История нотариата в Китае

(Мизинцев Е. Н.) («Нотариус», 2011, N 3)

ИСТОРИЯ НОТАРИАТА В КИТАЕ <*>

Е. Н. МИЗИНЦЕВ

——————————— <*> Mizincev E. N. History of notariat in China.

Мизинцев Евгений Николаевич, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата, стажер нотариуса.

В статье рассматриваются основные этапы развития нотариата в Китае начиная с момента его появления в Китайской Республике в 30-х годах XX в. и заканчивая принятием в 2005 г. действующего Закона о нотариате КНР.

Ключевые слова: история нотариата, Китайская Республика, Китайская Народная Республика, реформа нотариата, государственный нотариат, латинский нотариат.

In the article are considered the main stages of development of the notarial system in China since its establishment in the Republic of China in the 30th years of XX century to the adoption of the current Notaries Act in 2005.

Key words: history of notariat, Chinese Republic, People’s Republic of China, reform of notariat, state notariat, Latin notariat.

История китайского нотариата, насчитывающая всего несколько десятилетий, во многом схожа с историей нотариата в нашей стране в XX в. и по этой причине заслуживает особого рассмотрения. В Китае уже в древности были выработаны определенные механизмы, гармонизирующие гражданский оборот. Старейшей практикуемой в Китае формой удостоверения сделок в широком смысле этого слова является так называемое частное удостоверение. При заключении сделки сторонами привлекалось третье лицо, пользующееся общественным уважением на основе его возраста, высокого положения в семье или в обществе. Государство при этом не принимало участия <1>. Форма удостоверения сделок, при которой в качестве свидетелей привлекались уважаемые лица, существовала в Китае в течение нескольких тысяч лет и до сих пор не вышла из употребления. Описывая заключение сделки по продаже земельного участка в древнем Китае, В. Сонин сообщает: «Помимо продавца и покупателя непременным условием сделки было наличие свидетелей. Особенностью являлось предоставление права женщинам заключать договор купли-продажи земли. Поземельная сделка заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных» <2>. ——————————— <1> Werthwein S. Das Notariat in China // Notarius International, 3 — 4/2003. S. 194. <2> Сонин В. Очерк истории обязательственного права Китая. По материалам сайта http:// www. russianshanghai. com/ articles/ post255.

Некоторые авторы указывают на то, что уже ко времени династии Западной Чжоу (XI в. до Р. Х. — 770 г. до Р. Х.) отчуждение недвижимого имущества включало в себя два этапа — заключение соглашения сторонами сделки и признание сделки государственным органом <3>. Как пишет В. Сонин, «с древнейших времен в Китае было установлено, что лишь составление купчей порождало передачу права собственности. В купчей должны были быть указаны продавец, покупатель, свидетели, поручитель, покупная цена. Поручитель выступал гарантом перед покупателем и имел право на угощение. Расходы на угощение указывались в купчей, продавец и покупатель делили их пополам. Купчая подлежала регистрации органами государственной власти, со сделки взимался налог (4 — 6% от покупной цены)» <4>. Поэтому участие государства при заключении сделок имело место уже в этот ранний период, хотя Китай не знал каких-либо правовых институтов, аналогичных континентально-европейскому нотариату, подразумевающему реализацию лицом свободной профессии полученных от государства полномочий по приданию юридической силы частным соглашениям. Более того, по словам В. Сугибина, «в течение длительного времени в Китае отсутствовали профессии и должности юристов. Юридической, если можно так выразиться, практикой занимались чиновники» <5>. ——————————— <3> Werthwein S. Das Notariat in China // Notarius International, 3 — 4/2003. S. 194. <4> Сонин В. Указ. раб. <5> Сугибин В. А. Китай. Гражданское, торговое и семейное право. 2007. С. 12.

Уже в последние годы правления династии Цин (1644 — 1911 гг.) в Китае началась рецепция европейского права, либо путем его прямого заимствования, либо путем заимствования из японского права, которая активно продолжилась после провозглашения Китайской Республики (на материковой части Китая в 1912 — 1949 гг.) <6>. В 1919 — 1930 гг. в сельских областях северных провинций Китая главам поселений были переданы функции, во многом сходные с нотариальными: удостоверение различных актов, присутствие в качестве свидетеля при продаже недвижимого имущества, передача информации о сделках, совершенных в поселении. В крупных поселениях эти задачи выполнял специальный чиновник <7>. Однако история китайского нотариата началась только в 30-е годы XX в. ——————————— <6> Lliang Huixing. Die Rezeption auslandischen Zivilrechts in China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007. S. 68 — 69. <7> Huaiyin Li. Village Governance in North China, 1875 — 1936; Stanford University Press, 2005. P. 120 — 121.

