Нотариат в системе правовых учреждений дореволюционной России: провинциальный акцент

(Тараканова Н. Г., Родина С. В.) («Нотариус», 2010, N 4)

НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ <*>

Н. Г. ТАРАКАНОВА, С. В. РОДИНА

——————————— <*> Tarakanova N. G., Rodina S. V. Notariat in the system of legal institutions of pre-revolutionary Russia: provincial aspect.

Тараканова Наталья Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Саранского кооперативного института АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», докторант НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Родина Светлана Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, нотариус Саранского нотариального округа.

В статье отражены основные положения нотариальной реформы 1866 г. Автором показана неопределенность статуса нотариата в системе учреждений юстиции, выделены проблемные аспекты его организации и деятельности в пореформенной провинции.

Ключевые слова: реформа, нотариус, нотариальная деятельность, провинция, окружной суд.

The main points of the notary reform in 1866 are shown in this article. The author shows the notary status uncertainty in the system of legal institutions; the problem aspects of its organization, and activity are defined in the reforming province.

Key words: reform, a notary, notary activity, province, district court.

Нотариат России прошел длительный и сложный путь, прежде чем стал значимым, востребованным и авторитетным учреждением, играющим важную роль в формировании правовой культуры граждан и укреплении правопорядка в стране. Исторически генезис нотариата связан с развитием гражданского оборота, с объективной необходимостью содействовать лицам в формально-юридическом закреплении их действий и законных притязаний, обеспечивая их доказательность и правомерность. До середины XIX в. нотариальные действия в Российской империи совершались самыми разнообразными учреждениями: крепостными отделениями судов, городовыми и частными маклерами, полицейскими управлениями, губернаторами и др., что порождало бессистемность, бесконтрольность и злоупотребления при совершении частноправовых актов и тормозило нормальное развитие гражданских правоотношений. Во второй половине XIX в. стране происходят серьезные модернизационные процессы, затронувшие почти все сферы общественной жизни. Отмена крепостного права подтолкнула к экономической активности крестьян и дворянство, привела к развитию свободного найма рабочей силы в сельскохозяйственном и промышленном производстве. Разнообразнее становятся формы организации промысловой деятельности, развиваются контрактные отношения, система заказов и займов. Увеличилось число актов купли-продажи земли, залога недвижимости. В условиях развития буржуазных отношений в стране возникает насущная потребность в создании прочных юридических гарантий личных и имущественных прав. Вопрос о необходимости упорядочения нотариальной деятельности был поставлен в ходе разработки Судебной реформы в начале 1860-х годов. В высочайше утвержденных 29 сентября 1862 г. Основных положениях о преобразовании судебной части в России в ст. 91 говорилось: «В уездных и губернских городах состоят нотариусы, которые заведуют, под наблюдением судебных мест, совершением актов об уступке и приобретении имуществ и о разных обязательствах. Обязанности и образ действия нотариусов определяется особым положением» <1>. Этот статус нотариата был позже закреплен и в одном из документов Судебных уставов 20 ноября 1864 г. — «Учреждении судебных установлений» (ст. 420) <2>. Тогда же Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавляемому бароном М. А. Корфом, было поручено составить Положение о нотариальной части. 14 июля 1863 г. проект этого законодательного акта был препровожден в Государственный Совет. По мнению ряда исследователей, проект, подготовленный под руководством барона Корфа, был идеален, но по «недоразумению и несчастному совпадению» Модеста Андреевича сменяет на посту главы Второго отделения граф В. Н. Панин, известный своими консервативными взглядами, и «под его влиянием все жизненное и лучшее из проекта было устранено и заменено узким, леденящим формализмом…» <3>. В частности, из проекта исчезли такие прогрессивные положения, как создание уездных крепостных архивов, ведение поземельных книг самими нотариусами; совершение актов в протокольной форме, придание нотариальным актам силы, равной вступившему в законную силу решению суда, полное отделение нотариата от суда. ——————————— <1> РГИА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 747. Л. 251. <2> См.: Российское законодательство X — XX веков. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. С. 78. <3> Яроцкий Н. Замечания на проект новой редакции Положения о нотариальной части. СПб., 1910. С. 7.

