Конституционные основы экологических правоотношений

(Ежов Ю. А.)

(«Новый юридический журнал», 2012, N 3)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Ю. А. ЕЖОВ

Ежов Ю. А., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Охрана окружающей среды — одна из наиболее важных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Ключевые слова: экология, природа, экологические отношения, окружающая среда, экологическое законодательство.

Constitutional bases of ecological legal relationship

U. A. Ezov

Ezov U. A., the candidate of jurisprudence, the assistant professor, the associate professor of state and legal disciplines of Financial university at the Government of the Russian Federation.

Environmental protection — one of the most important problems of the present. Scientific and technical progress and strengthening of anthropogenous pressure upon environment inevitably lead to an aggravation of an ecological situation: stocks of natural resources are exhausted, environment becomes soiled, natural communication between the person and the nature is lost, esthetic values are lost, the physical and moral human health worsens, economic and political struggle for the raw markets, vital space becomes aggravated.

Key words: ecology, nature, ecological relations, environment, ecological legislation.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ отводит особое место регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую среду. Это же положение нашло свое закрепление и в ст. 42 Конституции РФ 1993 года.

Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства выполняет фундаментальную, основополагающую роль в регулировании экологических отношений, являясь юридической базой становления, развития и совершенствования экологического законодательства. Конституционные экологические нормы выступают координатором всего экологического законодательства, обеспечивая его единство и конституционность, как по форме, так и по содержанию. Конституционные основы экологического права — самостоятельный межотраслевой правовой институт, который понимается в узком и широком значениях.

В узком понимании — это совокупность норм Конституции Российской Федерации, регулирующих основы экологических отношений, включающих в себя отношения по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию и охране природных ресурсов.

В широком значении под конституционными основами экологического права понимается совокупность конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, решениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 9 устанавливает многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю — основное средство производства и операционный базис.

В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики — свобода собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего ему имуществом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела и принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств. Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы других лиц.

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информированности населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет правовая норма ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами Конституция РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни России, так и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

Таким образом, в Конституции РФ определены и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

Как уже было отмечено, Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот понятия экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Исследование конституционных основ экологического права способствует, с одной стороны, пониманию процесса влияния экологических отношений на содержание Конституции и конституционно-правовых норм в целом, а — с другой, раскрытию возможностей последних для регулирования экологических отношений в их специфике, т. к. в конечном результате экологические правоотношения являются составной частью и экономических преобразований.

Поэтому для определения юридической природы и выявления особенностей экологических правоотношений в первую очередь необходимо проанализировать конституционные основы, которые позволяют подвести базу и указать ориентиры для направлений их дальнейшего развития. Прежде всего конституционные основы, имеющие учредительный и организационный характер, очерчивают круг общественных экологических отношений, входящих в предмет экологического права, способствуют формированию его институтов. Так, в Конституции Российской Федерации нашли отражение существенные преобразования, затрагивающие экологические правоотношения в обществе. Впервые на конституционном уровне в качестве основных прав и свобод человека и гражданина были провозглашены экологические права: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Конституционные нормы закрепили кардинальное изменение отношений собственности на природные ресурсы, отказавшись от исключительной государственной собственности на них и установив многообразие форм собственности, включая и частную собственность.

Вместе с тем, несмотря на то, что Конституция РФ является базой для развития экологического права и соответствующих правоотношений, а также основополагающим регулятором экологических отношений, она все же выступает лишь правовым инструментом, который сам подвержен влиянию объективных процессов развития общественных отношений.

Цель данного исследования состоит в разработке на основе изучения норм Конституции Российской Федерации, норм экологического права и научной литературы, теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ экологических правоотношений, а также соответствующих им практических рекомендаций.