30 июля 1935 г. Правительством Китайской Республики были приняты Временные положения о нотариальной деятельности, а 14 февраля 1936 г. — Положения по исполнению Временных положений о нотариальной деятельности. Несмотря на то что данные нормативные акты регулировали множество вопросов, касающихся нотариата, они применялись в качестве эксперимента и лишь на территории, находящейся под юрисдикцией городского суда Нанкина, являвшегося в то время столицей Китайской Республики. 1 апреля 1936 г. там же, в Нанкине, была учреждена первая нотариальная контора в Китае. 31 марта 1943 г. в Китайской Республике, на территории, контролируемой партией Гоминьдан, по образцу Закона о нотариате Японии 1908 г. был принят Закон о нотариате, включавший в себя 5 глав и 67 статей. Закон о нотариате определял условия, необходимые для назначения на должность нотариуса и помощника нотариуса, регулировал совершение нотариальных действий, устанавливал формальные требования к обращению за совершением нотариального действия, основания для прекращения совершения нотариального действия, правовые последствия, которые влечет нотариальное удостоверение, процесс подготовки нотариальных документов и т. д. Нотариальные отделения были учреждены в большинстве окружных судов. Правительство возлагало большие надежды на нотариат и проводило кампанию по разъяснению населению сущности нового института: проводились соответствующие лекции в судах, в театрах и кинотеатрах, информация о нотариате публиковалась в газетах. Министерство юстиции оценивало деятельность судов по популяризации нотариата, и наиболее активные из них награждались премиями <8>. Вместе с тем во время Второй мировой войны значительная масса населения находилась в крайней нищете и не могла использовать возможности, предоставленные ей Законом о нотариате. Как критически отмечается в статье об истории нотариата в Китае, размещенной на сайте Министерства юстиции КНР, «нотариусы Гоминьдана служили концентрации собственности у помещиков и буржуазии и стремились сохранять это положение в интересах правящего класса» <9>. ——————————— <8> James C. Hsiung, Steven I. Levine. China’s Bitter Victory: The War with Japan, 1937 — 1945. M. E. Sharpe, Inc., 1992. P. 280 — 281. <9> По материалам сайта Министерства юстиции КНР http://www. legalinfo. gov. cn.

Постепенно в ходе войны на освобожденных от японской оккупации территориях стали возникать нотариальные конторы при народных судах в Харбине, Шеньяне, Шицзячжуане, Шанхае и других крупных городах, где проживало большое количество китайцев, имеющих иностранное гражданство. Нотариусы принимали участие при заключении брака, разводе, усыновлении детей, заключении различных договоров, составлении доверенностей и сыграли важную роль в защите собственности граждан, эмансипации женщин, разрушении феодальной брачной системы, установлении новых, основанных на равенстве и свободе, брачных отношений, защите законных интересов детей.

1949 — 1958 гг.

1 октября 1949 г., после победы Народно-освободительной армии Китая над группировками Гоминьдана на континенте, в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. 3 сентября 1951 г. было принято Временное положение об организации народных судов КНР, предусматривавшее учреждение нотариальных отделений при народных судах, но не регулировавшее вопросы нотариальной деятельности. В то же время Пекинским муниципалитетом были приняты Временные основы нотариальной деятельности народных судов. Постепенно нотариальные отделения были учреждены при судах в других крупных городах. Во время восстановления государственной экономики и социалистического реформирования промышленности и торговли (первый пятилетний план 1953 — 1957 гг.) основная задача нотариата заключалась в обслуживании экономического строительства. Нотариальная деятельность практически ограничивалась удостоверением различных договоров между государственными предприятиями, с одной стороны, и частным промышленным и торговым бизнесом, с другой стороны. На нотариусов была возложена ответственность за надзор в сфере договорных отношений между частными и государственными предприятиями <10>. В 1956 г. из 224 тысяч совершенных нотариальных действий приблизительно 80% касалось экономических контрактов между частными и государственными предприятиями <11>. В результате подобного нотариального «надзора» количество случаев несоблюдения таких контрактов резко снизилось с 10 — 25% до 1 — 5% <12>. Кроме того, в течение этого периода постепенно расширялось участие нотариусов в сфере обслуживания граждан, включив в себя такие нотариальные действия, как удостоверение дарения, соглашения о разделе совместной собственности, удостоверения завещания, договора продажи зданий и т. д. ——————————— <10> Стоит отметить, что во многом схожую задачу выполнял советский нотариат в период нэпа. <11> См.: Dominique T.-C. Wang. Le notaire et le droit chinois // Revue internationale de droit compare. Vol. 39, N 1, Janvier — mars, 1987. С. Вертвайн приводит данные о том, что подобные нотариальные действия в 1956 г. составляли около 90% от всех совершаемых нотариусами. См.: Werthwein S. Das neue Beurkundungsgesetz und die offentliche Beur-kundung in der VR China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007. S. 195. <12> Ralf H. Folsom, John H. Minan. Law in the People’s Republic of China: Commentary, Readings and Materials, 1989. P. 270.

