Право законодательной инициативы прокурора

(Мельников Ю., Володина И.)

(«Законность», 2008, N 5)

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРОКУРОРА

Ю. МЕЛЬНИКОВ, И. ВОЛОДИНА

Мельников Ю., заместитель прокурора Приморского края, кандидат юридических наук.

Володина И., старший помощник прокурора края.

Конституция Российской Федерации, к сожалению, не наделила Генерального прокурора правом законодательной инициативы. Между тем в некоторых субъектах РФ согласно их уставам либо конституциям прокуроры обладают таким правом.

На наш взгляд, это расширяет возможности прокурора в сфере осуществления надзора за соблюдением конституционных прав граждан, а также за соответствием федеральному законодательству нормативных актов субъекта Федерации. В случае необходимости для устранения нарушений закона прокурор не только реализовывает полномочия по внесению протестов или представлений в законодательные (представительные) органы с предложениями или требованиями об отмене, принятии либо изменении того или иного нормативного акта, но и представляет его в цельном виде, с учетом анализа состояния законности в регионе. Кроме того, обращение прокурора — одного из самых квалифицированных юристов в крае, области или республике — с конкретным законопроектом расценивается депутатами как гораздо более весомое, чем предложения их коллег. Это связано с тем, что прокурор не является членом политической партии, не связан с лоббированием интересов тех или иных предпринимательских или финансовых кругов в регионе, аргументирует принятие законопроекта конкретными данными правоприменительной практики.

В соответствии с Уставом Приморского края прокурор края обладает правом законодательной инициативы и успешно им пользуется, в том числе для защиты социальных прав граждан.

Так, Законодательным Собранием Приморского края в марте 2007 г. был удовлетворен протест прокурора края на отдельные положения Закона края «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Приморском крае» и дано поручение профильному комитету подготовить изменения в этот Закон. Однако подготовленный законопроект был отклонен депутатами на пленарном заседании. В результате из-за политических амбиций некоторых депутатов оказались «замороженными» некоторые меры социальной поддержки приемных родителей в крае. В этой ситуации совершенно логичным и правильным, на наш взгляд, было решение прокурора края о внесении в порядке законодательной инициативы законопроекта о соответствующих изменениях в указанный Закон. Прокурорский законопроект был рассмотрен на ближайшем заседании, сразу принят в трех чтениях, проблема социальной поддержки приемных семей была снята.

В случае издания новых федеральных законов, с целью скорейшего приведения в соответствие с ними краевого законодательства, прокурор края в необходимых случаях также использует право законодательной инициативы.

В прошлом году внесены изменения в ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части дополнительного условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, а также порядка принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении членов избирательных комиссий и зарегистрированных кандидатов. Так как приморский законодатель не торопился с внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство края, а на начало декабря 2007 г. были назначены выборы депутатов Государственной Думы РФ и выборы в органы местного самоуправления в 11 районах края, что не позволяло медлить с законотворческой работой, прокурор края в порядке законодательной инициативы внес законопроекты о внесении изменений в Избирательный кодекс Приморского края, в законы Приморского края «О референдуме Приморского края» и «О местном референдуме в Приморском крае». Все законодательные инициативы прокурора были своевременно рассмотрены, законы приняты в предложенной прокуратурой редакции.

Право законодательной инициативы прокурор использует и в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Решением краевого суда по заявлению прокурора края признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения Закона «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края», однако в установленный законом шестимесячный срок соответствующие изменения в указанный правовой акт Законодательным Собранием края не внесены. Вместе с тем в первом чтении депутатами был принят новый Закон «Об установлении требований к игорным заведениям, расположенным на территории Приморского края», на который прокуратурой дано заключение о его противоречии федеральному законодательству, в частности ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Назревала тупиковая ситуация в регулировании размещения объектов игорного бизнеса в крае, что затрагивало интересы значительного количества предпринимателей. В этой обстановке прокурор края внес представление в Законодательное Собрание об устранении нарушений п. 2 ст. 9 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и одновременно, в порядке законодательной инициативы, им был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Приморского края «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края».

Это верное решение помогло законодательному органу, принявшему на ближайшем заседании внесенный прокурором края закон сразу в трех чтениях, уложиться в установленный законодателем срок приведения краевого закона в соответствие с федеральным и избежать процедуры досрочного прекращения полномочий депутатов.

Следует отметить, что реализовывать право законодательной инициативы стало гораздо проще после введения в штат прокуратуры за счет внутренних резервов должности старшего помощника прокурора по взаимодействию с представительными и исполнительными органами. Естественно, прокурорские законопроекты должны быть безукоризненно подготовлены в правовом отношении. В то же время необходима их соответствующая «обкатка» в профильных комитетах. Постоянное взаимодействие старшего помощника с членами этих комитетов, планомерная и качественная работа с ними с учетом авторитета прокуратуры позволяет убедить депутатов в необходимости принятия предлагаемых прокуратурой законов.

——————————————————————