Надзор за соблюдением природоохранного законодательства

(Гуслов Е.)

(«Законность», 2009, N 3)

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е. ГУСЛОВ

Гуслов Е., помощник прокурора Октябрьского района г. Томска.

Одно из направлений деятельности прокуратуры — надзор за соблюдением природоохранного законодательства. За последнее время прокуратура Октябрьского района г. Томска активизировала работу по надзору за соблюдением органом местного самоуправления обязанности по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду, очистке территории района от несанкционированных свалок мусора, по приостановлению деятельности предприятий, осуществляющих деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, по возложению на определенные предприятия предусмотренной законом обязанности по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны, обязанности по разработке проекта образования нормативов отходов и лимитов на их размещение.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ст. 8 ФЗ организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Используя на практике указанные правовые нормы, прокуратура района совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области регулярно на основании поступающей информации проводит проверки по обследованию территории Октябрьского района г. Томска на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В случае выявления несанкционированных свалок в порядке ст. 45 ГПК в интересах неопределенного круга лиц предъявляются соответствующие исковые заявления о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории района. Результаты такой деятельности уже есть.

В 2007 г. по указанному основанию прокуратура района внесла 28 исковых заявлений, все они судом удовлетворены, решения суда исполнены — несанкционированные свалки ликвидированы. В 2008 г. прокуратура внесла 30 исковых заявлений о возложении на чиновников обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории района, все они рассмотрены судом и удовлетворены. В отношении двух судебных решений по причине неисполнения чиновниками возложенной на них обязанности по ликвидации свалок прокуратура района направила материалы в орган предварительного расследования для проведения проверки в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК для решения вопроса об уголовном преследовании ответственных должностных лиц администрации г. Томска по ст. 315 УК.

В 2008 г. прокуратура района провела проверку исполнения природоохранного законодательства со стороны ООО «Механизатор». Предприятие стало объектом проверок прокуратуры района, Департамента природных ресурсов и окружающей среды Томской области после жалобы жителей, направленной прокурору. До этого люди на протяжении двух лет писали в Департамент о ежедневных выбросах в атмосферу мелкодисперсионной керамической и керамзитовой пыли, покрывающей газоны, а также балконы и окна домов. О том, что это вещество относится к опасным отходам производства и способствует развитию астмы и злокачественных новообразований у проживающих рядом с предприятием людей. Однако за этими обращениями следовали только ничтожные штрафы, наложенные Департаментом на руководство предприятия и, конечно, никак не влияющие на экологическую обстановку.

В ходе проверки с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды установлено, что на этом предприятии были превышены нормативы предельно допустимых выбросов на источнике ИЗА 0006 (печь обжига керамзита) по взвешенным веществам в 2,5 — 2,9 раза. Это свидетельствовало о том, что ООО «Механизатор» нарушает условия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Превышение установленных нормативов наносит существенный вред окружающей среде, нарушает права людей, проживающих неподалеку от предприятия. По выявленным нарушениям прокуратура района направила в Томский районный суд исковое заявление о приостановлении деятельности предприятия как осуществляемой с нарушениями природоохранного законодательства, пока объемы выбросов не будут приведены в соответствие с установленными нормативами. Решением Томского районного суда от 24 марта 2008 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приостановлена деятельность ООО «Механизатор», занимающегося выпуском строительных материалов — кирпича и керамзита. Заручившись решением суда, в июле 2008 г. удалось понудить ООО «Механизатор» модернизировать имеющееся производственное оборудование, привести объемы выбросов в соответствие с установленными нормативами.