В апреле 1955 г. член политбюро ЦК КПК, председатель Высшего народного суда товарищ Донг Биву упомянул в своей речи на съезде партии: «Процесс заключения договора нуждается в защите со стороны закона. Наше государство должно организовать нотариальные конторы для удостоверения договоров, чтобы количество ошибок в них сократилось или исчезло вообще». Он также выразил надежду, что «постепенно будет учреждаться большее количество нотариальных контор и объем работы, выполняемый нотариальными конторами, также должен постепенно расширяться» <13>. С 25 апреля по 9 мая 1955 г. прошел Первый национальный съезд работников нотариата, организованный Министерством юстиции, на котором состоялось обсуждение имевших место проблем нотариата, определены задачи нотариата, его планы на будущее. ——————————— <13> По материалам сайта Министерства юстиции КНР http://www. legalinfo. gov. cn.

31 января 1956 г. Министерством юстиции КНР был принят Циркуляр по вопросам нотариальной деятельности, требовавший развития нотариальной деятельности. После этого возросло количество нотариальных действий в сфере семейного и наследственного права: удостоверение завещаний и доверенностей, удостоверение отношений родства, факта смерти и отсутствия без вести, усыновление детей и т. д. Вследствие возросшего объема работы судебных органов в 1956 г. Государственный совет постановил учредить нотариальные конторы вне судов. Эти нотариальные конторы были организованы под надзором Министерства юстиции КНР в городах с населением более 300 тысяч человек и в местах проживания большого количества иностранных граждан-китайцев. На других территориях нотариальные отделения были организованы при народных судах там, где это было возможно. К 1957 г. в 50 городах Китая были нотариальные конторы, а 550 судов совершали нотариальные действия наряду с выполнением своих судебных функций <14>. В 1957 г. в Китае было совершено приблизительно 300 тысяч нотариальных действий. Это был «период процветания нотариата в Китае, он играл важную роль в его правовом устройстве» <15>. ——————————— <14> Ralf H. Folsom, John H. Minan. Law in the People’s Republic of China: Commentary, Readings and Materials, 1989. P. 261. <15> По материалам сайта Министерства юстиции КНР http://www. legalinfo. gov. cn.

После завершения социалистической трансформации Китая в 1956 г. расширился государственный контроль в сфере экономики. Вследствие этого упало значение нотариального «надзора» за частными предприятиями, и основное направление нотариальной деятельности было смещено в сторону удостоверения документов для использования за рубежом проживавшими там китайцами и их родственниками.

1958 — 1978 гг.

