Формирование понятия процессуального руководства предварительным расследованием в системе уголовно-процессуального права

(Образцов А. В.) ("Российский следователь", 2013, N 21) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

А. В. ОБРАЗЦОВ

Образцов Александр Викторович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, полковник полиции.

В публикации изложены проблемы становления понятия процессуального руководства предварительным расследованием в системе уголовного процессуального права и сформулировано такое понятие.

Ключевые слова: процессуальное руководство предварительным расследованием, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, начальник специализированного подразделения дознания.

Formation of the concept of procedural direction for preliminary investigation in the system of criminal-procedure law A. V. Obraztsov

In the publication problems of formation of concept of the procedural management by preliminary investigation in system of a criminal procedural law are stated and such concept is formulated.

Key words: procedural management of preliminary investigation, head of investigative body, chief of body of inquiry, chief of specialized division of inquiry.

Наука уголовно-процессуального права призвана своевременно реагировать на те процессы, которые происходят в практической деятельности правоохранительных органов и актуализировать наиболее важные вопросы правоприменения. Среди существующих проблем эффективной реализации уголовно-процессуальных отношений следует особо выделить деятельность руководителя органа предварительного расследования. В целях повышения процессуальных возможностей данных руководителей в УПК РФ уже после его принятия были внесены ряд существенных изменений и дополнений, принципиально изменивших не только наименование "начальник следственного отдела" в "руководитель следственного органа" и введение должности начальника подразделения дознания, сколько сущность их процессуального статуса. В их основе лежат Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ <1>, по которым в УПК была введена ст. 40.1. Значительной модернизации после внесения изменений Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ <2> была подвергнута ст. 39 "Начальник следственного отдела". Данная норма в новой редакции стала носить название "Руководитель следственного органа". Кроме этого, в ст. 39 УПК РФ в дальнейшем еще вносились изменения, в том числе Федеральными законами от 02.12.2008 N 226-ФЗ <3> и от 28.12.2010 N 404-ФЗ <4>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.06.2007. N 24. Ст. 2833. <2> Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.06.2007. N 24. Ст. 2830. <3> Федеральный закон от 02.12.2008 N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 08.12.2008. N 49. Ст. 5724. <4> Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" // СЗ РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 16.

Деятельность руководителя органа предварительного следствия, под которым автор, как отмечено выше, понимает руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания, обычно характеризуют как процессуальное руководство. Термин "процессуальное руководство" широко применяется как в учебной, так и в научной литературе. Однако в уголовно-процессуальном законодательстве, других федеральных законах РФ и нормативных правовых актах данный термин не используется, за исключением Приказа Генеральной прокуратуры России от 18.01.2008 N 20 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба". Статья 6 вышеназванного Приказа Генпрокуратуры России посвящена руководству процессуальной деятельностью дознавателей (должностных лиц органов дознания) со стороны начальника органа дознания (командира воинской части). В научной литературе отмечается, что процессуальное руководство осуществляется прокурором и руководителем следственного органа (читай: и начальником подразделения дознания. - А. О.). Вместе с тем в деятельности руководителя следственного органа выделяют главным образом деятельность по осуществлению процессуального контроля одновременно (А. Б. Соловьев считает, что руководители следственных органов осуществляют и надзорные функции), а в деятельности прокурора - прокурорский надзор. Такая практика складывается и в зарубежных странах. Так, С. П. Щерба, В. Н. Додонов, анализируя полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании, указывают на то, что в настоящее время эта функция (процессуального руководства) прокурора получила весьма широкое распространение <5>. -------------------------------- <5> Щерба С. П., Додонов В. Н. Полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании // Законность. 2011. N 6. С. 53 - 57.

Активность обсуждения вопросов, характеризующих состояние прокурорского надзора и процессуального руководства предварительным расследованием, в научных кругах возросла после принятия указанных выше Федеральных законов N 87-ФЗ и N 226-ФЗ. Теоретической основой новаций, внесенных в законодательство, явилось представление о необходимости дифференциации полномочий прокурора и руководителя следственного органа, имея в виду исключение из надзорной функции элементов процессуального руководства следствием, которые сохранились у прокурора только в отношении производства дознания. Тем самым сегодня функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии большей частью постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде <6>. -------------------------------- <6> Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. А. В. Смирнова // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

А. Б. Соловьев, исследуя последствия принятия вышеназванных федеральных законов, указывает на то, что новая редакция ст. 39 УПК РФ показывает, что предоставленные ранее прокурору для участия в уголовном преследовании и осуществлении надзора полномочия в большинстве своем переданы руководителям следственных органов. Последние, таким образом, к имевшимся у них функциям уголовного преследования и процессуального руководства, по существу, наделены еще и функцией надзора за исполнением законов при расследовании преступлений подчиненными им следователями <7>. -------------------------------- <7> Соловьев А. Б. Проблема обеспечения законности при производстве предварительного следствия в связи с изменением процессуального статуса прокурора // Уголовное судопроизводство. 2007. N 3. С. 17.

Л. В. Мехтиханова и А. В. Романенко указывают на следствие изменения уголовного процессуального законодательства - исключение из компетенции прокурора полномочий по процессуальному руководству следствием <8>. -------------------------------- <8> Мехтиханова Л. В., Романенко А. В. Генезис развития органов прокуратуры и следствия в Российской Федерации // Мировой судья. 2012. N 5. С. 6 - 12.

В свою очередь, А. Г. Халиулин считает, что изменения в уголовно-процессуальном законе дали основания говорить о существенных новеллах в организации досудебного производства в российском уголовном процессе, о его реформе <9>. -------------------------------- <9> Халиулин А. Г. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2007. N 9. С. 15.