Окончательный вариант Положения был одобрен Общим собранием департаментов законов и гражданских дел Государственного Совета на заседаниях, состоявшихся 16 марта и 4 апреля 1866 г., а 14 апреля утвержден императором Александром II. Принятое Положение о нотариальной части послужило нормативной основой организации и деятельности новых нотариальных учреждений. В соответствии с данным актом ликвидировались все прежние учреждения крепостных дел, должности крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов, а также городовых нотариусов и маклеров. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять состоящие при окружных судах старшие и младшие нотариусы. Основные требования, которые предъявлял закон к кандидату на должность нотариуса: достижение совершеннолетия, российское подданство, отсутствие судимости и общественных взысканий. Нотариус не должен был занимать параллельно никакие государственные и общественные должности, в том числе быть присяжным заседателем и вести адвокатскую деятельность. Должность нотариуса предоставлялась кандидату после его испытания на знание законов и форм нотариального делопроизводства, на умение излагать нотариальные акты. Требование иметь высшее юридическое образование предъявлялось только к старшему нотариусу, в функции которого входило заведование нотариальным архивом, состоящим при окружном суде, и утверждение крепостных актов, связанных с отчуждением имущества. Хотя нотариус находился на государственной службе и ему присваивался по должности 8-й класс, он не имел права на производство в чины и на получение пенсии. Не назначалось нотариусам и жалованье, но ст. 208 Положения предоставляла им право взимать в свою пользу плату за профессиональные действия по добровольному соглашению с обратившимися к нотариусу лицами, если размер платы не был установлен таксой. Вместе с тем нотариусы должны были взыскивать казенные пошлины и сборы с совершаемых актов, которые поступали в государственный бюджет. Таким образом, возникала некоторая противоречивость в правовом статусе нотариусов: с одной стороны, они считались состоявшими на государственной службе, а с другой — признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе <4>. Нотариусы, находясь под контролем судебных и административных органов, тем не менее не могли пользоваться правами и возможностями, полагающимися другим чинам судебного ведомства, и даже обращаться в суды за разъяснениями при решении сомнительных правовых вопросов. Тем самым они были поставлены, по выражению С. Барановского, в положение «пасынков Фемиды». ——————————— <4> См.: Черемных И. Г. Теоретические основы независимого нотариата в России. М., 2006. С. 18.

Еще одним негативным фактором, по мнению исследователей, являлось отсутствие у нотариата, подобно адвокатуре, корпоративных начал, которые могли бы способствовать обобщению и совершенствованию нотариальной практики и обеспечивать повышение статуса нотариата в системе правовых учреждений. Назначение нотариусов на должность и отстранение их от исполнения обязанностей производилось по представлению председателя окружного суда старшим председателем судебной палаты. Нотариус приступал к своим обязанностям после приведения его к присяге, во время которой давал клятву честно и добросовестно исполнять все обязанности по должности, «не превышать предоставленной власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытка», ограждать вверенные ему интересы «как свои собственные». За достойную и многолетнюю службу нотариус мог быть представлен к награждению орденами Св. Анны или Св. Владимира. Согласно правилам для нотариусов, разработанным в ходе применения Положения, в случае открытия вакансии на должность нотариуса, окружной суд производил «публикацию о вызове желающих занять эту должность». Правила также гласили: «…по утверждении нотариуса в должности он обязан немедленно представить в нотариальный архив, помещенные на одном листе, слепок своей печати и экземпляр своей подписи, с означением места нахождения его конторы…» <5>. ——————————— <5> Узаконения, изданные в пояснение и дополнение к Судебным уставам 1864 г. СПб., 1873. N 64. С. 143.

Нотариусы несли имущественную ответственность перед своими клиентами. С этой целью при вступлении в должность они должны были вносить в Окружной суд определенный залог (от 2 до 10 тыс. руб.) для возмещения убытков, причиненных их действиями. Нотариусы свидетельствовали различного рода акты, протесты, копии, подлинность подписей, выдавали свидетельства, выписки из актовых книг, копии актов и прочие справки, оформляли доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, данные по выкупу, мировые и третейские записки и прошения, принимали на хранение документы и т. д. По всем поручаемым делам нотариусу следовало соблюдать тайну, он не имел права показывать посторонним лицам находящиеся у него на хранении документы под угрозой уголовной ответственности. Ко всем выдаваемым актам нотариус был обязан приложить свою печать, на которой изображался губернский герб, указывались имя, отчество, фамилия и название города, где находилась его контора. Все книги, акты и печать нотариусам повелевалось содержать в «сохранном месте и сберегать в целости», а также исправно вести нотариальные книги, отражающие всю деятельность нотариуса по совершению и засвидетельствованию им юридических актов и документов. Нотариус не должен был выдавать документы до внесения расписки получателя в книгу и специальный реестр. Как и Судебные уставы 1864 г., Положение о нотариальной части вводилось в стране поэтапно. В большинстве губерний Центральной России и Среднего Поволжья новые учреждения начали действовать в начале 1870-х годов. Так, сроком вступления в должность нотариусов в округе Казанской судебной палаты, куда входили Казанская, Симбирская, Смоленская и большая часть Самарской губернии, было назначено 15 октября 1870 г. А 22 мая 1871 г. был издан Указ Правительствующего Сената о введении в действие Положения о нотариальной части в Саратовской, Пензенской, Тамбовской и Костромской губерниях и в Новоузенском уезде Самарской губернии <6>. ——————————— <6> См.: Там же. N 177. С. 332 — 333.