С 1958 г. в Китае началась экономическая и политическая кампания, получившая название «Большой скачок», направленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики страны. В результате распространения экстремистских политических идей в 1959 г. на территории всей страны были упразднены судебные и административные органы. Нотариальные конторы не избежали этой участи. Лишь несколько нотариальных отделений при народных судах в нескольких крупных городах, таких, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, продолжали осуществлять свою деятельность, совершая незначительное количество нотариальных действий, связанных с документами для использования за границей в соответствии с потребностями международной торговли. Большинство остальных нотариальных контор пришли в упадок. В течение двух десятилетий нотариат считался «ревизионистской системой», удостоверение сделок с собственностью граждан рассматривалось как усиление власти буржуазии и «удары в гонг, расчищающие путь для возвращения капиталистов» <16>. Поэтому проживавшие в Китае иностранные граждане, а также родственники или друзья китайцев, живущих за рубежом, не осмеливались обращаться к нотариусу или действовать в качестве их представителей, опасаясь быть обвиненными в преступлениях. После ареста «Банды четырех» нотариат снова стал функционировать и продолжил совершать нотариальные действия, большей частью по обращениям иностранных граждан-китайцев. Вместе с тем в течение двадцати лет в Китае практически не преподавалось право, значительная часть нотариусов не имела юридического образования <17>. Это серьезно отразилось на развитии китайского нотариата в 80 — 90-е годы. ——————————— <16> По материалам сайта Министерства юстиции КНР http://www. legalinfo. gov. cn. <17> В 1979 г. в КНР было всего около 2000 юристов, к 1981 г. их число возросло до 5000. См.: Yuwa Wei. Investing in China: The Law and Practice of Joint Ventures. Sidney, 2000. P. 33.

1979 — 2005 гг.

С 1978 г. Китай предпринял попытку построить эффективную правовую систему, включавшую в себя освоение правовых концепций, правовых институтов и терминологии с Запада. После состоявшегося в 1978 г. 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва, провозгласившего политику «реформ и открытости», начались большие изменения в сфере международных отношений Китая. Международный экономический оборот начал активно развиваться, что привело к резкому возрастанию количества нотариальных действий с иностранным элементом. Только в 1979 г. согласно статистическим данным по 22 провинциям, автономным регионам и городам центрального подчинения (таким, как Пекин, Шанхай, Тянцзинь, Фудзян, Цзянсу, Ляонин и т. д.) было совершено приблизительно 150 тысяч нотариальных действий с иностранным элементом, приблизительно в 15 раз больше, чем в 1977 г. <18>. ——————————— <18> По материалам сайта Министерства юстиции КНР http://www. legalinfo. gov. cn.

5 марта 1980 г. Министерством юстиции КНР был издан Циркуляр о проблемах организации и управления нотариальными конторами, который устанавливал, что нотариальные конторы должны быть учреждены в городах центрального подчинения, муниципалитетах и округах под управлением правительства провинции. В муниципалитетах и округах, где нотариальные конторы не учреждались сразу, нотариусы (или судьи, выполняющие нотариальные функции) должны были действовать в рамках народных судов. 13 апреля 1982 г. Государственный совет КНР принял Временное положение о нотариате в КНР, обеспечившее комплексное регулирование нотариальной деятельности, уделив внимание задачам, принципам, системе нотариата, требованиям, предъявляемым к нотариусам, организации и управлению нотариальными конторами, основам нотариального процесса <19>. Временное положение обозначило новый этап в развитии нотариата в Китае. Согласно Временному положению нотариальные конторы являлись государственными нотариальными организациями. Им следовало «приучать граждан к соблюдению закона и защищать социалистическую правовую систему, осуществляя нотариальную деятельность» (статья 3 Временного положения). ——————————— <19> О правовом регулировании нотариальной деятельности в Китае в соответствии с Временным положением о нотариате 1982 г. см.: Шепенко Р. Правовое регулирование нотариальной деятельности в КНР // Нотариальный вестник. 1998. N 2. С. 31 — 34.

13 марта 1982 г. для реализации норм Временного положения о нотариате Министерством юстиции КНР были приняты Стандарты по осуществлению основных нотариальных действий. Они регулировали процедуру нотариального удостоверения завещаний, доверенностей, договоров, фактов усыновления детей и т. д. В 1984 г. в Китае действовало приблизительно 2300 нотариальных контор, в которых работало около 6600 нотариусов. В период между 1979 и 1982 гг. нотариусами было совершено свыше 600 тысяч нотариальных действий. В 1983 г. ими уже было совершено свыше 1,3 миллиона нотариальных действий, из которых 60% составляли нотариальные действия, относящиеся к экономическим контрактам <20>. ——————————— <20> Ralf H. Folsom, John H. Minan. Law in the People’s Republic of China: Commentary, Readings and Materials, 1989. P. 261.

