Прокурорский работник должен быть хорошим оратором

(Петров А. В.) ("Законность", 2013, N 12) Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ РАБОТНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИМ ОРАТОРОМ

А. В. ПЕТРОВ

Петров Александр Викторович, прокурор г. Астрахани Астраханской области, соискатель кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов, советник юстиции.

В статье рассматриваются вопросы ораторского мастерства, которым должен обладать прокурорский работник для эффективного осуществления возложенных на него полномочий.

Ключевые слова: оратор, публичное выступление, публика, аудитория.

A prosecutorial officer should be a good orator A. V. Petrov

The article considers issues of eloquence which a public officer should master to efficiently perform his/her duties.

Key words: orator, public speech, audience, hall.

Системный подход и постоянное совершенствование ораторского мастерства позволят овладеть навыками публичного выступления и добиться эффективного результата. Вне всякого сомнения каждый прокурор согласится с тем, что прокурорский работник должен быть хорошим оратором и в достаточной степени владеть навыками публичного выступления. Ораторское искусство требуется везде, а не только в органах прокуратуры. Вся наша жизнь связана с общением - так устроено наше общество, и, как сказал Скилеф, "все великие дела начинаются с общения", а "успех - это произведение интересных мыслей на умение их произнести". Поэтому часто наибольших успехов в учебе, бизнесе, на работе, в политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. В современной жизни для достижения успеха, обладания конкурентоспособностью мало иметь диплом престижного учебного заведения или быть высококлассным специалистом, важно еще, помимо хорошего знания компьютера, без которого никуда, уметь хорошо говорить: на совещаниях, собраниях, в судебных процессах, а совершенствование этого должно стать постоянной и кропотливой работой. Ораторское мастерство - полезный навык. Достаточно научиться один раз и пользоваться потом всю жизнь. Присутствуя в судебных заседаниях по уголовным и гражданским делам, где выступают прокурорские работники из числа молодых специалистов, замечаешь, что ведут они себя скованно, публичную речь произносят неуверенно, монотонно, сбивчиво, заученными стандартными фразами, зачастую с речевыми ошибками. Речь иногда засорена пустыми, ненужными словами. Об ораторских приемах и говорить не проходится. Часто замечаешь согнутую спину, наклоненную вниз голову, втянутые плечи. Следует, конечно, учесть некоторые нюансы: небольшой опыт работы, отсутствие достаточной практики публичного выступления и др. Но вместе с тем не редкость, что непростительно, когда такого рода ошибки допускают работники, служащие по нескольку лет, когда они без любви к делу, без должного уважения к своей профессии выступают ненамного лучше, чем начинающие работники. Безусловно, слушать такую речь скучно, неприятно, участники процесса, да и сам судья начинают поглядывать на часы либо в окно, зевать и, по сути, уже не слушают выступающего. Цицерон на этот счет сказал: "Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление". Относиться к этому можно, конечно, по-разному, успокаивать себя, что опыт придет со временем, со временем появится умение держаться на публике и наработается практика публичного выступления. На самом деле особых сомнений на этот счет не возникает, но не следует забывать, что выступать можно по-разному, но вот научиться излагать публично свою речь ясно, логично, доходчиво, увлекательно и, самое главное, убедительно, что необходимо прокурорскому работнику, может не каждый. Без тренировки и работы над собой либо не достигнешь такого мастерства, либо научишься нескоро. Вроде просто, но, как говорил Скилеф, "простота дается непросто". Обвинительная речь в прениях сторон по уголовным делам молодых специалистов также не содержит должной убедительности, уверенности в своих словах и в основном зачитывается с напечатанного текста не поднимая головы, что свидетельствует как минимум о двух фактах: недостаточном знании дела и боязни выступать публично. Петр I сказал по этому поводу: "Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писанному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого". Л. Толстой в романе "Воскресение", характеризуя обвинительную речь прокурора, образно подметил: "Когда ему предоставлено было слово, он медленно встал, обнаружив всю свою грациозную фигуру в шитом мундире, и, положив обе руки на конторку, слегка склонив голову, оглядел залу, избегая взглядом подсудимых, и начал... Он говорил то нежным, вкрадчивым голосом, переступая с ноги на ногу, глядя на присяжных, то тихим деловым тоном, взглядывая в свою тетрадку, то громким обличительным голосом, обращаясь то к зрителям, то к присяжным" <1>. В свою очередь, М. Горький в романе "Мать" пишет: "Лысоватый прокурор встал и, держась одной рукой за конторку, быстро заговорил, приводя цифры. В его голосе не слышно было страшного... Им (судьям. - Прим. авт.), несомненно, было скучно слушать эту речь" <2>. -------------------------------- <1> Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1987. Т. 10. С. 76. <2> Горький А. М. Собрание сочинений: В 16 т. М., 1979. Т. 4. С. 282, 288.