В своем выступлении на торжественном открытии Пензенского окружного суда 6 июля 1871 г. сенатор, тайный советник М. К. Катакази подчеркнул значение введенного в губернии нотариального положения, «которое на первое время может показаться стеснительным, безусловным требованием документов, до сих пор не признававшихся необходимыми и отсутствие которых рано или поздно должно было возбудить разные затруднения; но зато не подлежит сомнению, что требования эти, однажды исполненные, предоставят владельцам в будущем спокойное и прочное владение своею собственностью» <7>. ——————————— <7> Пензенские губернские ведомости. 1871. 7 июля. N 27.

Согласно Указу Правительствующего Сената от 29 мая 1871 г. предполагалось в губернские города назначить по 4 нотариуса, а в прочие городки, как уездные, так и заштатные, — по 2 нотариуса. Но на практике из-за дефицита кадров сложилось иначе. Так, из уездных городов Пензенской губернии только в Саранск и Краснослободск было назначено по два нотариуса, в остальные — по одному. Подобное положение в провинции с годами не изменилось. Даже в середине 1890-х годов в Пензенской губернии вместо предусмотренных расписанием 30 нотариусов действовало только 16. А в соседней Симбирской губернии вакантными оставались 8 из 21 места <8>. ——————————— <8> См.: Высочайше утвержденная комиссия для пересмотра законоположений по судебной части. Труды. Т. 6. СПб., 1897. С. 67.

Деятельность нотариусов каждой губернии дополнительно регламентировалась в наказах окружных судов, которые разрабатывались на основе общего законодательства, но с учетом местных условий. Так, в Особый наказ Пензенского окружного суда был включен отдельный раздел о нотариусах, в котором, в частности, указывалось, что старший нотариус и нотариусы «сносятся с Окружным судом представлениями и получают от суда предписания» и в течение 20 дней по истечении каждой трети года представляют в Окружной суд отчетные ведомости. Нотариусам предписывалось находиться в своих конторах и принимать посетителей с 9 утра до 3 часов пополудни <9>. ——————————— <9> См.: Особый наказ Пензенского окружного суда. Пенза, 1871. Ст. 147, 150, 180.

На службу нотариусами поступали лица разного социального происхождения, вероисповедания, образования. Из-за недостатка собственных кадров на службу привлекались желающие из других регионов. Например, среди лиц, получивших должность нотариуса в Пензенском крае, были выходцы из Подольской, Могилевской, Владимирской и других губерний. Подавляющее большинство провинциальных нотариусов не имели юридического образования и соответствующей практики. Трудности в подборе кадров, даже при отсутствии требований специального образования, объяснялись тем, что на периферии нотариальная деятельность давала весьма незначительное материальное обеспечение. Так, согласно официальной статистике, в 1884 г. в Пензенской губернии нотариусами было совершено 2635 нотариальных действий, из которых 1307 (50%) приходилось на выдачу выписей, копий и прочих справок. Доля более сложных нотариальных действий, как-то: оформление купчих крепостей, раздельных и дарственных записей, закладных, в указанном году в губернии составила около 25% (на сумму 4 478 293 руб.), а в 1894 г. — 11% (на сумму 5 143 155 руб.) <10>. В соседней Симбирской губернии — 21 и 12% соответственно. Рост числа нотариальных действий оставался незначительным: с 1884 по 1894 г. в Симбирской губернии он не превысил 6%, а с 1894 по 1904 г. — 1%. ——————————— <10> См.: Сборник статистических сведений Министерства юстиции. Вып. 1. Сведения о личном составе и деятельности судебных установлений, образованных по уставам императора Александра II, за 1884 г. СПб., 1887. С. 100 — 103; Сборник статистических сведений Министерства юстиции. Вып. 10. Сведения о личном составе и деятельности судебных установлений, образованных по уставам императора Александра II, за 1894 г. СПб., 1897. С. 166 — 171.