После нескольких лет накопления практического опыта 4 декабря 1986 г. были приняты Временные правила нотариального производства, включавшие в себя 12 глав и 63 статьи. Помимо этого, в 80-х годах был принят ряд сопутствующих нормативно-правовых актов, установивших форму нотариальных документов, размеры нотариальных тарифов, стандартизировавших деятельность нотариальных контор. В марте 1990 г. в Пекине была организована Нотариальная палата КНР. К концу 1990 г. количество нотариусов в Китае достигло 15 800. В 1990 г. ими было совершено 6 360 000 нотариальных действий, что более чем в 40 раз превышало показатель 1980 г. Нотариат стал играть важную роль в развитии реформ, политике открытости, поддержке социалистической рыночной экономики, эффективной защите законных прав и интересов граждан, юридических лиц и других организаций, в уменьшении количества судебных споров <21>. ——————————— <21> По материалам сайта Министерства юстиции КНР http://www. legalinfo. gov. cn.

В 1997 г. согласно договору, заключенному с Великобританией, под управление КНР в качестве специального административного района перешел Гонконг (Сянган). Правовая система Гонконга, более 150 лет являвшегося британской колонией, находилась под сильным влиянием англосаксонского права, что отразилось на установившейся в нем модели нотариата. С 1844 г. нотариальную деятельность в Гонконге осуществляли notaries public, выполнявшие одновременно с ней адвокатские функции. Как и их английские коллеги, до 1997 г. гонконгские notaries public получали свои полномочия от архиепископа Кентерберийского. После воссоединения Гонконга с материковым Китаем notaries public стали назначаться Верховным судом Гонконга. В настоящее время к гонконгским notaries public предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к их коллегам в Англии и Уэльсе. Для получения права на осуществление нотариальной деятельности необходимо сдать экзамен, кроме того, необходим не менее чем семилетний стаж работы солиситором. В конце 2003 г. в Гонконге действовали 277 нотариусов <22>. Значительная часть удостоверяемых ими документов ориентирована на использование на территории материкового Китая <23>. ——————————— <22> Wang Jian. Das Notariat in China // Notarius International, 3 — 4/2003. S. 152. <23> По материалам сайта Общества нотариусов Гонконга www. notaries. org. hk.

В 1999 г. к КНР был присоединен Макао (Аомынь), последняя европейская колония в Восточной Азии. В течение почти 450 лет Макао являлся колонией Португалии, и его правовая система была основана на португальском праве. Одной из особенностей португальской правовой системы до последнего времени являлось существование государственного нотариата <24>. С 1991 г. в Макао, наряду с государственным нотариатом, была введена система нотариата англосаксонского типа, схожая с нотариатом Гонконга. Подобный эксперимент является во многом уникальным для государства (особой территории) с романо-германской правовой системой. ——————————— <24> Только в 2000-х годах в Португалии произошел переход от системы государственного нотариата к нотариату латинского типа.

Кроме того, в апреле 2001 г. на Тайване <25> был принят новый Закон о нотариате, испытавший на себе влияние французского права. В результате в настоящее время на Тайване существует как государственный нотариат (нотариусы при судах), так и латинский нотариат. ——————————— <25> В настоящее время Китайскую Республику (Тайвань) признают только 23 государства, из которых практически все относятся к развивающимся странам Африки и Карибского бассейна. Российская Федерация выступает против независимости Тайваня, КНР никогда не отказывалась от претензий на Тайвань. Тем не менее Тайвань является одним из наиболее высокоразвитых государств (особых территорий) Азии, имеет оригинальную политическую и правовую системы, которые заслуживают интереса.

С 1993 г. многие нотариальные конторы КНР были преобразованы из государственных контор в самостоятельные хозяйственные единицы. В конце 90-х годов в качестве эксперимента отдельные нотариальные конторы были преобразованы в форму кооператива. Осенью 2000 г. Министерством юстиции была принята Программа по реформирования нотариальной деятельности, в которой была сформулирована цель преобразовать нотариальные конторы в «правоспособные институты», которые самостоятельно выполняли бы публичные функции, брали бы на себя ответственность, но в то же время не имели бы в качестве цели получение прибыли <26>. К этому времени около 20% нотариальных контор уже являлись негосударственными, с этого же времени в КНР было прекращено учреждение новых государственных нотариальных контор. ——————————— <26> Werthwein S. Das Notariat in China // Notarius International, 3 — 4/2003. S. 196.

