К вопросу о принципах производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

(Полякова И. И.) («Административное право и процесс», 2011, N 3)

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

И. И. ПОЛЯКОВА

Полякова Инна Ивановна, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Белгородского университета потребительской кооперации, соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Волгоградского института экономики, социологии и права.

В статье исследованы принципы производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и делаются выводы, которые могут быть использованы в правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: регистрационное производство, принципы, законность, гуманизм, недвижимое имущество.

To the question of the principles of production for state registration of real estate rights and deal with it are investigated I. I. Polyakova

The article is devoted to the principles of production for state registration of real estate rights and deals with it are investigated. Conclusions contained in the article can be used in law enforcement.

Key words: registration production; principles; legality; humanism; real estate.

Как известно, в юридической литературе общим положениям многих юридических процессов и производств уделяется немалое внимание <1>. Однако проблема научного определения и обоснования принципов регистрационного производства в Российской Федерации до настоящего времени остается недостаточно изученной и теоретически осмысленной. Возможно, это связано, прежде всего, с тем, что в современном российском законодательстве нечетко проработаны правовые принципы проведения регистрационного производства. В этой связи, полагаем, предмет настоящего исследования является актуальным и своевременным, поскольку принципы производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним играют важную роль в достижении целей и задач, стоящих перед государством в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ——————————— <1> Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Норма, 2007. С. 37 — 41; Административная ответственность / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. И. Ш. Килясханова, канд. юрид. наук А. И. Стахова // Закон и право. 2007. С. 53 — 63; Тресцова Е. В., Огородников М. С. Проблемы теории и практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Монография. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. С. 232.

В рамках настоящего исследования остановимся на наиболее важных и значимых характеристиках принципов производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку полное и всестороннее раскрытие всех рассматриваемых принципов возможно лишь на основе их системного анализа. Опираясь на теорию принципов, проанализировав действующее законодательство и практику его применения <2>, к принципам производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует отнести: законность, единоначалие, гуманизм, профессионализм, стабильность, доступность, всеобщность, открытость, оперативность и ответственность. Принцип законности производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, во-первых, предполагает наличие соответствующей Конституции РФ, системы нормативных правовых актов, регулирующих это производство. Во-вторых, он обязывает всех участников данных отношений соблюдать закон. В-третьих, рассматриваемый принцип требует поддержания высокой сознательной дисциплины сотрудников органов государственной власти, участвующих в производстве по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В-четвертых, принцип законности означает наличие действенного и эффективного контроля за деятельностью органов по государственной регистрации прав и судебную защиту прав заявителей. ——————————— <2> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.10.1999 N 5733/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 1; Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13 (п. 22) // Там же. 1997. N 7.

Принцип единоначалия выражается, с одной стороны, в отнесении конкретных групп правопризнающих дел к ведению соответствующих должностных лиц (регистраторов), а с другой — в единоличном разрешении этих дел и принятии решения в законодательно установленной форме. Принцип гуманизма выражается в стремлении органов государственной власти поставить на первое место интересы собственников недвижимого имущества и обладателей иных, подлежащих государственной регистрации прав на него (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и т. д.) <3>. И это ему в определенной мере удалось сделать, поскольку производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним начинается не по инициативе государства, а по инициативе названных лиц. Профессионализм при производстве по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проявляется в необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников органов по государственной регистрации. Так, в целях реализации этого принципа был учрежден институт регистраторов при Министерстве юстиции РФ <4>, задачи которого заключались в следующем: в подготовке государственных регистраторов; проведении научных исследований и разработке в области государственной регистрации; научно-методическом обеспечении и осуществлении международного сотрудничества в области государственной регистрации. ——————————— <3> См., напр.: Скворцов О. Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М.: Волтерс Клувер, 2006. 368 с. <4> Об Уставе Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 1998 г. N 11 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1998. N 1.

Принцип стабильности исследуемого института предполагает достижение высокой степени устойчивости системы органов по государственной регистрации, длительность ее действия без внесения в нее существенных изменений. Частые, бессистемные и, порой, нелогичные изменения в регистрационном законодательстве приводят к нарушениям прав и законных интересов заявителей и вносят неопределенность в деятельность органов по государственной регистрации. Следовательно, необходима дальнейшая оптимизация существующей системы федеральных органов исполнительной власти по государственной регистрации и их компетенции. Доступность производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с одной стороны, требует такой системы органов по государственной регистрации прав, которая была бы максимально приближена к заявителю, а с другой стороны, предполагает максимально возможное ограничение числа документов, представляемых заявителем на государственную регистрацию прав, а также оказание ему в случаях, предусмотренных законом, необходимой помощи и содействия в проведении и государственной регистрации прав. Принцип всеобщности в производстве по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выражается, во-первых, в том, что государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество всех тех, кому они предоставлены законом: физическим лицам, российским юридическим лицам и т. д. Во-вторых, он означает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним распространяется на всю территорию страны. Принцип открытости производства по государственной регистрации прав провозглашен в ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <5>, согласно которой орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан, во-первых, представить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, о любом объекте недвижимости и любому лицу, представившему удостоверение личности и заявление в письменной форме; во-вторых, представить заявителю информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества. Оперативность производства по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является следствием открытости и проявляется в нормах права, регулирующих сроки проведения регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правоустанавливающее дело рассматривается в течение месяца, а при наличии соответствующих оснований и в более сжатые сроки. Следовательно, оперативность проведения регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является не только принципом производства, но и гарантией его своевременного проведения. ——————————— <5> О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 17.06.2010) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Принцип ответственности в производстве по государственной регистрации предполагает применение мер государственного принуждения к участникам этого производства в случае совершения ими соответствующих правонарушений. Свое выражение данный принцип находит в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который гласит, что учреждение юстиции по регистрации прав в соответствии с ним несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав, а также за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним. Таким образом, регулирование деятельности должно отвечать требованиям законности, единоначалия, гуманизма, профессионализма, стабильности, всеобщности, открытости, ответственности с целью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности субъектов регистрационного производства.

——————————————————————