Сравнение отрывков из произведений наглядно показывает, как может выступать государственный обвинитель, как к нему относится публика. В период повышения квалификации в Академии Генеральной прокуратуры РФ автору с другими коллегами из субъектов РФ довелось побывать на всероссийском конкурсе "Лучший государственный обвинитель", прошедшем в г. Москве в мае 2012 г. Особо сильное впечатление (нисколько при этом не умаляем достоинство и профессионализм других участников) произвело выступление начальника отдела государственных обвинителей прокуратуры Нижегородской области М. Игнатова с обвинительной речью перед присяжными заседателями. В речи оратора чувствовалось хорошее знание материалов дела, всех обстоятельств до тонкостей, его умение комбинировать речь, менять тембр исходя из освещаемых обстоятельств дела. Добавленный театральный оттенок, а также яркость и энергичность выступления, интонационная выразительность произвели незабываемое впечатление, заставили слушать его на одном дыхании, невольно мысленно погрузиться в обстановку освещаемых им событий. С трибуны его провожали аплодисментами. Можно оценивать говорящего как хорошего или плохого оратора, умелого и неумелого, скучного либо нет. Но важно помнить, что от некачественной, неубедительной судебной речи страдают не только интересы правосудия и потерпевшего, но и репутация и имидж судебного оратора - прокурорского работника. По этому поводу Т. Шибутани сказал: "Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью". Несомненно, каждый может научиться эффектно публично выступать, было бы только желание. Китайский афоризм гласит: "Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься". Все хорошие ораторы, говорил Ралф Эмерсон, начинали как плохие ораторы. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу. Исходя из практики и собственного опыта, можно дать несколько полезных советов и рекомендаций, которые позволили мне в свое время научиться публичному выступлению. Публичное выступление для прокурорского работника - обязательная часть работы, которая, прежде всего, связывается с выступлением в судебных процессах. Выступая в судебном процессе, необходимо понимать, что здесь есть некоторые особенности, в частности строгие требования к культуре речи прокурорского работника. Высокий уровень официальности отношений участников процесса обязывает использовать деловой стиль языка. Обязательно присутствие в речи таких компонентов, как: логичность, четкость, убедительность, ясность. Нельзя также забывать, что прокурорский работник выступает от имени государства, следовательно, его речь должна быть безупречной, лишенной серьезных погрешностей и явных стилистических ошибок. Одно из важнейших условий эффективного поддержания государственного обвинения в состязательном уголовном судопроизводстве, надлежащего выполнения государственным обвинителем возложенной на него функции по осуществлению уголовного преследования - умение подготовить и произнести качественную судебную речь, отвечающую высоким критериям профессионализма и публичности. В традициях русской культуры для оратора обязательно соблюдение норм литературного языка. Малограмотность говорящего связывается в сознании слушателя с низким профессионализмом, вызывает недоверие к человеку за трибуной, делает его речь неубедительной, что для прокурорского работника недопустимо. Менее ощутимы для говорящего ошибки, связанные с произношением, что часто объясняется бытовой небрежностью, стремлением проговорить слово как можно быстрее, проглатывая его части, чаще всего окончание. К примеру, "полмильона" (половина миллиона), "щас" (сейчас), "нету" (нет), "ихние" (их), Иваныч (Иванович) и др. Первое, что вызывает сложность в публичном выступлении, это чувство страха. Без сомнения, его испытывает каждый. Как преодолеть внутренний дискомфорт и нервозность, расстаться со страхом публичного выступления, стрессом, стабилизировать ситуацию? Первое и самое необходимое - предварительная подготовка к выступлению (репетиция). Стресс, сомнения и неуверенность возникают прежде всего по причине незнания предмета разговора, спора, материалов дела и др. По этой причине может возникнуть зацикливание, торможение, что еще больше разгоняет маховик страха. Не знаешь в достаточной степени материал либо дело, сразу теряешь более 50%. А. Кони говорил: "Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства...". Считаю, что убеждать здесь не в чем. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Аудитория всегда это чувствует. Предварительная, тщательная подготовка к публичному выступлению позволяет заранее сформулировать мысль, продумать метод подачи доводов, начало выступления, содержание речи и ее окончание, выстроить логическую цепь. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, рождаются в тиши кабинета. Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Особенностью введения, начала публичной речи является то, что аудитория по нему быстро составит впечатление об ораторе, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части будут допущены ошибки, их тяжело затем исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику. Кроме того, с самого начала необходимо добиться расположения к себе слушателей, кратко сформулировать спорную проблему, подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника, эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость противника. Выступая в суде, также важно эффектно начать свою речь, в частности, в прениях сторон и таким образом заинтересовать участников процесса. Можно привести один из примеров эффектного, на мой взгляд, начала речи государственного обвинителя в прениях сторон. Государственный обвинитель прокуратуры Архангельской области по уголовному делу о превышении служебных полномочий так начал свою речь: "Сегодняшнее дело наглядно показывает, что происходит, когда люди неумело пользуются предоставленной им властью. Страдают все: потерпевшие от этой власти, сама власть, стремительно теряя свой авторитет, да и сам представитель такой власти попадает в беду - на скамью подсудимых..." <3>. -------------------------------- <3> Речь государственного обвинителя С. Стадниченко, начальника отдела государственных обвинителей прокуратуры Ленского района Архангельской области (дело по обвинению Мирошниченко в превышении служебных полномочий). См.: Судебная речь государственного обвинителя: Методическое пособие / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2003. С. 291.

