Нотариальное «благо» сельчан

(Якупова С. Г.) («Нотариус», 2010, N 6)

НОТАРИАЛЬНОЕ «БЛАГО» СЕЛЬЧАН <*>

С. Г. ЯКУПОВА

——————————— <*> Yakupova S. G. Notarial benefits of rural people.

Якупова Сабиля Газимовна, нотариус Приволжского района Астраханской области.

Каждый гражданин рано или поздно нуждается в услугах нотариуса, и, безусловно, одним из критериев их предоставления должна быть доступность. Почему же не обеспечить такую доступность на местах, возложив обязанность совершения некоторых нотариальных действий на главу местной администрации поселения и специально уполномоченного должностного лица местного самоуправления поселения? Вероятно, подобным вопросом руководствовались законодатели при внесении изменений в ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <1>. На первый взгляд эта инициатива направлена на реализацию интересов избирателей, на столь необходимое российским гражданам упрощение и приближение формальных процедур оформления их законных прав. Но какую цену придется заплатить за такое «благо» и кто в конечном итоге будет платить по счетам? ——————————— <1> См.: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» <2> в ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате внесены изменения, согласно которым главы сельских поселений и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения наделены правом совершать некоторые нотариальные действия. Соответствующие поправки внесены и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <3>. С 15 января 2008 г. вступила в действие Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления <4>. Это основные нормативные вехи серьезного законодательного решения, затронувшего интересы не только нотариального сообщества, но и общества в целом. Чрезмерная важность ряда полномочий, делегированных главам местных администраций и их должностным лицам, наряду с отсутствием четкого механизма реализации данных полномочий, грозит дисбалансом в сфере правового обеспечения граждан. Другими словами, понятная и бесспорная идея доступности нотариальной помощи гражданам в досконально непродуманном варианте может привести к несоблюдению законных прав и интересов граждан. Ведь важна не только (и, возможно, не столько) доступность, но и качество выполняемых функций, разъяснение гражданину его прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемого нотариального действия, правильное его оформление, регистрация и хранение документов. ——————————— <2> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Российская газета. N 297. 2006. 31 дек. <3> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. N 20. 2003. 28 нояб. <4> См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» // Российская газета. N 3. 2008. 11 янв.

Нотариальное удостоверение — это не просто формальность, а весьма ответственная деятельность по заверению определенных юридически значимых обстоятельств, которая в конечном итоге предупреждает возникновение споров и нарушение чьих-либо прав и законных интересов. Конечно, возможность не выезжать за пределы своего населенного пункта для совершения таких распространенных нотариальных действий, как удостоверение завещания, доверенности, свидетельствование верности копий документов, во избежание дополнительных временных и материальных затрат — большой плюс для граждан. И принятие изменений в законодательстве, связанных с передачей полномочий совершения некоторых нотариальных действий органам местного самоуправления, возможно, позволило многим сельским жителям своевременно получать нотариальные услуги с некоторой долей экономии. Но благое желание законодателя помочь населению должно базироваться на понимании того, что нотариальная деятельность — это высококвалифицированная деятельность в соответствии с буквой закона. Изначально закон предъявляет серьезные требования к лицам, которые хотят стать нотариусами: необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти профессиональную стажировку, сдать квалификационный экзамен, получить лицензию на право нотариальной деятельности и участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. Нотариальной деятельностью не могут заниматься случайные люди: обращение с документами требует огромного внимания, терпения и, безусловно, знаний. Множество новых законодательных и нормативных актов, разнообразие изменений и поправок, вносимых в уже существующие, динамичная судебная практика, увеличение документооборота, развитие института собственности — все это лишь некоторые нюансы, которые требуют постоянного совершенствования правовой квалификации нотариусов. Качественная, надежная работа нотариусов — высококлассных специалистов, преданных своему делу, базируется на таких основополагающих принципах нотариата, как профессионализм, независимость, самофинансирование деятельности и полная материальная ответственность. Риторически звучит вопрос: почему законодатель дал право совершать нотариальные действия должностным лицам органов местного самоуправления, а квалификационные требования к ним при этом не предъявил, не предусмотрел систему контроля и ответственности? И совсем не риторическим будет вопрос о качестве документов, исходящих от лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия в поселениях, учитывая, что у многих из них не только отсутствует юридическое образование, но и вообще высшее. Ответ очевиден. Ни завещание, ни принятие мер по охране наследственного имущества и, в случае необходимости, мер по управлению им — как нотариальные действия — не являются «простыми», для их совершения (впрочем, как и для удостоверения доверенности и пр.) требуются глубокое знание законодательства и умение его применить к конкретной ситуации. Деятельность нотариуса направлена на защиту интересов граждан. Каким образом нотариус сможет защитить интересы наследников, затронутые, например, при неправильном составлении уполномоченным должностным лицом завещания? Получается, что завещание неверно оформлено не по вине нотариуса, а оформлять наследство по такому завещанию наследники приходят именно к нему. Содержание нотариальных документов должно быть определенно и понятно, не вызывать вопросов при толковании, соответствовать требованиям, предъявляемым законом. Как исполнить завещание, удостоверенное администрацией органа местного самоуправления, с формулировкой «Завещаю жилой дом со всем имуществом»? Возникает вопрос: со всем имуществом, которое находится в доме или завещатель имел в виду имущество вне дома, например автомобиль, гараж? Вопросы, связанные с таким юридическим понятием, как «завещание», подчас сложны для многих юристов. Если завещание составлено с нарушением требований закона, узнать об этом можно будет только после смерти завещателя, когда исправлять что-либо уже поздно. Могут стать явными серьезные последствия, совсем не соразмерные с полученным при составлении такого завещания «благом» в виде экономии денег и времени. Наследникам придется доказывать свои права, обращаться в суд, но, учитывая, что ни нотариус, ни суд не вправе толковать завещание, не все такие завещания вообще возможно будет исполнить. За период с января 2008 г. по настоящее время практика совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными ими должностными лицами поселения, в котором отсутствует нотариус, выявила ряд вопросов. Все нотариусы включены в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, который ведет Департамент правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи Министерства юстиции Российской Федерации. То есть всегда можно получить информацию, является ли данное лицо нотариусом и не лишено ли оно права совершать нотариальные действия. В отношении должностных лиц местного самоуправления такого реестра нет. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» <5> устанавливает использование Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений при совершении нотариальных действий. Эти функции являются государственными, и на нотариальных документах может использоваться только гербовая печать. Если с января 2009 г. на нотариальных документах была использована печать администрации без Государственного герба, то такой документ не может быть принят. Однако если у органа местного самоуправления поселения имеется гербовая печать, то использовать ее можно только на нотариальных документах. ——————————— <5> См.: Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 1. Ст. 94.

