Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

(Новикова Е. В., Петрова Т. В.) («Экологическое право», N 3, 2003)

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. НОВИКОВА, Т. В. ПЕТРОВА

Новикова Е. В., доктор юридических наук, профессор.

Петрова Т. В., профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Новые старые проблемы лицензирования

Суть лицензирования как одной из форм государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности заключается в создании гарантий безопасного и квалифицированного выполнения отдельных видов работ, оказания услуг, производства продукции. Предоставление лицензии следует рассматривать как подтверждение со стороны государства наличия у субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность, соответствующих технических, ресурсных, организационных, образовательных, финансовых и других необходимых возможностей, выполнение им государственных стандартов, правил, нормативов и требований по ее безопасному осуществлению. Лицензирование в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности граждан, которое в эколого-правовой литературе часто для краткости называют экологическим лицензированием, стало неотъемлемой частью и одной из важнейших функций государственного управления в этих областях жизни общества. Перечень видов лицензируемой деятельности, подпадающих под рассматриваемое понятие, сильно возрос за последние годы в связи с принятием законодательных и подзаконных актов, предусматривающих лицензирование в качестве непременного элемента регулирования соответствующих отношений. В то же время следует отметить, что сложилась несколько противоречивая ситуация с правовым регулированием лицензирования деятельности в перечисленных сферах общественных отношений в связи со вступлением в действие в 2002 г. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ранее действовавший Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <*> исключал из сферы своего регулирования деятельность по охране окружающей среды и по использованию природных ресурсов (п. 2 ст. 1 Закона). Соответственно, экологическое лицензирование в период действия этого Закона осуществлялось в соответствии с нормами экологического законодательства и законодательства о природных ресурсах. При этом в системе правового обеспечения экологического лицензирования преобладали подзаконные акты. Например, лицензирование некоторых видов деятельности в области охраны окружающей среды (экологический аудит, оказание услуг природоохранного назначения и др.) не было предусмотрено федеральными законами и осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 168. ——————————— <*> Отменен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Такой подход входил в противоречие с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 49), согласно которым перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом. Принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является попыткой упорядочения регулирования отношений в сфере лицензирования и направлено на устранение необоснованных ограничений на осуществление деятельности, которая в силу своей специфики не требует получения специальных разрешений со стороны государственных органов, и на существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. В период действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» 1998 г., то есть до 10 февраля 2002 г., регулирование экологического лицензирования осуществлялось нормами экологического законодательства. Действие этого Закона вообще не распространялось на деятельность по охране окружающей среды, а также связанную с использованием природных ресурсов. В отличие от такого подхода новым Законом 2001 г. непосредственно охватывается лишь один вид экологического лицензирования (обращение с опасными отходами). На лицензирование отдельных, перечисленных видов деятельности Закон не распространяется: это использование недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. При этом целая группа традиционных объектов лицензирования остается даже без упоминания, причем их лицензирование прекращается со дня вступления Закона в силу: это все использования, выключая осуществление выбросов и сбросов и т. д. в такие объекты окружающей среды, как атмосферный воздух, воды, земли. Недавно принятый в РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит лишь положение отсылочного характера о том, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию; перечень таких видов деятельности устанавливается федеральными законами — без какой бы то ни было конкретизации (ст. 30 Федерального закона). Таким образом, наряду с пробелами в регулировании возникает коллизионная ситуация: как должны соотноситься противоречащие положения двух базовых специальных законов, вступающих в силу почти одновременно, один из которых прекращает лицензирование, а другой отсылает к отраслевым актам экологического законодательства. С практической точки более детальный анализ применяемых норм позволяет прийти к следующему. В круг таких федеральных законов, относящихся к отраслевым актам экологического законодательства, могут входить: — отраслевые законы и кодексы, регулирующие отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов (так, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования); — законы и кодексы, регулирующие отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 этой же статьи); — а также законы, посвященные лицензированию. Действие нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется, как было отмечено, на такие виды деятельности, как использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Очевидно, что роль последнего в данной системе является приоритетной. Согласно п. 3 ст. 17 этого Федерального закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный им перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Такой подход в регулировании порождает ряд вопросов и сложностей на практике. В частности, распространяется ли данный Федеральный закон на использование остальных природных ресурсов, как, к примеру, атмосферный воздух, водные объекты, подземные воды и земли? Очевидно, что ответ должен быть отрицательным, так как статьей 17 в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, тем не менее включена лишь деятельность по обращению с опасными отходами (заметим, что это лишь одна из форм использования земель, в случае размещения на них твердых отходов производства, охватываемая лицензированием). Но при этом не ясно, означает ли это новый вид лицензирования, дополняющий существующий порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами либо заменяющий его? Ответа на этот вопрос пока нет. Поэтому на сегодня следует исходить из того, что существующий порядок лицензирования, предусмотренный законодательством об отходах, не меняется, действие соответствующих лицензий продолжается. До принятия специального порядка процедура получения лицензий и продления срока их действия остается прежней. В самом общем виде в новом Законе об этом сказано следующее: «В соответствии с переходными положениями федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом». Ситуация с лицензированием использования тех объектов, которые остались в результате не упомянутыми в Законе «О лицензировании…», оказалась весьма осложненной. Это — атмосферный воздух, водные объекты, подземные воды и земли (иные виды использования земель, кроме размещения на них отходов производства). Поскольку Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вывел соответствующие отношения за сферу своего регулирования (см. ст. 2, п. 5) и отослал к специальным законам, то, по логике, существующее регулирование разрешительной системы в РФ в виде Закона «Об охране атмосферного воздуха», Водного, Земельного кодексов и Закона о недрах сохраняется. Поэтому действие соответствующих лицензий для природопользователя продолжается, порядок получения и продления лицензий не меняется до принятия нового специального федерального закона. Исключение составляет лицензия на комплексное природопользование. Остается неясным, когда действие этой лицензии прекращается: — с даты вступления в силу нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», то есть после 10 февраля 2002 г. (согласно переходным положениям (п. 2 ст. 18) лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 17 этого Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу. Кроме того, такой вид лицензии предусматривался лишь не действующим ныне Законом «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. и при этом не упоминается ни одним из отраслевых законов и кодексов в сфере природопользования); — либо в связи с истечением ее срока, поскольку само по себе лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов не отменялось? На этот вопрос пока ответа нет, так как в сложившейся ситуации имеет место пробел в законодательстве, а также коллизия актов специального законодательства (о лицензировании и экологического законодательства), требующая официального разъяснения в установленном порядке. Что касается тех видов природных ресурсов, использование которых исключено из сферы регулирования согласно перечню пункта 2 ст. 1 рассматриваемого Закона (это недра, лесной фонд, объекты растительного и животного мира), то какого-либо изменения в лицензировании их использования в связи с принятием нового Закона нет (ст. 18).