С первых слов такого выступления чувствуется тревога, опасность совершенного подсудимым преступления, оратор заинтересовывает слушателя и располагает его к размышлению. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании следует напомнить ключевые проблемы, затронутые в выступлении. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью и выразительностью, подкрепит речь. В целях выработки уверенности и преодоления страха полезно тренироваться перед зеркалом или записывать речь на видео, произнося несколько раз свою речь вслух. Это позволяет оценить себя со стороны, привыкнуть к тексту, отшлифовать фразы, а также прочувствовать все нюансы: провести работу над дикцией и произношением, преодолеть речевые недостатки и дефекты звукопроизношения. Скилеф говорил: "Научиться говорить можно только говоря". Этот метод - один из эффективных и хорошо себя зарекомендовал. Его еще называют обратной связью. В ходе просмотра собственного выступления либо глядя в свое отражение, замечаешь множество различных нюансов и дефектов своей речи, о которых раньше и не подозревал. Эффект от такой предварительной тренировки только положительный - однозначно снизится волнение, оратор почувствует себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления. В процессе такой работы тренируется голос, произношение смысловых акцентов. Сразу выявляется неправильная постановка ударения. Это первое, что проявляется, и над этим необходимо упорно работать, оттачивая те слова и фразы, которые представляют сложность при произношении. В публичном выступлении важно приобрести, помимо уверенности, такие навыки и знания, как: умение точно выражать свои мысли и выстраивать их в четкой, логической последовательности; способность привлечь внимание слушателей; возможность проявить яркость и энергичность выступления, интонационную выразительность; владение даром убеждения и преодоления возражений; использование различных речевых приемов. Всего этого можно достичь, пользуясь указанным методом. Следует брать пример с других ораторов, в частности, выступающих по телевидению. Это еще один, на мой взгляд, важный прием. Просмотр выступления профессиональных ораторов с целью обратить внимание на то, как они держатся, способствует разрешению некоторых возникающих у новичков вопросов: как вести себя на публике, чего делать не стоит, как следить за своей мимикой и др. По вопросам публичного выступления есть много литературы, методических и практических пособий. Не лишним будет их прочесть. Вместе с тем большую помощь в этом вопросе окажет Интернет. Необходимо помнить, что в основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. В процессе выступления важно чувствовать аудиторию, замечать ее реакцию и постоянно удерживать зрительский контакт. Особенно это необходимо в суде присяжных. Опытный оратор всегда следит за реакцией слушателей. Произносить речь в суде без использования письменных документов, записей, безусловно, невозможно. Но здесь главное не злоупотреблять ими. Можно сослаться на документ, прочесть его, огласив содержание текста полностью либо частично в зависимости от существа вопроса, и др. Если выступающий не оглашает содержание документа, к примеру заключение судебного эксперта в прениях сторон, а выступает с речью, следует аккуратно, незаметно и быстро посмотреть в текст либо записи и снова поднять глаза, переводя свое внимание на аудиторию. Правильное, точное и уместное употребление слов - одна из наиболее сложных проблем для выступающего публично, поскольку ситуация публичного общения не дает возможности заниматься подбором слов. Для успешного построения фразы необходимы безупречное знание языка, наличие необходимого словарного запаса и опыта публичных выступлений. Важным показателем ораторского искусства является словарный запас, хранящийся в памяти человека, - тезаурус личности. Тезаурус с древнегреческого переводится как "сокровищница", и этот надежный сейф памяти организован удивительно целесообразно: информационные файлы памяти мобилизуются посредством ассоциаций, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова. Упомянутый метод позволяет расстаться с бытовой привычкой неправильного произношения слов и словосочетаний, помогает выстроить фразу полностью, восполнить лексическую недостаточность, которая подчас рождает двусмысленность. Важно донести до слушателя информацию в доступной форме. Для этого в процессе выступления необходимо учитывать такой момент, как построение коротких фраз, которые воспринимаются на слух лучше, чем длинные. Следует по возможности избегать сложных и длинных предложений, причастных