Согласно отчету инсарского нотариуса С. И. Сцепуржинского, представленному им в Пензенский окружной суд, годовой доход его конторы в 1899 г. составил 983 руб. 49 коп., в 1909 г. — 803 руб. 50 коп., и только к 1914 г. он возрос до 1639 руб. А в период исполнения им обязанностей нотариуса г. Керенска в 1895 — 1896 гг. ежегодная прибыль от его нотариальной деятельности не превышала 600 руб. <11>. При этом жалованье участкового мирового судьи составляло от 1500 до 2000 руб. в год, судебного следователя — 1500 руб., секретаря окружного суда — 1200 руб. Следует принять во внимание, что нотариус также на собственные средства должен был содержать свою контору, нанимать писаря и помощника. ——————————— <11> ГАПО. Ф. 42. Оп. 10. Д. 453. Л. 28.

При совершении каждого нотариального акта согласно Положению обязательным было присутствие свидетелей, удостоверяющих действительное его совершение, а также личность совершающих акт. Свидетелями могли быть лица совершеннолетние, грамотные и известные нотариусу лично либо по достоверным о них сведениям. Это создавало для нотариуса, особенно в провинции, определенные трудности, учитывая почти поголовную безграмотность населения и плачевное состояние путей сообщения. В таких условиях контрагентам почти невозможно было найти в местности расположения нотариальной конторы соответствующих свидетелей, которые знали бы их и были известны нотариусу, а кроме того, обладали бы грамотностью <12>. Не случайно в нотариальных записях часто в качестве свидетелей фигурировали одни и те же лица. ——————————— <12> См.: Подгородецкий П. Свидетели при нотариальном акте // Нотариальный вестникъ. 1999. N 11-12. С. 85.

Возложив на нотариусов важную и ответственную задачу совершения и укрепления публичных актов, законодатель определял также и меры предупреждения возможных с их стороны злоупотреблений. Порядок надзора за деятельностью нотариусов и наказания за незаконные действия определялись общими правилами об ответственности должностных лиц судебного ведомства. Окружные суды могли по своему усмотрению поручать своим уездным членам ревизию книг и дел нотариусов, находящихся в пределах данного уезда. В случае выявления нарушений и злоупотреблений по должности, а равно за совершение действий вне службы, не совместимых с достоинством их звания, виновные несли как дисциплинарную, так и уголовную ответственность. Нотариальные книги подвергались также систематическим ревизиям со стороны административного органа — Контрольной палаты, зорко следившей за исправным поступлением в казну пошлин и сборов. За период с 1892 по 1894 г. в Пензенской губернии дисциплинарным взысканиям были подвергнуты три нотариуса, известен один случай наложения взыскания на залог за неправильные действия по должности <13>. За тот же период в Симбирской губернии лишь один из нотариусов выступал в суде по предъявленному к нему гражданскому иску за неправильные действия по должности, но требования истца не были признаны судом правомерными. ——————————— <13> См.: Высочайше утвержденная комиссия для пересмотра законоположений по судебной части. Труды. Т. 6. СПб., 1897. С. 67.

Учитывая, что нотариус должен был пользоваться доверием и уважением населения, так как его честное имя выступало главной гарантией для клиента, любые занятия, бросавшие тень на его честное имя, могли привести к отстранению от должности. В Пензенской губернии такая участь в 1897 г. постигла саранского нотариуса В. П. Теплова, который был предан суду по обвинению в занятии ростовщичеством, что, по единогласному мнению коллегии судей, привело к утрате им в обществе репутации порядочного человека <14>. По решению окружного суда и судебной палаты за действия, несовместимые с занимаемым им служебным положением, Теплов навсегда лишался права заниматься нотариальной деятельностью. ——————————— <14> ГАПО. Ф. 42. Оп. 10. Д. 492. Л. 47.