Обзор изменений в законодательстве о лицензировании в связи с принятием нового Закона

В связи с принятием нового Федерального закона были внесены изменения в ряд федеральных законов <*> и принятых в соответствии с ними подзаконных актов <**>, содержавших положения о лицензировании отдельных видов деятельности, прямо или косвенно связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности. ——————————— <*> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». <**> Постановление Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности».

1. Отменены нормы Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель», предусматривавшие лицензирование отдельных видов деятельности в области мелиорации земель (ст. 22 и др.), а также Положение о лицензировании деятельности в области мелиорации земель от 13 сентября 1996 г. N 1093. Последнее включало в перечень лицензируемых видов деятельности проектно-изыскательские работы, связанные с выполнением мелиоративных мероприятий, строительство, реконструкцию оросительных, осушительных, осушительно-обводнительных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и групповых (магистральных) водопроводов сельскохозяйственного назначения, бурение скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды), эксплуатацию и ремонт мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и объектов сельскохозяйственного водоснабжения. 2. Из Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» исключены нормы о лицензировании деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 13 и др.). 3. Отменены нормы Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст. 12 и др.), предусматривавшие лицензирование деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений. 4. Исключены нормы о лицензировании деятельности по агрохимическому обслуживанию (ст. 18 и проч.) из Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Отменено Положение о лицензировании деятельности по агрохимическому обслуживанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N 344. Положением было предусмотрено лицензирование проведения следующих видов работ: почвенных, агрохимических обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения; фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель сельскохозяйственного назначения; агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и противоэрозийных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе консервации сильно эрозированных земель и т. д. 5. Внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и принято Постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ», предусматривающее лицензирование эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, химически опасных производственных объектов, нефтегазодобывающих производств, магистрального трубопроводного транспорта, газовых сетей, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности и др. 6. Отменено Положение о лицензировании деятельности по проведению авиалесоохранных работ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 566. 7. Отменено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 168. Указанным Положением было предусмотрено лицензирование деятельности по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; производство работ и оказание услуг природоохранного назначения. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование видов деятельности, предусмотренных ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определен в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135. Внесенные в законодательство изменения в ряде случаев следует признать обоснованными. Например, лицензирование оказания услуг природоохранного назначения, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 168, допускало слишком широкое толкование. В некоторых субъектах Российской Федерации в развитие данного Постановления были приняты нормативные правовые акты об экологическом лицензировании, включающие до 40 видов лицензируемых услуг природоохранного назначения (консалтинговых, маркетинговых, научно-исследовательских и т. п.). Многие из лицензируемых видов деятельности были неоправданно обставлены многочисленными административными ограничениями, препятствующими их развитию и нарушающими требования о свободе конкуренции. В то же время такой вид деятельности в сфере охраны окружающей среды, как экологический аудит, который в связи с отменой вышеназванного Постановления исключен из числа лицензируемых видов деятельности, как представляется, должен быть включен в этот перечень в связи с рядом специфических особенностей его осуществления. Экологический аудит определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности». Характер этой деятельности предполагает обеспечение аудитору доступа к конфиденциальной информации аудируемой организации, в частности информации об используемых технологиях, объемах выпускаемой продукции, затратах на природоохранные мероприятия и проч. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность этих сведений и получаемых при проведении аудита документов, они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит. Экологический аудит в этом смысле мало чем отличается от финансового аудита. Однако аудит финансовой деятельности регулируется специальным Законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающим требование об обязательном лицензировании деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (ст. 17). Лицензирование аудиторской деятельности предусмотрено и ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Но, как следует из анализа указанного законодательства, понятия «аудит», «аудиторская деятельность» понимаются им в узком смысле слова, как деятельность исключительно в сфере финансового аудита, и не включают иные виды аудита, в том числе экологический. Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности во многом объясняется неопределенностью предназначения данного инструмента в рамках самого экологического законодательства. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», как известно, содержит правовое определение экологического аудита (ст. 1), но не дает представления относительно его места в общем правовом механизме охраны окружающей среды. Экологический аудит в этих условиях остается неким чужеродным элементом, попытки практического применения которого наталкиваются на нежелание законодателя четко определить его место, функции, задачи, юридические последствия и т. п. Соответственно, и лицензирование этой гипотетической, с правовой точки зрения, деятельности представляется излишним. Поэтому, прежде чем ставить вопрос о необходимости включения экологического аудита в перечень лицензируемых видов деятельности путем внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», необходимо решить перечисленные проблемы в рамках экологического законодательства. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) предусматривает только один вид деятельности, который непосредственно может быть отнесен к сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности — это обращение с опасными отходами. Порядок ее лицензирования установлен Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340 (с изменениями от 03.10.2002 N 731). Новое законодательство о лицензировании, хотя и исключает из сферы своего регулирования отношения по использованию природных ресурсов, невольно порождает ряд вопросов, связанных с лицензированием отдельных видов природопользования. Собственно, эти вопросы существовали и до принятия Федерального закона от 8 августа 2001 г., но были не столь очевидными, поскольку сам институт лицензирования в тот период был несколько аморфным. Законодательство допускало расширительное толкование многих видов лицензируемой деятельности, установление их перечня актом Правительства РФ <*>, регулирование этих отношений ведомственными нормативными правовыми актами и т. п. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отменено Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Новый Закон о лицензировании не допускает никаких отступлений от очерченных им рамок, и, как представляется, этот подход должен быть воспринят и иным законодательством, предусматривающим лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе по использованию природных ресурсов. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на неупорядоченность в правовом регулировании отдельных видов деятельности, связанных с использованием природных ресурсов. К их числу можно отнести деятельность по использованию объектов животного мира и, в частности, водных биологических ресурсов. Данные отношения регулируются в настоящее время Федеральными законами от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также рядом подзаконных актов. При этом существенным пробелом в правовом регулировании остается порядок использования водных биологических ресурсов, обитающих во внутренних водоемах (реках, озерах и т. д.) Российской Федерации, включая порядок лицензирования этой деятельности. Статья 42 Федерального закона «О животном мире» отнесла регулирование данных отношений к предмету специального закона, принятие которого, как известно, затянулось на несколько лет. В связи с отсутствием подобного федерального закона порядок использования указанных водных биоресурсов определяется преимущественно подзаконными актами (в том числе ведомственными), многие из которых были приняты еще в период существования СССР, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, следует признать спорным вопрос относительно необходимости лицензирования деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства. В свое время этот вид деятельности был включен в перечень лицензируемых Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ныне не действует). Было принято Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 968. Само любительское и спортивное рыболовство является деятельностью граждан по добыче рыбных и иных водных биологических ресурсов в целях личного потребления, отдыха и занятий спортом в соответствии с правилами рыболовства. Эта деятельность относится к одному из видов пользования объектами животного мира и подлежит лицензированию в тех случаях, когда объектом добычи являются ценные породы рыб и иных водных животных <*>. ——————————— <*> Перечни ценных пород рыб, водных животных и растений утверждаются Госкомрыболовством России по отдельным регионам. Приказом Роскомрыболовства России от 15 июля 1996 г. N 144 были утверждены перечни ценных видов рыб, водных животных и растений, организация спортивного и любительского лова которых подлежит лицензированию на территории ряда субъектов Российской Федерации. (Например, на территории Ленинградской области ценными признаются следующие виды рыб и водных животных: сиг, хариус, раки, мотыль, судак, гаммарус, лещ, трубочник, щука, угорь; на территории города Москвы — плотва, сазан, карп, раки, судак, лещ, щука, мотыль, стерлядь, карась, линь, трубочник, сом, язь, голавль, дафния.)

