Некоторые вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Финляндии и в России

(Полякова Н. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 15)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ФИНЛЯНДИИ И В РОССИИ

Н. А. ПОЛЯКОВА

Полякова Н. А., доцент Северного филиала Российской правовой академии Минюста РФ, начальник отдела контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, кандидат юридических наук.

В настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Так как выстраиваемая модель заимствована из правовой системы Финляндии, представляется интересным уяснить ее правовое регулирование в стране происхождения. История законодательного регулирования государственной системы юридической помощи в Финляндии началась в 1973 г. в связи с принятием Закона о государственной юридической помощи. До принятия Закона бесплатную юридическую помощь оказывали адвокаты, а во многих крупных городах страны система оказания бесплатной юридической помощи была организована на уровне муниципалитетов. Обязанность по предоставлению юридической помощи была передана от муниципалитетов государству в результате реформы 1998 г. Очередной этап реформирования системы прошел в 2002 г. в связи с принятием нового Закона о юридической помощи. Сегодня с целью обеспечения малоимущих граждан квалифицированной правовой помощью Финляндия содержит государственные юридические бюро правовой помощи (далее — госюрбюро), которые обычно располагаются в тех же населенных пунктах, что и уездные суды <1> (в настоящее время в Финляндии насчитывается 6 округов оказания бесплатной юридической помощи, в которых действует 64 госюрбюро). Также правовую помощь оказывают адвокаты. Полномочия по предоставлению юридической помощи между госюрбюро и адвокатами формально не разграничены, за единственным исключением — если человек имеет право на получение юридической помощи за счет государства и его дело не связано с судебным разбирательством (например, требуется устная юридическая консультация), такую помощь можно получить только в госюрбюро. ——————————— <1> В соответствии с § 4 Закона Финляндии от 5 апреля 2002 г. N 258 «О государственных бюро юридической помощи» каждый округ надворного суда является округом юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь может быть предоставлена гражданам Финляндии, а также гражданам Европейского союза и государств, входящих в Европейское экономическое пространство, которые работают или ищут работу в Финляндии. Кроме того, бесплатная юридическая помощь будет предоставлена любому лицу, если его дело рассматривается в судебных инстанциях Финляндии <2>. Также в соответствии с Конвенцией об упрощении процедуры судебных разбирательств международного характера в Финляндии любому лицу, независимо от наличия гражданства, гарантировано предоставление юридической помощи за счет государства в виде консультаций по правовым вопросам. Правовая помощь за счет государства не предоставляется юридическим лицам. ——————————— <2> Закон Финляндии от 5 апреля 2002 г. N 257 «О юридической помощи» // Suomen laki I. Helsinki. 2005. Talentum. Lakimiesliiton kustannus.

Для сравнения: в настоящее время в России бесплатная юридическая помощь в государственных юридических бюро предоставляется только гражданам Российской Федерации. Адвокаты также обязаны предоставлять бесплатную юридическую помощь по гражданским делам <3> только гражданам Российской Федерации. В уголовном процессе законодатель такого ограничения не делает. ——————————— <3> Бесплатная юридическая помощь предоставляется адвокатами в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Сфера оказания правовой помощи юридическими помощниками госюрбюро Финляндии не ограничена. Юристы оказывают помощь по гражданским, семейным, трудовым спорам, уголовным делам, по вопросам социального обеспечения и др. В Российской Федерации категории дел, по которым бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами, установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <4>, государственными юридическими бюро — Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» <5>. Компетенция госюрбюро и адвокатов по некоторым категориям гражданских дел совпадает, однако в уголовных делах в качестве защитников могут выступать только адвокаты. К сожалению, в России законодатель вообще не предусмотрел возможности получения малоимущими гражданами бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, хотя потребность в такой помощи неоспорима. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 35. Ст. 3615.

