Л. 8; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 78. Л. 36 — 37; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 39. Д. 273. Л. 23.

Во время войны продолжалось складывание общесоюзной системы советского нотариата. В тот период были приняты нормативно-правовые акты, которые регулировали нотариальные действия в пределах всего СССР. Нехватка кадров, средств обусловила низкую эффективность нотариальной деятельности управления нотариатом. Фактически состояние нотариальной системы являлось продолжением предвоенного периода. Только с принятием Положения о нотариате СССР 1947 г. завершилось правовое оформление советского нотариата.

——————————————————————