К вопросу об истории становления адвокатского гонорара

(Скопцова А. Е.) («Адвокатская практика», 2009, N 3)

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ АДВОКАТСКОГО ГОНОРАРА

А. Е. СКОПЦОВА

Скопцова А. Е., аспирантка кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА.

Важным вопросом в любой профессиональной деятельности является ее оплата. Актуальным этот вопрос является и для адвокатской деятельности. Разобраться в гонорарной практике сегодняшнего дня, причинах и условиях, влияющих на его определение, через призму истории становления адвокатского гонорара представляется очень интересным. История адвокатуры уходит своими корнями в глубину веков. Не будет преувеличением сказать, что институт адвокатуры представляет собой древнейшее учреждение. Среди множества вопросов, когда-либо возникавших с момента исторического становления адвокатуры в России, заслуженное внимание принадлежит, в частности, вопросу оплаты адвокатского труда, его законодательному закреплению. Исходя из этого особое внимание следует уделить исследованию вопроса развития законодательства об адвокатском гонораре с момента становления института адвокатуры. Объективность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что с момента возникновения отношений адвоката с доверителем потребовалось их нормативное закрепление. Прошли века с тех пор, когда древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан отмечал ошибочность иного подхода к оплате труда адвокатов, и остается справедливым его высказывание: «Есть мера, которая должна быть соблюдаема, и нужно всегда обсуждать, от кого, когда и как получается гонорар» <1>. ——————————— <1> Стецовский Ю. И., Мирзоев Г. Б. Профессиональный долг адвоката и его статус. С. 98.

Начальные годы существования российской адвокатуры были и для ее сословной организации, и для ее членов нелегкими. В 1850 г. создали комиссию Правительствующего сената под руководством графа Блудова, которая начала работу над судебными уставами и завершила ее 14 лет спустя. Тогда приняли Судебные уставы гражданского и уголовного судопроизводства, организовали российскую адвокатуру… Комиссия, работавшая с 1850 г., взяла самое лучшее из построения западной адвокатуры, французской и английской, была создана практически идеальная форма адвокатуры в России <2>. Таким образом, начало российской адвокатуре, ее традициям и принципам было положено в 1864 г., почти полтора века назад. М. Винавер писал в «Очерках об адвокатуре»: «Когда адвокатура вводилась у нас, составители Судебных уставов писали: «Если бы законы могли быть настолько ясны и просты, чтобы каждый был в состоянии применять оные; если бы все возникающие в делах вопросы могли быть заранее предвидены и с полною точностью означены в законах, то, конечно, не было бы надобности в установлении особых присяжных поверенных; но такого совершенства законов нельзя найти, почему и учреждение поверенных считается основным началом образования судебной защиты» <3>. ——————————— <2> См.: Горшенков А. А. Адвокатская наша смена // Адвокатская палата. 2007. N 5. С. 9. <3> Винаверъ М. Очерки объ адвокатуре. Типографiя М. М. Стасюлевича. Вас. Остр., 5 лин., 28. С.-Петербургъ. С. 7.

Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест» <4>. Главным органом профессионального объединения присяжных поверенных был совет, в компетенцию которого, в частности, входило определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом. Также согласно Учреждению судебных установлений присяжные поверенные пользовались правом получения вознаграждения за ведение дел по таксе, если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем. Следовательно, размер и порядок выплаты вознаграждения определялись письменным соглашением с клиентом. М. Винавер: «Проект Судебных уставов содержит много постановлений об адвокатском гонораре. Тут и такса, несколько уменьшенная против нынешней, и обязательный письменный договор о гонораре, и право совета изменять условия о гонораре сообразно с талантом и знаниями адвоката, проект принимает, как общее правило, что гонорар адвоката может быть поставлен в зависимость от успеха его ходатайства; из этого правила сделано одно исключение — для дел уголовных. Вот как проект объясняет это изъятие: «Подобные условия (о вознаграждении в зависимости от успеха), не заключая в себе ничего предосудительного в применении к делам гражданским, совершенно неуместны относительно дел уголовных, по коим задача защитника заключается не в обелении преступника или в перенесении ответственности с действительного виновника на лицо неповинное, но в содействии суду в раскрытии истины. Очевидно, что допускать в сих последних делах соглашения, ставящие размер вознаграждения в зависимость от того или иного исхода дела, — значит допускать недостойный торг правосудием» <5>. ——————————— <4> Буробин В. Н. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. С. 38. <5> Винаверъ М. Указ. соч. С. 27 — 28.