В соответствии с указанной выше целью исследования в работе ставятся следующие основные задачи:

— сформулировать теоретическое определение понятия правового института конституционных основ экологических правоотношений;

— выявить содержание, структуру института конституционных основ экологических правоотношений и провести классификацию норм, составляющих данный институт;

— выделить экологическую основу среди основ конституционного строя Российской Федерации и установить ее содержание;

— определить основные этапы истории развития конституционных основ экологических правоотношений, а также указать тенденции их дальнейшего совершенствования и значение для формирования экологического законодательства;

— провести некоторый анализ проблем развития конституционных экологических положений в экологическом законодательстве, соотношения (взаимодействия) конституционно-правовых норм и эколого-правовых норм;

— выявить основные пробелы в правовом регулировании экологических отношений, обосновать предложения об их устранении и внести предложения по совершенствованию института конституционных основ экологических правоотношений и экологического законодательства в целом.

Предметом настоящего исследования являлись нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие экологические отношения, а также соответствующие нормы экологического законодательства.

Конституционные основы экологического права имеют особый характер в ряду конституционных основ других отраслей права, поскольку экологическое право — отрасль права, имеющая специфику, обусловленную сущностью регулируемых ею отношений — экологических отношений. Они являются не только базой развития экологических отношений, отражающей особенности последних, но сами находятся в зависимости от естественных законов развития природы, и, следовательно, должны их выражать и быть ими связаны.

Экологической основой конституционного строя является система конституционных положений первой главы Конституции Российской Федерации, регулирующих экологические отношения. Она стоит в ряду с экономической, политической, социальной и другими основами конституционного строя Российской Федерации и должна отражать экологическую цель, функцию и обязанности государства.

Российская Федерация — экологическое государство, целью которого является достижение и поддержание благоприятного качества окружающей среды, способствующего устойчивому развитию общества, балансу экономических и экологических интересов нынешнего и будущего поколений граждан.

Государство обязано осуществлять деятельность по охране окружающей среды, обеспечению рационального использования и охране природных ресурсов, экологической безопасности человека, общества, государства, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

В Российской Федерации охраняется окружающая среда, отдельные природные компоненты — земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат природные комплексы (природные территории), редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, а также места их обитания.

Структура конституционного права на благоприятную окружающую среду как субъективного права включает в себя следующие основные элементы: 1) возможность выбирать правообладателем вид и меру (объем) поведения, т. е. совершать собственные положительные действия по реализации и защите своего права на благоприятную окружающую среду; 2) возможность требовать от всех обязанных лиц, в том числе от государства, выполнения определенных действий, направленных на реализацию права на благоприятную окружающую среду; 3) возможность защиты нарушенного права всеми правовыми средствами в судебном, административном и ином порядке; 4) возможность пользоваться благоприятной окружающей средой и потреблять безопасные для жизни и здоровья естественные блага.

В зависимости от степени преобладания конституционного регулирования, направленного на природопользование или охрану окружающей среды, можно выделить два периода: экономический, характеризующийся конституционным регулированием преимущественно использования природных ресурсов (с 1917 г. по 1977 г.), и экологический, характеризующийся конституционным регулированием наряду с природопользованием также охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности (с 1977 г. по н. в.). Указанная периодизация свидетельствует о том, что происходит как количественное увеличение конституционных экологических положений и объективное изменение их содержания, так и расширение круга самих экологических отношений, подлежащего конституционному регулированию.

Возникновение конституционного регулирования экологических отношений связано с появлением в России актов конституционного характера, как по форме (единый письменный акт, именуемый конституцией), так и по содержанию, т. е. актов, регулирующих отдельные основные вопросы устройства общества и государства, но не являющихся в собственном смысле конституционными законами и не представляющих в совокупности единого письменного акта — конституции государства.

История конституционного регулирования экологических отношений формально началась не с принятия первого Основного Закона в нашей стране — Конституции РСФСР 1918 года, а немного ранее, с принятия Декрета «О земле» II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года, который, безусловно, является актом конституционного характера и значения, оформлявшим основы земельных отношений в РСФСР.