В связи с крайне неравномерным экономическим развитием отдельных областей КНР в наиболее развитых городах и провинциях КНР (Шанхай, Шеньчжень, провинция Гуандун и др.) возрастало значение местных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы нотариальной деятельности. В 2002 г. Министерством юстиции было принято Положение о нотариальном производстве, включавшее в себя 64 статьи, подробно регулировавшие нотариальный процесс. На состоявшемся в 2002 г. XVI съезде КПК произошла передача власти от лидеров третьего поколения во главе с Цзян Цзэминем к руководителям нового, четвертого поколения во главе с Ху Цзиньтао. Были обозначены следующие основные положения стратегии реформирования Китая: 1) продолжение рыночных реформ; 2) поддержка развития негосударственного сектора экономики; 3) ускорение урбанизации; 4) дальнейшая перестройка государственного аппарата с изменением государственных функций; 5) охрана окружающей среды; 6) улучшение качества жизни населения. В 2003 г., выступая на Международном симпозиуме по вопросам нотариальной деятельности и экономического развития, Министр юстиции КНР Жань Фусен заявил о стремлении Китая развивать у себя нотариат латинского типа: «Чтобы достичь цели, нам нужно учиться у стран, которые имеют успешный опыт в этой области. Китай развивает свою нотариальную систему с тех пор, как начал осуществлять политические реформы в начале 80-х годов и услуги нотариуса стали частью повседневной жизни людей. В 2002 г. 3100 нотариальных контор совершили свыше 10 миллионов нотариальных действий и удостоверенные ими документы использовались более чем в 100 странах мира. Но китайскому нотариату еще предстоит пройти большой путь, чтобы встать наравне со странами, которые приняли латинскую систему нотариата». Вместе с тем он также отметил: «…очевидно, что государства не могут развивать свои правовые системы одинаковым образом вследствие культурных различий и различного уровня экономического развития» <27>. ——————————— <27> По материалам сайта http://www. chinadaily. com. cn.

В октябре 2003 г. Нотариальная палата Китая стала членом Международного союза латинского нотариата. В 2003 г. в Китае действовали около 12 000 нотариусов и 6000 помощников нотариусов, совершивших более 10 миллионов нотариальных действий, в том числе 2,9 миллиона действий с иностранным элементом <28>. ——————————— <28> Wang Jian. Das Notariat in China // Notarius International, 3 — 4/2003. S. 152.

Новый Закон КНР о нотариате

После более чем двадцати лет действия Временного положения о нотариате 28 августа 2005 г. был принят и 1 марта 2006 г. вступил в силу новый Закон Китайской Народной Республики о нотариате. В несколько раз более объемный, чем Временное положение о нотариате, этот Закон завершил историю государственного нотариата в Китае. Одновременно с Законом о нотариате вступили в силу Административные указания по осуществлению деятельности нотариальных контор. 1 июля 2006 г. вступило в силу новое Положение о нотариальном производстве, детализирующее общие правила совершения нотариальных действий. В соответствии с Законом КНР о нотариате нотариальная деятельность осуществляется нотариальными конторами, не преследующими в качестве цели извлечение прибыли, действующими на принципах самофинансирования и самостоятельной ответственности. Каждая нотариальная контора должна иметь собственное название, постоянное местоположение, необходимый капитал для осуществления нотариальной деятельности. В нотариальной конторе должны осуществлять свою деятельность как минимум два нотариуса, один из которых является ответственным руководителем нотариальной конторы. Органы юстиции сохранили широкие полномочия по контролю за нотариальной деятельностью, включая возможность привлечения нотариусов и нотариальных контор к административной ответственности. По данным на конец 2007 г., в Китае действовало около 3030 нотариальных контор, в которых работали 11 600 нотариусов.

Заключение

На протяжении XX в. нотариат в Китае имел сложную историю, развивался путем проб и ошибок, испытывал на себе последствия всех изменений в экономическом и политическом климате страны. Однако, проследив историю китайского нотариата на протяжении последних сорока лет, можно ясно увидеть вектор его развития — от полного забвения нотариата во времена Культурной революции к современному нотариату латинского типа. К моменту принятия нового Закона о нотариате Китай имел собственный опыт функционирования нотариата практически во всех его современных формах (нотариат как часть судебной системы, нотариат как часть исполнительной власти, нотариат англосаксонского типа, латинский нотариат). Принимая временные нормативно-правовые акты, регулирующие нотариат, проверяя их действие на ограниченной территории, действуя постепенно и осмотрительно, воплощая дэнсяопиновский принцип «переходить реку, нащупывая камни», китайский законодатель приобрел большой практический опыт в данной области. Поэтому предпочтение, отданное латинскому нотариату, говорит о многом.

——————————————————————