Дальнейшее социально-экономическое развитие страны вело и к пониманию значимости нотариального дела для общества и государства. В нотариусе хотели видеть уже не получиновника-протоколиста, «излагавшего на бумаге со слов сторон акты и свидетельствующего их», но и лицо, играющее важную роль в укреплении гражданских правоотношений и повышении правовой культуры населения. В материалах учрежденной 7 апреля 1894 г. Комиссии для пересмотра законоположений по судебной части отмечалось: «Утверждают, что нотариус имеет дело с совершеннолетними и правоспособными лицами, а потому не должен входить в существо сделки, в обсуждение полноты условий, степени обеспеченности сторон и достижимости при данных условиях истинной цели сделки…» <15>. Между тем в обязанности нотариуса «должно входить указание сторонам, какой смысл может иметь то или иное условие сделки», насколько оно способствует достижению цели, ради которой эта сделка заключается <16>. «Как для правильного отправления правосудия признано необходимым установление института присяжной адвокатуры с личным составом из образованных юристов и людей доброй нравственности, так и для укрепления гражданских прав и правоотношений необходимо учредить институт нотариата, который мог бы исполнять свои обязанности с пользою для обращающихся к ним лицам, в качестве руководителя при совершении сделок» <17>. ——————————— <15> Высочайше утвержденная комиссия для пересмотра законоположений по судебной части. Труды. Т. 5. Свод ревизионных отчетов. СПб., 1897. С. 537 — 538. <16> См.: Там же. <17> Там же.

В этой связи остро вставал вопрос улучшения качества кадрового состава нотариальных учреждений. Не имея реальной возможности повысить образовательный ценз для нотариусов, особенно в провинции, вносилось предложение учредить по аналогии с судебными органами кандидатов на должность нотариуса, с тем чтобы при назначении лица председатели окружных судов и судебных палат уже имели представление о его профессиональных способностях и личных качествах. «В нотариат назначаются нередко лица, которых председатель суда видит только при подаче прошения об определении в должность. Хотя, отчасти, об этих лицах и собираются сведения, но они не могут заменить собой личного знакомства с кандидатом, так как иногда полученные рекомендации не соответствуют действительности» <18>. Проводимые перед назначением испытания также не всегда дают достоверные представления о способностях лица, так как их результаты зависят порой от случайных причин: «смелости и находчивости одного и стеснении и нервности другого». ——————————— <18> Там же. С. 540.

Поддержку этому предложению мы находим и в отчете Симбирского окружного суда, где говорится, что «у старших нотариусов и нередко в конторах младших нотариусов занимаются в продолжение многих лет очень способные люди, хорошо изучившие дело», из числа которых могут получиться «дельные нотариусы, с успехом исполняющие свои обязанности» <19>. ——————————— <19> Там же. С. 543 — 544.

Кроме того, в целях привлечения на должность нотариуса лиц с высшим юридическим образованием члены Комиссии высказывались о целесообразности устранения той обособленности, в которую были поставлены нотариусы по Положению 1866 г., путем предоставления им права перехода на другие должности по судебному ведомству и в присяжные поверенные, а также права на производство в чины. При этом время, проведенное ими в нотариате, предлагалось засчитывать при переходе на другую службу в число лет, дающих право на пенсию <20>. ——————————— <20> См.: Там же. С. 541.

В дальнейшем разрабатывались и другие проекты преобразования нотариата, с тем чтобы повысить статус нотариуса, в котором население должно видеть почетного, уважаемого и авторитетного устроителя своих правовых отношений, независимого от него в материальном положении и высоко стоящего в моральном. В нотариате хотели видеть учреждение, свободное от меркантильных интересов, близкое населению и оказывающее положительное влияние на формирование его правосознания и правовой культуры. Осуществить намеченное планировалось через повышение образовательного ценза нотариусов и их ответственности; установление строго определенной суммы вознаграждения за труд; распределение района деятельности на нотариальные участки; децентрализацию нотариальных архивов. Предусматривался и ряд других мер, направленных на освобождение нотариуса от сковывающих его уз формализма, удешевление стоимости нотариальных актов и быстроту их совершения. Но политический и экономический кризисы, усугубившиеся участием России в Первой мировой войне, и последовавшие затем революционные события и смена политического строя прервали нить исторической преемственности в развитии отечественного нотариата. Историческая судьба страны распорядилась так, что потребовалось более столетия, чтобы нотариат как полноценное, самостоятельное учреждение возродился вновь, а вместе с этим вновь стали актуальными и те задачи, которые пытались разрешить наши соотечественники во второй половине XIX — начале XX в.

——————————————————————