Положения первых советских декретов, затрагивающие вопросы использования и охраны земли и других природных ресурсов, в дальнейшем получили конституционное закрепление. Так, в Конституции РСФСР 1918 года находят отражения положения Декрета «О земле», касающиеся отмены частной собственности на землю и национализации других природных ресурсов. Конституция РСФСР 1918 года уделяла внимание только вопросам отмены частной собственности на землю и другие природные ресурсы и устанавливала ряд государственных органов, наделенных компетенцией в области природопользования. Однако в Конституции 1918 г. не затрагивались вопросы охраны природы в целом и даже отдельных природных ресурсов. Такое положение свидетельствует о том, что проблемы охраны природы по своей актуальности и значимости стояли в тот период далеко не на первом месте, и поэтому не могли быть подняты на конституционный уровень регулирования. В данный период регламентирование экологических отношений государством сводится к правовому регулированию преимущественно вопросов использования и, в меньшей степени, охраны отдельных природных ресурсов и заповедной охраны природы, осуществляемому в рамках природоресурсовых кодексов, а также текущим законодательством — декретами и постановлениями ВЦИК и (или) СНК, ВСНХ. Приоритет законодателя, отдаваемый регулированию использования природных ресурсов, в первую очередь отвечал экономическим интересам нового советского государства.

Новый этап в развитии конституционных основ экологического права связан с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Причем «новым» он является не столько в смысле принятия очередных конституций, сколько как привнесший совершенно новые качественные изменения в регулирование рационального природопользования и охраны природы (окружающей среды), естественно, сохраняя принципиальные положения предшествующих конституций.

Можно выделить следующие характерные черты данного периода конституционного регулирования экологических отношений. Во-первых, произошли количественные и качественные изменения в конституционных основах экологического права. В Конституции СССР увеличилось число норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы. Сами эти отношения, согласно конституционным положениям, включали помимо отношений по использованию природных ресурсов, отношения и по их охране, а также по охране природы и оздоровления окружающей человека среды.

Во-вторых, большое внимание уделялось регулированию отношений собственности на природные ресурсы и вопросам землепользования. Впервые конституционно устанавливается исключительная собственность государства на землю, недра, воды, леса (перечень природных ресурсов, как и в прежних конституциях, остается закрытым). Претерпевает изменения регулирование вопросов землепользования: субъектами права пользования землей, помимо колхозов, выступают и граждане, которым земельные участки предоставляются только для целей, прямо предусмотренных Конституцией. Особо обговаривалась обязанность колхозов и граждан рационально и эффективно использовать землю.

В-третьих, среди основных прав и свобод граждан впервые выделяется право на охрану здоровья, обеспечиваемое мерами по оздоровлению окружающей среды и являющееся по своей природе правом смежным с экологическими правами. Однако сами экологические права граждан и их объединений в Конституции отсутствовали. Несомненно, большим шагом вперед в конституционном регулировании экологических отношений явилось закрепление экологической обязанности граждан — обязанности охранять и беречь природу и ее богатства.

В-четвертых, в нормах Конституции нашла отражение природоохранительная (экологическая) функция государства, осуществляемая в трех формах: заповедной, организации рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей человека среды. Кроме того, впервые закреплялась организационная основа природоохранительной деятельности государства: полномочия Совета Министров и местных Советов народных депутатов.

В конце 80-х — начале 90-х годов в связи с политическими и экономическими реформами как в Союзе ССР, так и в РСФСР, Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. претерпевают существенные изменения, в них вносятся поправки и дополнения, которые затрагивают и нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Анализ этих изменений и дополнений, внесенных в период конституционных реформ с 1988 по 1992 г., привел к следующим выводам.

Существенно были затронуты отношения собственности на природные ресурсы. Произошел отказ от исключительной государственной собственности на природные ресурсы в пользу установления многообразия форм собственности, включая государственную, частную, муниципальную и иные формы и провозглашая их равенство. Однако устанавливались конституционные ограничения оборота земельных участков, что мешало в полной мере реализовывать гражданам и юридическим лицам право собственности на землю. Субъектами права государственной собственности стали выступать как Российская Федерация в целом, так и субъекты Федерации.

В конституции наметился путь к экологизации ее положений. В первую очередь появляются производные от термина «экология» — понятия «экологическое благополучие», «экологическое развитие», «экологическая безопасность». Кроме того, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности наряду с рациональным использованием природных ресурсов выделяются в качестве одних из направлений деятельности государства, составляющих его экологическую функцию. Конституционно закрепляется экологическая обязанность граждан — сохранять природу и окружающую среду, однако по-прежнему отсутствуют экологические права граждан и их объединений.