В. П. Божьев перераспределение полномочий прокуроров и руководителей следственных органов по осуществлению процессуального руководства деятельностью следователей рассматривает как расширение возможностей ведомственного процессуального контроля при соответствующем сокращении полномочий прокуроров по осуществлению надзора в указанной сфере общественных отношений <10>. -------------------------------- <10> Божьев В. П. Актуальные проблемы производства по делу на рубеже двух главных стадий уголовного процесса // Законность. 2008. N 9. С. 8.

По мнению А. П. Кругликова, переход части из ранее закрепленных за прокурором в ст. 37 УПК РФ полномочий к руководителю следственного органа является контрреформой <11>. -------------------------------- <11> Кругликов А. П. О некоторых тенденциях в современном уголовно-процессуальном законодательстве // Мировой судья. 2012. N 3. С. 8 - 12.

В этой связи автор считает необходимым обратиться к Концепции судебной реформы в РСФСР, предусматривающей сохранение за прокурором функции процессуального руководства расследованием, реализуемой в следующих полномочиях: - возбудив уголовное дело, передавать его следователю для производства предварительного следствия; - знакомиться с материалами дознания и уголовным делом, находящимся в производстве следователя, со всеми имеющимися протоколами и иными процессуальными актами; - давать указания органу дознания и следователю о направлении расследования, выяснении определенных обстоятельств, дополнении расследования; - присутствовать при производстве следственных действий; - по узкой, строго определенной категории уголовных дел (уголовное преследование следователей и прокуроров, других сотрудников правоохранительных органов) принимать на себя расследование в полном объеме, выполняя при этом все обязанности и пользуясь всеми правами следователя; - обосновывать перед судом необходимость производства следственных действий, требующих судебной санкции; - испрашивать согласие суда на передачу дела другому следователю или другому органу предварительного следствия (территориальному, специализированному); - заслушивать обвиняемого перед составлением обвинительного акта; - составлять обвинительный акт, равносильный документу о предании обвиняемого суду <12>. -------------------------------- <12> Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. N 44. Ст. 1435.

Ценность научной дискуссии заключается в актуализации такого понятия, как процессуальное руководство. В чем его суть, каково его соотношение с прокурорским надзором и процессуальным контролем? Возвращаясь к дискуссии о процессуальном руководстве предварительным следствием, автор считает, что получить ответы на поставленные вопросы возможно только после определения понятия процессуального руководства, обращаясь для этого к позиции ряда ученых. Так, В. А. Михайлов, анализируя роль прокурора в досудебном производстве (до принятия ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) подчеркнул, что по всем вопросам в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования его полномочия имели руководящий (решающий) характер <13>. -------------------------------- <13> Михайлов В. А. Руководящая роль прокурора в досудебном уголовном процессе Российской Федерации // Публичное и частное право. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. Вып. II (VI). С. 57, 63.

В. Ф. Крюков, характеризуя руководство расследованием по каждому делу, рассматривает эту деятельность как форму прямого и непосредственного участия в процессуальном производстве расследования по уголовному делу <14>. -------------------------------- <14> Крюков В. Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2007. С. 78.

Профессор В. М. Савицкий рассматривал процессуальное руководство расследованием как специфический метод надзора, считая, что грань между процессуальным руководством и прокурорским надзором провести нельзя <15>. -------------------------------- <15> Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 195.

Представляется, что с учетом представленных точек зрения и изменившегося процессуального положения прокурора и руководителя следственного органа в настоящее время можно предложить более точное определение процессуального руководства. Оно представляет собой уголовно-процессуальную деятельность прокурора, руководителя следственного органа, начальника специализированного подразделения дознания, а в отдельных случаях судьи и суда по уголовным делам, подсудным мировым судьям, при возбуждении уголовного дела и его предварительного расследования, состоящую в системе процессуальных действий и решений по направлению расследования преступлений с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Список литературы

1. Божьев В. П. Актуальные проблемы производства по делу на рубеже двух главных стадий уголовного процесса // Законность. 2008. N 9. С. 8. 2. Кругликов А. П. О некоторых тенденциях в современном уголовно-процессуальном законодательстве // Мировой судья. 2012. N 3. С. 8 - 12. 3. Крюков В. Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2007. С. 78. 4. Мехтиханова Л. В., Романенко А. В. Генезис развития органов прокуратуры и следствия в Российской Федерации // Мировой судья. 2012. N 5. С. 6 - 12. 5. Михайлов В. А. Руководящая роль прокурора в досудебном уголовном процессе Российской Федерации // Публичное и частное право. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. Вып. II (VI). С. 57, 63. 6. О Концепции судебной реформы в РСФСР: Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. N 44. Ст. 1435. 7. Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 195. 8. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. А. В. Смирнова // СПС "КонсультантПлюс". 2012. 9. Соловьев А. Б. Проблема обеспечения законности при производстве предварительного следствия в связи с изменением процессуального статуса прокурора // Уголовное судопроизводство. 2007. N 3. С. 17. 10. Федеральный закон от 02.12.2008 N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 08.12.2008. N 49. Ст. 5724. 11. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.06.2007. N 24. Ст. 2830. 12. Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.06.2007. N 24. Ст. 2833. 13. Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" // СЗ РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 16. 14. Халиулин А. Г. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2007. N 9. С. 15. 15. Щерба С. П., Додонов В. Н. Полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании // Законность. 2011. N 6. С. 53 - 57.

------------------------------------------------------------------

Название документа