и деепричастных оборотов, так как можно запутаться и потерять смысл, не донести до слушателя необходимую информацию. Лучше строить речь из коротких и продуманных предложений. Выступление не должно быть монотонным, поэтому рекомендуем менять тембр голоса. Важным моментом в выступлении является контроль времени. На различного рода совещаниях часто звучит просьба "соблюдайте регламент". Слушать выступающего слишком долго никто не будет. Внимательно слушать и воспринимать речь оратора слушатели могут в течение определенного ограниченного времени, что обусловлено психофизиологическими причинами (обычно 15 - 20 минут), затем внимание аудитории начинает ослабевать. Следует запомнить, что от выступающего ожидают четких, ясных, убедительных и доступных для восприятия слов, лаконичной информации в рамках указанного временного промежутка. Здесь уместно применить слова А. Чехова: "Краткость - сестра таланта". Вместе с тем, говоря о временных рамках, при планировании выступления обязательно следует учитывать время для ответов на вопросы. Говорить "заумными" фразами может не каждый, но и не всегда это уместно и нужно. Желательно заранее знать, перед какой аудиторией предстоит выступать, ее численность, контингент и др. В зависимости от этого можно скорректировать некоторые моменты и для себя определить, на каком "языке" выступать с учетом культурного уровня общения. Таким образом можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Почти ежедневно каждый практический работник прокуратуры участвует в различного рода публичных мероприятиях, будь то судебные процессы, выступления в коллективах, на совещаниях, среди несовершеннолетних, на встречах, сходах граждан и т. д. Исходя из этого, в публичном выступлении важно определиться: говорить или влиять? Ведь цель любой речи - повлиять на аудиторию (убедить, информировать и т. д.). Владеющий словом - владеет людьми. Искусство красноречия заключается как раз в том, чтобы использовать его как серьезный инструмент влияния. Аристотель сказал: "Слово - самое сильное оружие человека". И чем раньше человек овладеет правилами ораторики и мастерства презентации, тем легче ему будет жить: строить отношения, вести переговоры, сдавать экзамены, проходить различные аттестации и двигаться по карьерной лестнице. Важное значение имеет внешность прокурорского работника. Считаю этот элемент одним из ключевых. И вот почему. Публичное выступление напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда выступающего, его внешность. Представьте себе короткие брюки на выступающем, испачканные туфли, большой по размеру пиджак или китель либо, наоборот, с короткими рукавами, торчащий воротник или галстук да плюс к тому же взъерошенные волосы. Безусловно, неприятно. Выступающий должен выглядеть опрятно. Казалось бы, мелочь, но ведь каждый, наверное, испытал на собственном опыте, что дискомфорт в одежде отвлекает от существа информации, которую оратор озвучивает. Ничто не должно отвлекать внимание оратора и слушателей и доставлять неудобство. В целях повышения профессиональной квалификации оперативных работников, выработки у них практики публичного выступления в прокуратуре г. Астрахани проводятся семинарские занятия, на которых изучаются учебно-методическая литература и методические пособия Генеральной прокуратуры РФ по этому вопросу, научные источники. Работники с большим стажем работы делятся собственным опытом публичного выступления. Большую помощь в этой работе нам оказывает специалист-психолог прокуратуры области Ю. Дмитриева, которая на практических семинарах освещает вопросы, касающиеся публичного выступления, в том числе в судебных процессах, показывает некоторые приемы и методы, делится собственным опытом. И последнее. Приведу изречение Цицерона: "Поэтом рождаются, а оратором становятся". Для того чтобы достойно и эффектно выступать на публике, необходимо учиться ораторскому мастерству и постоянно его совершенствовать. Делать это никогда не поздно. И чаще практиковаться, так как невозможно совершенствовать речь, только слушая лекции и изучая теорию. Синергетический эффект (метод) превратит теорию и практику в должное качество. Только упорство, терпение и желание позволят добиться должного результата - стать хорошим оратором.

Пристатейный библиографический список

1. Горький А. М. Собрание сочинений: В 16 т. М., 1979. Т 4. 2. Сухарев А. Я. Судебная речь государственного обвинителя: Методическое пособие. М., 2003. 3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1987. Т. 10.

------------------------------------------------------------------

Название документа