Такса по оплате за ведение гражданских дел была установлена министром юстиции в 1868 г. и не пересматривалась. «Небезынтересно, что основным критерием для определения размера гонорара являлась цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент гонорара уменьшался. Представляет интерес положение, определяющее размер вознаграждения в случае «проигрыша» присяжным поверенным дела. В этом случае поверенный истца получал четвертую, а поверенный ответчика — третью часть от причитающегося ему гонорара» <6>. ——————————— <6> Буробин В. Н. Указ. соч. С. 39.

При этом следует отметить, что «с присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление. В принципе все эти положения вполне импонируют и современному адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более что сами идеи Судебной реформы конца XIX в. в России оказались во многом нереализованными, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам» <7>. ——————————— <7> Бойков А. Д., Капинус Н. И., Тарло Е. Г. Адвокатура России: Учебное пособие. 2-е изд. М.: ИКФ Омега-Л; ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. С. 16.

Анализ законодательства дореволюционной России в этой области позволяет отметить многие прогрессивные стороны Судебных уставов, выделить то рациональное зерно, которое может и должно быть использовано при совершенствовании законодательства о российской адвокатуре. Можно констатировать, что принципы, положенные в основу организации адвокатуры конца XIX в., не потеряли своей актуальности и представляют значительный интерес для современного российского общества <8>. ——————————— <8> См.: Стешенко Л. А., Шамба Т. М. Адвокатура в Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005. С. 28.

Организация русской адвокатуры в результате судебной реформы строилась на следующих принципах: относительная свобода профессии; определение гонорара по соглашению с клиентом <9>. ——————————— <9> См.: Грудцына Л. Ю. 140 лет российской адвокатуре. URL: htpp://www. ludmilagr. ru.

Но важно отметить, что установленные размеры не являются обязательными, так как используются лишь в случаях возникновения разногласий между адвокатом и клиентом. Следовательно, независимость адвокатуры в отношении свободы установления адвокатского гонорара между поверенным и его клиентом все же имела место, так как оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом и присяжные поверенные самостоятельно могли заключать письменные условия (которые являлись прообразом современного соглашения на оказание юридической помощи) о гонораре за ведение дела по соглашению сторон. Тем не менее царизм считал, что Судебные уставы 1864 г. слишком многое позволяют адвокатам, и в 70 — 90-е годы XIX в. приложил большие усилия к тому, чтобы еще сильнее законодательно ограничить права адвокатуры, свести к нулю ее способность фрондировать против власти <10>. В 1878 г. 21-й российский министр юстиции, граф К. И. Пален пытался включить в систему Министерства юстиции адвокатуру, в частности, и для того, чтобы: «пресечь стремление к «денежной наживе» (которое, мол, делает присяжного поверенного «наемным укрывателем всякой неправды и преступления» <11>). Государственный совет не согласился с включением адвокатуры в систему учреждений Министерства юстиции, и Пален подал в отставку. В 1889 г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных… контроль за их деятельностью возлагался на судебные органы. ——————————— <10> См.: Троицкий Н. А. Адвокатура в России и политические процессы 1866 — 1904 гг. Тула: Автограф, 2000. С. 158. <11> См.: Троицкий Н. А. Указ. соч. С. 160.

В 1890 г. начала действовать правительственная комиссия «для пересмотра существующих о поверенных по судебным делам узаконений», что фактически означало шаг в сторону проведения контрреформ. Адвокатура потеряла ряд демократических привилегий. Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Адвокатура, как и прежде, в реализации своих прав и обязанностей полностью зависела от государства <12>. ——————————— <12> См.: Стешенко Л. А., Шамба Т. М. Указ. соч. С. 33.

На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917 г. было принято решение об установлении для правозащитников государственных окладов, разорвавшее связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из скудной государственной казны. Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатуры <13>. В соответствии с принятым 22 ноября 1917 г. Декретом о суде N 1 <14> адвокатура была упразднена. И как следствие этого Всероссийский центральный исполнительный комитет объявил, что «каждый человек может выступать в качестве адвоката защиты, пока у него или у нее имелось правильное сознание», следовательно, говорить о нормативном закреплении адвокатского гонорара не представляется возможным, поскольку действовавшее ранее адвокатское сословие было распущено принятым Декретом о суде N 1, а нормативно в нем не предусматривалось положений о создании адвокатуры с совершенно новыми организационными принципами ее построения. ——————————— <13> См.: Стешенко Л. А., Шамба Т. М. Указ. соч. С. 33. <14> СУ РСФСР. 1918. N 4. Ст. 50.