Во второй главе «Конституционное регулирование экологических отношений» исследуется понятие правового института конституционных основ экологического права, раскрывается его структура и содержание, приводятся классификации; определяется экологическая основа конституционного строя и экологическая функция Российской Федерации, устанавливается их соотношение. Также рассматриваются конституционные экологические права и обязанности, определяется их юридическая природа, содержание, место в системе основных прав и свобод.

Под конституционными основами следует понимать прежде всего нормы конституции, непосредственно закрепляющие основы (начала, устои, базис) устройства общества и государства в целом, а также тех или иных общественных отношений. Следовательно, среди конституционных положений можно выделить нормы, регулирующие основы общественных экологических отношений. Поэтому можно говорить о конституционных основах экологического права как совокупности норм конституции, непосредственно направленных на регулирование экологических отношений.

Экологические положения содержатся в восьми статьях Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 9, 36, 42, 58; п. «в», «д», «е», «и», «м», «н», «р» ст. 71, п. «в», «г», «д», «з», «к», «м» ст. 72; ч. 2 ст. 74; п. «в» ст. 114).

Существование в Конституции Российской Федерации группы норм, непосредственно направленных на регулирование основ однородных общественных отношений — экологических отношений, дает возможность выделить их в самостоятельный правовой институт — «конституционные основы экологического права».

На сегодняшний день статья 9 Конституции является единственной, в которой содержатся положения, отражающие экологическую основу конституционного строя Российской Федерации. В этой статье дается характеристика природных ресурсов не только с экономической стороны как объекта права собственности, недвижимого имущества, но и указывается их естественное, жизнеобеспечивающее значение для общества в целом и каждого отдельного человека.

Данная норма Конституции Российской Федерации устанавливает принципиальные особенности регулирования экологических отношений, отграничивая их от имущественных отношений, являющихся предметом гражданского права. Во-первых, в ней закрепляется приоритет общественных и государственных (публичных) интересов в устойчивом использовании и охране природных ресурсов, обеспечиваемый публично-правовым регулированием, высшим проявлением которого являются нормы Конституции, имеющие исключительно публично-правовой характер. Следовательно, экологические нормы Конституции РФ в своей совокупности составляют основу публично-правового регулирования в экологическом праве, придавая ему характер отрасли публичного права. Во-вторых, устанавливается принцип охраны и рационального использования природных ресурсов, в целях обеспечения жизнедеятельности общества и его дальнейшего устойчивого развития.

С включением в содержащуюся в Конституции РФ систему основных прав и свобод человека и гражданина право на благоприятную окружающую среду приобрело характер конституционного права, требующего повышенной охраны со стороны государства. Данное право теперь входит в систему основных (конституционных) прав и свобод — центрального элемента правового статуса личности в Российской Федерации. Сегодня право на благоприятную окружающую среду можно назвать фундаментальным и естественным правом человека.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право на благоприятную окружающую среду как право каждого, т. е. его могут иметь в Российской Федерации не только граждане РФ, но и лица без гражданства (апатриды), иностранцы, на законных основаниях проживающие на ее территории. Следовательно, субъектом права на благоприятную окружающую среду в соответствии с Конституцией РФ является человек независимо от его состояния в гражданстве другого государства, пола, расы, национальности, вероисповедания, а также социального и имущественного положения и иных характеристик правового статуса личности.

В эколого-правовой литературе среди принципов экологического законодательства выделяют принцип конституционного развития, согласно которому разработка законодательных и иных нормативных актов, регулирующих экологические отношения, должна осуществляться на основе и в соответствии с Конституцией РФ.

Анализ проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования экологических отношений приводит к следующим выводам.

В Конституции Российской Федерации необходимо более четко и конкретно определить предметы ведения РФ (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, касающиеся экологических отношений, с тем чтобы исключить дублирование и взаимное проникновение.

Следующая проблема связана с развитием в экологическом законодательстве конституционных понятий «охрана окружающей среды» и «обеспечение экологической безопасности», закрепленных в п. «д» ст. 72 Конституции в качестве предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Исходя из конституционных положений, отношения по обеспечению экологической безопасности могут регулироваться как в рамках Закона «Об охране окружающей среды», так и специальными отдельными нормативными правовыми актами.