Аналогичное исковое заявление о приостановлении деятельности предъявлено прокуратурой района и в отношении ООО «Асфальтобетонный завод», осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основанием предъявления указанного искового заявления послужило то, что ответчик осуществлял деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без необходимой разрешительной документации, не разработал проект нормативов предельно допустимых выбросов, не получил специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает ст. ст. 12, 14, 22 ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Ведение предприятием деятельности по несанкционированному выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без необходимой разрешительной документации создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих рядом с предприятием, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие. Решением Октябрьского районного суда г. Томска исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приостановлена деятельность ООО «Асфальтобетонный завод» до получения ответчиком необходимой разрешительной документации. Впоследствии ответчик во исполнение состоявшегося решения суда разработал необходимые разрешительные документы на ведение деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Начиная с мая 2008 г. прокуратура района активно ведет работу по предъявлению исковых заявлений в интересах неопределенного круга лиц о возложении на предприятия обязанности по разработке проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. В силу п. 2.1 новой редакции СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов) (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г.), по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. При этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации обосновывается исключительно проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Практика показала, что многие предприятия осуществляли свою деятельность на поднадзорной территории без требуемых проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. Так, прокуратура района по результатам проведенных проверок помимо возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 6.3 КоАП, внесения представлений об устранении нарушений закона предъявила исковые заявления к различным деревообрабатывающим предприятиям: ООО «Тарная база», ООО «Столяр-Т», ООО «Итал Трейдинг», ООО «Финко-Лес», ООО «Декор»,ООО «Витязь» и т. д. Аналогичные исковые заявления предъявлены также в отношении предприятий, осуществляющих эксплуатацию автозаправочных станций на территории Октябрьского района г. Томска. В поле зрения прокуратуры района попали автозаправочные станции ООО «ТЗК», ООО «Глобал-Ойл», автозаправочная станция ОАО «ТТЗК». Начиная с мая 2008 г. только по этому основанию прокуратура района предъявила 17 подобных исковых заявлений. По результатам их рассмотрения есть 15 состоявшихся судебных решений о возложении на указанные предприятия обязанности по разработке проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. Согласно представленной информации, предприятия уже приняли меры по устранению нарушений: разработали необходимые проекты организации и благоустройства санитарно-защитных зон, заключили договоры с соответствующими организациями на разработку требуемых проектов.

Заслуживает внимания и другое направление исковой работы прокуратуры района в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Пункт 3 ст. 18 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статья 24 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Руководствуясь указанными правовыми нормами, прокуратура района в 2008 г. в интересах неопределенного круга лиц предъявила 10 исковых заявлений о возложении на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению лимитов на обращение с отходами. Все предъявленные прокуратурой района исковые заявления по этому основанию рассмотрены и удовлетворены судом. К настоящему времени состоявшиеся решения суда исполнены в полном объеме.

Стоит отметить, что, осуществляя надзор в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства, принимая меры реагирования по выявленным нарушениям к различным предприятиям, прокуратура района не ставит задачу парализовать деятельность действующих предприятий, а, напротив, выбирает судебную форму защиты с требованием о возложении на предприятия обязанности по получению необходимых разрешительных документов, устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства, поскольку важно добиться реального устранения нарушения закона, а не закрыть те или иные предприятия.

Положительных результатов в работе во многом удалось добиться, используя именно судебную форму защиты, поскольку судебное решение, помимо прочего, подкреплено в том числе силой государственного принуждения, возможностью возбуждения уголовного дела за уклонение от его исполнения, что является подчас необходимым стимулом на пути реального устранения нарушений закона.

Главный показатель положительной работы прокуратуры района по этому направлению — письма жителей, выражающих искреннюю признательность и благодарность за организацию чистоты на территории района. Удается заставить чиновников и руководителей определенных предприятий с помощью решений суда, обладающих силой государственного принуждения, убрать несанкционированные свалки, приостановить деятельность предприятий, нарушающих требования природоохранного законодательства, понудить к исполнению возложенных законом обязанностей (на определенных участках района освободить площадь для организации площадок для детей, дать возможность людям дышать чистым воздухом, организовать озеленение и благоустройство определенных территорий и т. д.). Изложенное дает основание сделать вывод о том, что затраченное прокуратурой время на работу в указанном направлении не прошло даром, люди видят и ценят проделанную работу, что особенно приятно.

Вопрос соблюдения требований природоохранного законодательства на территории района постоянно находится в поле зрения прокуратуры района.

——————————————————————