Инструкцией Наркомюста 19 декабря 1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имеющие соответствующие рекомендации от Советов депутатов <15>. ——————————— <15> См.: Бойков А. Д., Капинус Н. И., Тарло Е. Г. Указ. соч. С. 17.

7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде N 2 <16>. Он гласил: «При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии поступают лица, выбранные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату» <17>. Плата за осуществление защиты определялась свободным соглашением с клиентом. ——————————— <16> СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347. <17> URL: htpp://www. ludmilagr. ru

В августе — октябре 1918 г. местными Советами на всей территории, контролируемой большевиками, были изданы положения, устанавливающие структуру и основные правила деятельности коллегий в регионах. Будучи схожими во многих отношениях, эти акты в некоторых вопросах различались. Так, в Петрограде для правозаступников были установлены фиксированные оклады, равные окладам народных судей. В Москве же местным Советом была принята система вознаграждений, которая, хотя и исключала передачу денег клиентом адвокату из рук в руки, однако допускала многое из принципов оплаты, применявшейся в частной практике. Клиенты оплачивали услуги через центральную кассу коллегии по установленным расценкам, и эти деньги распределялись среди членов коллегии по определенной схеме в зависимости от количества проведенных дел и их сложности <18>. ——————————— <18> См.: Хаски Ю. Российская адвокатура и Советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917 — 1939 гг. М., 1993. С. 49.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение «О народном суде» <19>, заменившее существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись учреждениями с весьма нескладным названием — «коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе». Члены новых коллегий становились назначаемыми местными Советами государственными служащими на окладе, размер которого приравнивался к окладам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Наркомюста, из бюджета которого предполагалось выплачивать заработную плату <20>. ——————————— <19> См.: Декреты Советской власти. Т. 4. М., 1968. <20> См.: Буробин В. Н. Указ. соч. С. 45.

Коллегии правозаступников окончательно были упразднены Положением о народном суде РСФСР 1920 г. В июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было высказано мнение о том, что коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон себя не оправдывали. Они злоупотребляли доверием и, что особо резко воспринималось, получали высокие гонорары. Таким образом, была дана команда на уничтожение коллегий еще до внесения изменений в законодательство. Появившееся 25 мая 1922 г. Положение «Об адвокатуре» в РСФСР лишь в общих чертах говорит о вновь создаваемых коллегиях защитников. В связи с этим Наркомюст 5 июля 1922 г. принимает Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым вознаграждение за ведение дела определялось по взаимному соглашению члена коллегии защитников и заинтересованного лица. Также следует указать, что данное Положение устанавливало для рабочих и служащих государственных учреждений правило определения гонорара в соответствии с таксой. Новое Положение об адвокатуре 1939 г. являлось моделью для всех последующих законов об адвокатуре. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации во главе с заведующими, административно подчиненные Президиуму коллегии адвокатов, который назначал заведующих, устанавливающих размер оплаты труда членов консультации, пока не были определены твердые тарифы. Таким образом, адвокаты утратили часть контроля за установлением размеров своих гонораров, так как Комиссариат юстиции отныне имел право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. До самого конца сталинского периода Комиссариат юстиции успешно пользовался этим правом, продолжая все больше и больше сокращать возможности самой адвокатуры в определении собственной гонорарной политики, выпуская инструкцию за инструкцией. Положение 1939 г. запретило сочетать работу в государственных учреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре. 23 декабря 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили совместное Постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», которым предусматривались меры по работе адвокатов на тех предприятиях, где не было постоянных юрисконсультов. Тем самым ликвидировался пробел в их юридическом обслуживании. А 8 декабря 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило типовой договор «Об оказании правовых услуг на предприятиях, в институтах и других организациях (кроме колхоза) юридическими консультациями при коллегиях адвокатов». Ровно через год был утвержден новый типовой договор, разрешивший адвокатам предоставлять правовые услуги колхозам. В конце 70-х — начале 80-х годов XX в. шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. 30 ноября 1979 г. был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В РСФСР, а затем и в Российской Федерации деятельность адвокатов регламентировалась Положением об адвокатуре РСФСР, которое было утверждено на сессии ВС РСФСР Законом от 20 ноября 1980 г. Принципиальным изменениям была подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, именуемой Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, утверждаемой министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях. И только Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов. Статья 1 Инструкции отражает, что «основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью» <21>. ——————————— <21> Инструкция Министерства юстиции СССР от 10 апреля 1991 г. «Об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям». Ст. 1 // СПС «Гарант».

