Обеспечение права на защиту лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений

(Белик В. Н., Метлин Г. И.)

(«Уголовное судопроизводство», 2008, N 1)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ ЛИЦ,

ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В. Н. БЕЛИК, Г. И. МЕТЛИН

Белик В. Н., адвокат, кандидат юридических наук.

Метлин Г. И., начальник учреждения, подполковник внутренней службы.

На основании ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи…».

Частью 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) установлено, что «при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации».

Лицо, осужденное к лишению свободы за совершение преступления вступившим в законную силу приговором суда, подвергается установленным законом ограничениям. В результате этого у данного лица образуется специальный правовой статус, особенностью которого является наличие определенных исключений из конституционных прав и свобод личности.

При этом наличие специального правового статуса осужденных к лишению свободы за совершение преступления не предполагает ограничений в средствах защиты прав, свобод и законных интересов указанных лиц.

Правовые нормы, отражающие право на защиту при исполнении наказаний, закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

— Конституция Российской Федерации (ст. 48);

— Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст. 12, 89, 118);

— Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 6);

— Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2001 г. N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ст. 11, 53, 83).

Реализация осужденным права на защиту, в том числе по вопросам, связанным с применением дисциплинарных взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, предполагает создание условий, позволяющих ему сообщить адвокату о существе своих требований по тому или иному вопросу и предоставить необходимую информацию, а адвокату — оказать своему доверителю юридическую помощь и согласовать с ним действия по защите его законных прав и интересов.

Право на получение юридической помощи гарантируется осужденным ст. 12 УИК РФ. Для ее получения осужденному, согласно ч. 4 ст. 89 УИК РФ, по его заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденного и указанных лиц свидания могут предоставляться наедине.

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, которая определяет предоставление свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, только на основании соответствующего заявления осужденного. Каких-либо дополнительных ограничений предоставления осужденному свиданий с адвокатом закон не предусматривает, из чего следует, что администрация не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с адвокатом или иным уполномоченным для этих целей лицом.

Об уведомительном характере предусмотренного ч. 4 ст. 89 УИК РФ порядка предоставления осужденному свиданий с адвокатом свидетельствует закрепление в п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205, в соответствии с которыми количество свиданий осужденного с адвокатом не ограничивается, а продолжительность свидания составляет до 4 часов в период времени от подъема до отбоя.

Администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не может отказать осужденному в свидании с адвокатом, исходя из положений ст. 118 УИК РФ, содержащих запрет на свидания осужденных, находящихся в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа. Названные положения устанавливают особые условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и единых помещениях камерного типа, одиночных камерах и не содержат каких-либо предписаний, регламентирующих получение осужденным юридической помощи, в том числе предоставление ему свиданий с приглашенным в соответствии со ст. 89 УИК РФ адвокатом, и, следовательно, не могут расцениваться как ограничивающие право осужденных на квалифицированную юридическую помощь.

Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой — свидания в целях реализации осужденными конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Поэтому с учетом различий в правовой сущности этих видов свиданий законодатель по-разному подходит к их регламентации — исходя из того, что если режим социально-полезных свиданий осужденного с родственниками и иными лицами носит нормативную определенность в части продолжительности, частоты, порядка их предоставления и проведения, а также других возможных ограничений, то правовой режим свиданий, связанных с получением юридической помощи, как обеспечиваемый непосредственным действием конституционной нормы, не требует подобного урегулирования. Свидетельством этого является и то, что свидания с адвокатами и лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не засчитываются в число свиданий, установленных законодательством, с родственниками и иными лицами (п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

С правом осужденного на получение юридической помощи корреспондирует закрепленное Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности (п. 5 ч. 3 ст. 6). При осуществлении данных полномочий адвокат также вправе совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 3 ст. 6).

В соответствии со ст. 85 УИК РФ осуществление некоторых прав, включая право осужденных на получение юридической помощи, может быть приостановлено в период действия режима особых условий в исправительном учреждении, который может вводиться в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении. Указанный режим вводится уполномоченным должностным лицом на срок до 30 суток, в исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено дополнительно на 30 суток.

С момента введения в действие в 1993 г. конституционной нормы о праве на получение квалифицированной юридической помощи Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ данный вопрос рассматривался неоднократно. Принимались решения, как правило, направленные на совершенствование правового механизма конституционной гарантии, связанной с обеспечением права на квалифицированную юридическую помощь.

Так, значительным событием в этом деле стало принятие Постановления Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Шенгелая Зазы Ревазовича», признавшего отдельные положения ч. 1 и 2 ст. 118 УИК РФ противоречащими ст. 45 (ч. 1), 48 (ч. 1) и 50 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. В соответствии с данными нормами УИК РФ администрация исправительных учреждений отказывала адвокату в предоставлении свиданий для оказания юридической помощи с осужденным, водворенным в штрафной изолятор или переведенным в помещение камерного типа.

Также в этой связи обращает на себя внимание решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N ГКПИ06-54 по заявлению Ходорковского М. Б. о признании частично не действующим п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 в части предоставления свиданий с адвокатами в нерабочее для осужденных время. Заявление Ходорковского М. Б. было удовлетворено.

Материалы судебной практики и результаты данного исследования позволяют сделать соответствующие выводы о том, что Конституция Российской Федерации определяет начальный, но не конечный момент осуществления права на помощь адвоката (защитника). Данное право должно обеспечиваться ему на всех стадиях уголовного процесса, в том числе при исполнении приговора.

Также следует отметить, что выполнение адвокатом полномочий, предоставленных законом, не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица учреждения уголовно-исполнительной системы. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему не только для обеспечения возможности отстаивать свои интересы в рамках уголовного процесса, но и для защиты от ущемляющих его права и законные интересы действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание. То обстоятельство, что осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, находится в подчиненном, зависимом от администрации исполняющего наказание учреждения положении и ограничен в правомочиях лично защищать свои права и законные интересы, предопределяет особую значимость безотлагательного обеспечения ему права пригласить для оказания юридической помощи адвоката (защитника) и реальной возможности воспользоваться ею.

Данные выводы, приведенные в настоящем научном исследовании, в очередной раз подтверждают следующую правовую позицию: чем строже мера пресечения или вид наказания, тем эффективнее и доступнее должны быть средства правовой защиты.

Часть 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации провозглашает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Исходя из этого, следует отметить, что право каждого задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом провозглашено в утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (п. 1, 2, 3; принцип 18), предусматривающем предоставление необходимых для этого времени и условий и недопустимость временной отмены или ограничения права на посещение заключенного адвокатом без промедления и цензуры, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка.

Конкретизированы международные стандарты оказания юридической помощи заключенным в новых Европейских пенитенциарных правилах (Страсбург, 2006 г.), участником которых является Российская Федерация. Согласно им все заключенные имеют право на получение правовой помощи — и администрация пенитенциарного учреждения обязана предоставить разумные возможности для получения доступа к такой помощи.

——————————————————————