Все нотариальные действия должны регистрироваться в реестре, форма которого утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 <6>. Каждому нотариальному действию присваивается отдельный порядковый номер, который обязательно указывается в удостоверительных надписях нотариальных документов. На практике периодически встречаются исходящие от органов местного самоуправления документы, не имеющие реестрового номера. Кроме того, любой нотариальный документ должен иметь соответствующую удостоверительную надпись установленной формы. Имеют место случаи оформления нотариальных документов, удостоверительные надписи на которых не соответствуют формам либо такие надписи вообще отсутствуют. Отсутствие реестрового номера либо несоблюдение формы удостоверительной надписи (тем более ее отсутствие) означает, что такой документ не может быть принят как нотариальный. ——————————— <6> См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» // Российская газета. N 74. 2002. 24 апр.

Обязательной составляющей нотариального делопроизводства является надлежащее ведение реестра для регистрации нотариальных действий, алфавитной книги учета завещаний, книги учета нотариальных действий по принятию мер по охране наследственного имущества и управлению им. Указанные книги подлежат постоянному хранению. Любое лицо, в отношении которого совершено нотариальное действие, вправе получить выписку из реестра для регистрации нотариальных действий. Соответственно администрация органа местного самоуправления, равно как и нотариус, обязана такую выписку выдать. На практике не все уполномоченные на совершение нотариальных действий должностные лица осведомлены о порядке ведения реестра и необходимости ведения вышеназванных книг. Остается открытым вопрос хранения документов, вышедших из-под пера должностных лиц местного самоуправления. В круг чьих обязанностей будет входить содержание архива, если уполномоченное лицо сложит с себя полномочия? А ведь срок хранения некоторых документов, к примеру завещаний, — не менее 75 лет. Государственная пошлина должна взиматься в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации <7> и обязательно указываться в удостоверительных надписях выдаваемых документов. Размер и порядок уплаты государственной пошлины четко регламентированы законом. На практике размер взимаемой за совершение нотариального действия государственной пошлины не соответствует ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, а зачастую запись о сумме взысканной государственной пошлины отсутствует, как и удостоверительная надпись на документе. Льготы для физических и юридических лиц при совершении нотариальных действий должны предоставляться в соответствии с законодательством. Если имеет место предоставление льготы, то указание на основание (норму закона) обязательно. ——————————— <7> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета. N 151 — 152. 2000. 10 авг.

Вопросы остаются в отношении имущественной ответственности органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами за совершение действий, противоречащих законодательству. Без сомнения, необходимо законодательное регулирование страхования деятельности органов местного самоуправления. Не все органы местного самоуправления имеют возможность предоставить отдельные помещения в целях обеспечения тайны нотариальных действий при их совершении. И конечно, одним из наиболее важных вопросов был и остается вопрос о профессиональной подготовке должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. Законодательством не определено, кто и каким образом должен проводить их обучение, кто должен осуществлять методическое руководство и т. д. В заключение хотелось бы отметить следующее. Для нотариальной деятельности необходимы применение единых стандартов, независимость при совершении нотариальных действий, обязательное соблюдение определенной процедуры. В основе нотариального производства лежит право — гражданское, семейное, наследственное и др., положения которого в условиях постоянно меняющегося законодательства необходимо знать и учитывать при совершении нотариальных действий. Сфера нотариальной деятельности не может оставаться без надлежащего регулирования и контроля. Решение процедурных вопросов в области регистрации актов гражданского состояния, прав и сделок с недвижимостью, граждан по месту жительства и пребывания законодатель оставляет за государственными органами и службами. Необходимо на федеральном уровне решить вопросы, связанные с соблюдением органами местного самоуправления действующего законодательства при совершении ими нотариальных действий, обеспечением контроля за их деятельностью. Безусловно, вопрос возможности своевременного получения нотариальной помощи весьма актуален, особенно для граждан отдаленных населенных пунктов, но при любом решении этого вопроса незыблемым должно оставаться понимание — только право, оформленное без ошибок, неуязвимо с точки зрения закона.

——————————————————————