Как отмечает А. К. Голиченков, термин «экологическая безопасность» не может применяться для обозначения самостоятельной отрасли законодательства. При этом отношения по обеспечению экологической безопасности наряду с отношениями по охране окружающей среды и природопользования он включает в предмет Экологического кодекса Российской Федерации — акта будущей новой Кодификации экологического законодательства. В целях развития конституционных положений данный подход наиболее оправдан, поскольку позволяет полноценно регулировать в экологическом законодательстве отношения по обеспечению экологической безопасности без отрыва от отношений по охране окружающей среды и природопользованию, т. е. все экологические отношения в их совокупности.

При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). Данная норма определяет роль и место природных ресурсов с учетом их естественных и экономических свойств в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях.

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции РФ положения о том, что человек, его права, свободы являются высшей ценностью, закрепляет в ст. 42 право каждого человека на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно переоценить. Конституционное признание экологических прав важно отметить в контексте других статей общего характера Основного Закона. Признание соблюдения и защиты прав и свобод гражданина являются обязанностью государства (ст. 2). Права и свободы, непосредственно действующие, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Однако в российской правовой доктрине на сегодня пока еще нет однозначного понимания термина «экологическое законодательство», отсутствует данное понятие и в самом российском законодательстве. Поэтому в перспективе можно говорить о конституционном и законодательном закреплении термина «экологическое законодательство», вместо употребляемых в Конституции РФ понятий «законодательство об охране окружающей среды», «земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах».

Предусмотренное Конституцией РФ разграничение государственной собственности на природные ресурсы в одних актах экологического законодательства не проводится, в других, наоборот, осуществляется, но на единообразных началах и принципах. Разграничение государственной собственности проводится в законодательстве следующими путями. Во-первых, в самом законодательном акте, регулирующем отношения по использованию и охране того или иного природного ресурса. Во-вторых, путем принятия специального закона о разграничении государственной собственности на соответствующие природные ресурсы.

Думается, что конституционные основы экологического права могут развиваться по двум направлениям: 1) пересмотр Конституции, внесение в нее изменений и дополнений; 2) преобразование Конституции путем принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, толкования Конституционным Судом РФ. Все это, естественно, будет способствовать в дальнейшем модернизации конституционных основ и экономических правоотношений в стране.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

3. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

4. Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник. Изд. «Проспект», 2009.

5. Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1990.

6. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. М.: МГФ «Знание», 1999.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М. М. Бринчука «Экологическое право» включен в информационный банк.

——————————————————————

7. Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. М.: Изд. «Эксмо», 2010.

8. Голиченков А. К. Понятие, предмет и система экологического права в широком смысле слова // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995 — 1998 гг. М., 1999.

9. Конституционное право на благоприятную окружающую среду: теоретические конструкции // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 2. 1999 — 2000 гг. Составители А. К. Голиченков, И. А. Игнатьева / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: ПОЛТЕКС, 2001.

10. Ежов Ю. А. Административно-правовая деятельность экологической милиции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2002.

11. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учебник. М.: Изд. «Эксмо», 2009.

12. Калашников С. В. Конституционные основы государственного руководства охраной окружающей среды (по материалам ТССР). Дис. канд. юрид. наук. М., 1989.

13. Красов О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Изд. «Норма», 2008.

14. Общая теория права и государства / Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1994.

15. Миняев А. О. Конституционные основы экологического права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003.

16. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995.

17. Пономарева И. П. Конституционные основы экологической политики: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.

18. Цит. по кн.: Тютекин Ю. И. Конституционные основы рационального природопользования. Кишинев, 1980.

19. Румянцева Н. В. Экологическое право России. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2010.

20. Федцов В. Г., Федцова А. В., Ежов Ю. А. Экологическое право России: Курс лекций. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

21. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994.

22. Экологическое право — развивающаяся отрасль отечественного законодательства (Чубуков Г. В. Журнал российского права. N 7. Июль 2001 г.).

23. Экологическая функция Российского государства: становление и конституционное закрепление // Сборник студенческих и аспирантских работ. Выпуск III. Тезисы докладов и сообщений на студенческой научной конференции в МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2003.

——————————————————————