При характеристике Положения об адвокатуре 1980 г. в сравнении с ранее действовавшими положениями следует подчеркнуть, что государственный контроль в отношении адвокатуры был значительно снижен, так как при заключении соглашения ставка гонорара определялась адвокатом и клиентом по взаимной договоренности. Несомненно, это положительный шаг в сторону легитимности адвокатского сообщества того времени, так как в ходе проведения судебно-правовой реформы адвокатура нуждалась и стремилась к обретению принципов независимости, самоуправления и саморегулирования. До 1988 г. государственные расценки на услуги адвокатов были столь малы, что адвокаты отказывались вести дела без заключения соглашения с клиентом, ибо такое соглашение в соответствии с Положением об адвокатуре 1980 г. позволяло им получать «дополнительную» оплату (так называемый микс — максимальное использование клиента)». По мнению руководителя международной службы Межтерриториальной коллегии «Гильдия российских адвокатов», заведующего адвокатским бюро «Международное» В. Б. Зимоненко, несовершенство этого Положения усугублялось тем, что помимо него действовало еще около 100 подзаконных актов, включая нормативы, разъяснения и т. п., не всегда и не во всем соответствовавшие закону. Так, до 1988 г. специальными нормативами максимально возможный заработок адвоката устанавливался в 400 руб., после 1988 г. адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки <22>. Таким образом, законодательное регулирование оплаты адвокатского труда в России к концу XX в. остро нуждалось в дальнейшем развитии и совершенствовании. Особенно необходимо было принятие законодательного акта, способного предоставить гарантии независимости адвокатской деятельности в общероссийском масштабе, и в частности при установлении адвокатского гонорара. ——————————— <22> См.: Грудцына Л. Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. 2004. Октябрь, ноябрь.

С принятием Федерального закона была закрыта последняя страница деятельности адвокатуры в России, построенной на организационных началах, заложенных в первые два десятилетия советской власти. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляет право адвоката самостоятельно заключать соглашение непосредственно со своим доверителем, условие выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь признается существенным условием соглашения. Также Закон указывает на простую письменную форму соглашения, которым, в частности, определяются порядок и сроки выплаты вознаграждения. Закон содержит указание на обязательное внесение в кассу соответствующего адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого доверителем адвокату, а также компенсированные суммы расходов адвоката, связанных с исполнением поручения <23>. Немаловажную роль в вопросах установления адвокатского гонорара играет Кодекс профессиональной этики адвоката, указывающий, что «при определении размера вознаграждения по соглашению с доверителем адвокат должен руководствоваться исключительно соображениями разумности» <24>. Таким образом, следует отметить, что анализ законодательства об адвокатуре в части оплаты адвокатского труда с момента становления института адвокатуры подробнейшим образом выявляет вопрос становления адвокатского гонорара. ——————————— <23> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 25. <24> Кучерена А. Г. Настольная книга адвоката. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 145.

В представленной статье автором исследуются вопросы законодательного закрепления оплаты адвокатского труда, для чего исследована нормативно-правовая база с момента становления института адвокатуры по настоящее время. Объективность рассмотрения вопроса развития законодательства об адвокатском гонораре обусловлена спецификой отношений адвоката с доверителем. Автором приводится поэтапный анализ нормативно-правовых источников, регулирующих адвокатскую деятельность, с момента учреждения адвокатуры в России в 1864 г. по настоящее время, кроме этого, указываются ключевые моменты определения размера гонорара на каждом конкретном историческом этапе. Важно, что анализ законодательства в этой области позволяет отметить многие прогрессивные стороны ранее действовавшей нормативной базы. А также указывается, что принципы, положенные в основу организации адвокатуры конца XIX в., не потеряли своей актуальности и по сей день.

——————————————————————