Правовая помощь в Финляндии предоставляется в виде: оказания юридических консультаций; составления документов правового характера; представления интересов в судебных заседаниях. Решение по оказанию правовой помощи госюрбюро принимает самостоятельно на основании заявления гражданина, исходя из его доходов, расходов, имущества, обязательств по содержанию иждивенцев. Заявление может быть подано в письменной или устной форме, лично или по почте, факсом в любое госюрбюро независимо от места проживания заявителя. При этом заявитель должен представить сведения о своем материальном положении. Как правило, эти сведения должны быть подтверждены документально — банковскими распечатками, справками о заработной плате, налоговыми справками и т. п. Госюрбюро имеют право проверять правильность сведений о материальном положении в органах государственной власти и местного самоуправления, банках и страховых компаниях, в том числе с помощью технических средств доступа могут получить из соответствующих ведомств конфиденциальные личные данные, которые касаются материального положения заявителя. Россия установила иной порядок определения материального положения лица, которое дает право на получение бесплатной юридической помощи в государственных юридических бюро. Госюрбюро не наделены правом оценивать материальное положение заявителя. Это компетенция органов социальной защиты субъекта Российской Федерации, где постоянно проживает заявитель. Следовательно, до обращения в госюрбюро человек вынужден проходить несколько инстанций, что часто приводит к отказу от реализации своего права. Возможность получения сведений о материальном положении лица государственными юридическими бюро или адвокатскими образованиями Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» <6> не предусмотрена. Хотя это позволило бы, с одной стороны, сократить количество инстанций, которые человек проходит до обращения в госюрбюро, с другой — при необходимости проверить сведения о материальном положении заявителя. ——————————— <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

В Финляндии в зависимости от материального положения клиента юридическая помощь предоставляется бесплатно или за частичную оплату <7>. Для определения материального положения из общей суммы доходов клиента (заработная плата, пенсия, детские пособия, алименты, доходы супруга и т. п.) вычитаются суммы налогов, расходы на жилье, обучение, алименты, регулярные погашения задолженности (например, погашение кредита) и т. п. Кроме этого, вычитается по 250 евро на каждого несовершеннолетнего ребенка. Материальное положение клиента влияет на самостоятельно оплачиваемую им долю гонорара юридического помощника <8>. Так, например, юридическая помощь будет оказана бесплатно одинокому человеку, реальные денежные средства которого не превышают в месяц 650 евро, или человеку, среднедушевой доход семьи которого не превышает в месяц 550 евро. Если реальные денежные средства клиента превышают указанные суммы, ему придется частично оплачивать юридическую помощь. Например, если реальные денежные средства клиента составляют в месяц от 1000 до 1200 евро, он должен будет оплатить 40% от гонорара юридического помощника. Размеры гонораров за оказанную юридическую помощь также устанавливаются Постановлением Государственного Совета Финляндии <9>. Например, размер гонорара за устное рассмотрение дела в суде составляет 327 евро, если это рассмотрение занимает не более 3 часов. Если рассмотрение дела занимает больше времени, размер гонорара определяется исходя из почасовой оплаты — 91 евро в час. ——————————— <7> Российское законодательство не предусматривает института частичной оплаты юридической помощи. <8> Такое соотношение устанавливается Постановлением Государственного Совета Финляндской Республики от 23 мая 2002 г. N 388 «О юридической помощи» // Suomen laki I. Helsinki. 2005. Talentum. Lakimiesliiton kustannus. <9> Постановление Государственного Совета Финляндской Республики от 23 мая 2002 г. N 389 «О принципах оплаты юридической помощи» // Suomen laki I. Helsinki. 2005. Talentum. Lakimiesliiton kustannus.

Анализируя экономические основания получения юридической помощи бесплатно, надо обратить внимание: в Финляндии распространен институт страхования судебных расходов. Страховка покрывает затраты лица на ведение дела при возникновении судебного спора. При наличии у лица, обратившегося в госюрбюро, такого страхования бесплатная юридическая помощь не предоставляется. Кстати, если гражданин в Финляндии имеет право на бесплатную или частично оплачиваемую юридическую помощь, он одновременно освобождается от обязанности оплачивать услуги переводчика, которые необходимы для рассмотрения дела, судебные расходы и соответствующие платежи в других официальных инстанциях за совершение ими действий, выдачу документов, необходимых для рассмотрения дела <10>. ——————————— <10> § 4 Закона Финляндии от 5 апреля 2002 г. N 257 «О юридической помощи» // Suomen laki I. Helsinki. 2005. Talentum. Lakimiesliiton kustannus.

Парадоксально, но в Российской Федерации лица, которые получают бесплатную юридическую помощь, не освобождаются от издержек, связанных с рассмотрением дела. А ведь надо признать: если человек не в состоянии заплатить за юридическую помощь, для него существенными будут и другие расходы, связанные с ведением дела. Безусловно, при построении в России новой системы оказания бесплатной юридической помощи у нас возникают и будут возникать вопросы, связанные с ее организацией. Возможно, для их наиболее эффективного решения следует чаще обращаться к опыту зарубежных стран.

——————————————————————