Однако в законодательстве речь идет о лицензировании деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства, которая осуществляется юридическими лицами, включая общественные объединения граждан (общества рыболовов), и индивидуальными предпринимателями. Эта деятельность носит комплексный характер и может включать организацию соревнований по рыболовному спорту; организацию баз спортивного и любительского рыболовства с предоставлением ряда услуг (прокат лодок и орудий лова, предоставление наживки, оборудование мест проживания и ночлега, стоянок автотранспорта); организацию рыболовного туризма; организацию любительского и спортивного лова по разовым разрешениям (лицензиям); зарыбление водоемов с последующим предоставлением их для платного любительского рыболовства и проч. Большинство из перечисленных видов деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства не относится к пользованию животным миром и соответственно не требует получения лицензий в соответствии с законодательством о животном мире. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» также не включает их в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с этим Законом. Неясен и механизм лицензирования любительского и спортивного лова ценных пород рыб и иных водных животных. Данный вид лицензирования осуществляется территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России в соответствии с положениями об этих органах. Однако в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие порядок выдачи разовых лицензий гражданам на вылов (добычу) ценных пород рыб при осуществлении ими любительского и спортивного рыболовства, не установлены размеры сбора за выдачу именных разовых лицензий, порядок, сроки направления и получатели указанных средств. Гражданам, осуществляющим рыбную ловлю в охотничье-рыболовных хозяйствах, культурных рыбных хозяйствах и т. п., выдаются путевки (разовые, месячные, сезонные, годовые), бланки которых являются документами строгой отчетности <*>. Путевка предоставляется за плату, которая является не лицензионным сбором, а оплатой предоставляемых услуг по организации рыбной ловли и отдыха, размеры которой определяются субъектом (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) исходя из произведенных им затрат по организации рыболовства. ——————————— <*> Форма бланка утверждена письмом Минфина России от 14 апреля 1995 г. N 16-00-30-30 «Об утверждении форм документов строгой отчетности».

Очевидно, что федеральное законодательство должно решить ряд принципиальных вопросов: определить перечни видов водных биологических ресурсов, добыча которых подлежит лицензированию, или делегировать это право органам государственной власти субъектов Российской Федерации; установить предельные размеры, порядок взимания и направления сборов за выдачу лицензий и т. д. В некоторых случаях лицензирование, предусмотренное Федеральным экологическим законом, также не является по своему содержанию лицензированием в сфере использования природных ресурсов. Например, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» лицензированию подлежит деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков (ст. 17). В качестве лицензирующего органа выступает дирекция соответствующего национального парка. Лицензии предоставляются в соответствии с Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков <*>. Владельцам лицензий могут быть переданы в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. ——————————— <*> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 N 731).

Представляется, что в рассматриваемом случае речь также идет не о лицензировании использования отдельных природных ресурсов, а о лицензировании предпринимательской деятельности по организации обслуживания граждан на территории национального парка. Не совсем понятно, какие именно экологические цели могут быть достигнуты путем лицензирования этого вида деятельности.

——————————————————————