Понятие земель специального назначения и их правового режима

(Анисимов А. П.) («Право и политика», 2006, N 3)

ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

А. П. АНИСИМОВ

Анисимов Алексей Павлович — доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Волгоградского филиала ОУ ВПО Центросоюза РФ «Московский университет потребительской кооперации».

Необходимость установления особого порядка использования земель под объектами промышленности, транспорта и иного назначения, осознанная еще в середине XIX века, продолжает оставаться актуальной и в настоящий момент. Само понятие земель специального назначения впервые появилось в «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февраля 1919 г. Первоначально земли специального назначения понимались весьма широко и включали даже городские земли, однако уже ЗК РСФСР 1922 г. городские земли выделяются в отдельную категорию земель. Современное понимание данной категории земель складывается в «Общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г. Как отмечал А. С. Трифонов, в тот момент «самостоятельную категорию земель специального назначения составляли земли, предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций для специальных целей несельскохозяйственного характера (для транспорта, военных нужд, горных разработок, фабрик и заводов, школ, курортов и т. п.) и используемые в соответствии с целями их предоставления» <*>. ——————————— <*> Трифонов А. С. Эволюция правового режима земель промышленности в России // Новая правовая мысль. 2005. N 4. С. 66.

Впоследствии ЗК РСФСР 1991 г. (ст. 4) из категории земель специального назначения исключил земли курортов и заповедников, включив их в состав категории земель природоохранного природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В советской юридической науке предпринимался ряд попыток сформулировать понятие земель специального назначения. Так, Б. В. Ерофеев понимал под землями специального назначения «земли, отведенные в особом порядке предприятиям, учреждениям и общественным организациям в их непосредственное пользование (не для сельскохозяйственного производства) и находящиеся в ведении и управлении соответствующих министерств, ведомств и учреждений, режим использования которых устанавливается особым законодательством» <*>. ——————————— <*> Ерофеев Б. В. Советское земельное право. М., 1965. С. 237.

По мнению Н. И. Краснова, «земли специального назначения — это земельные участки, которые предоставляются в пользование не для целей сельскохозяйственного производства, не для нужд городского строительства или лесного хозяйства, а для иных целей, общим признаком которых является то, что все они — цели несельскохозяйственного характера» <*>. ——————————— <*> Краснов Н. И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961. С. 40.

Действующий Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ) подразделяя все земли России по целевому назначению на категории, в качестве отдельной самостоятельной категории выделяет земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 7). Земельные участки, входящие в состав данной категории земель, расположены за чертой поселений (ст. 87 ЗК РФ). Нахождение объектов промышленности, транспорта, связи и т. д. в черте поселений означает принадлежность соответствующего земельного участка к производственной территориальной зоне, зоне инженерных и транспортных инфраструктур либо зоне военных объектов. Особенности их использования определяются градостроительными регламентами (кроме линейных объектов) и в этом случае они не образуют самостоятельную категорию земель со своим правовым режимом. Категория земель специального назначения включает в себя ряд видов (субкатегорий) земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем. Выделяют земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. В качестве последних могут выступать участки захоронения ядерных и других отходов, а также земли, занимаемые кладбищами. Земельный участок, исходя из целей его предоставления и особенностей расположенного на нем объекта, может находиться только в одной субкатегории земель специального назначения. Мы не можем согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что «земли железнодорожного транспорта могут быть отнесены одновременно к нескольким категориям, например, к землям водного фонда и землям железнодорожного транспорта или землям сельскохозяйственного назначения и землям железнодорожного транспорта, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям железнодорожного транспорта» <*>. ——————————— <*> Бобылев А. И., Попов В. В., Лукьянова О. В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М., 2003. С. 28.

Данное суждение фактически отрицает деление земельного фонда на самостоятельные категории с дифференцированным правовым режимом и делает не нужной сложную процедуру перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Принадлежность же земельного участка только к одной категории земель прямо следует из п. 2 ст. 7 ЗК РФ, согласно которой «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования…». Если согласиться с приведенной выше позицией авторов и допустить, что участок может находиться в нескольких категориях земель сразу, то он должен использоваться в соответствии с несколькими видами целевого назначения, что невозможно. Можно выделить ряд особенностей (признаков) категории земель специального назначения, обусловивших ее самостоятельность в земельном фонде Российской Федерации: 1) основным целевым назначением данной категории земель является то, что эти земли служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений разного хозяйственного назначения. Поэтому законодательством выделяются особые требования к данным землям как относительно их размера, так и в части особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования. Можно сказать, что это единственная категория земель, которая пространственно построена по «ленточно-островному» принципу. В состав данной категории земель входят как земли под объектами инфраструктуры (дороги, линии связи и т. д.), так и земельные участки под промышленными энергетическими и иными объектами. При этом, в отличие от других категорий земель, по землям рассматриваемой категории не принято не одного специального закона, который бы комплексно определял ее правовой режим (в отличие, например, от земель водного или лесного фонда, по которым приняты Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ). Поэтому правовой режим данной категории определяется в основном подзаконными актами. Единое целевое назначение данной категории земель уточняется применительно к каждой субкатегории, так что разница между ними может быть весьма ощутима. Например, мы обнаружим много сходных положений в правовом режиме земель транспорта и связи, однако сравнение правового режима земель промышленности и обороны может привести к выводу, что отличий между ними куда больше, чем сходства. 2) В отличие от других категорий земель, использование земель специального назначения связано с вредным характером производственной деятельности расположенных на них объектов, что в ряде случаев требует принятия специальных защитных мер (создание охранных, санитарно-защитных и иных зон, санитарных разрывов). Санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ) призваны создать барьер между жилой застройкой и хозяйственными объектами, являющимися источниками негативных воздействий на окружающую среду. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у их правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Необходимость установления СЗЗ вытекает из п. 3 ст. 42, п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 и ряда иных норм Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) (далее — Закон об охране окружающей среды). Порядок их создания будет определяться техническими регламентами, а до их принятия — санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) (далее — ГрадК РФ) данные зоны определены как зоны с особыми условиями использования территорий. Границы данных зон отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования РФ (ч. 6 ст. 10 ГрадК РФ), а также на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе документов территориального планирования субъектов РФ и документов территориального планирования муниципальных образований, причем как в части существующего их состояния, так и планируемого в будущем. Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, которая является составной частью правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 30 ГрадК РФ), причем границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон. В отличие от иных территорий и расположенных на них земельных участков, для которых градостроительный регламент устанавливается или не устанавливается по общей процедуре, для рассматриваемых зон действует особый порядок установления градостроительных регламентов (ч. 5 ст. 36 ГрадК РФ). Схема границ зон с особыми условиями использования территорий включается и в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (ч. 4 ст. 42 ГрадК РФ), а также границы данных зон отображаются на чертежах межевания территории (ч. 5 ст. 43 ГрадК РФ). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 9 ЗК РФ, к полномочиям РФ в области земельных отношений относится установление ограничений прав собственников и иных правообладателей земельных участков. Разновидностью таких ограничений является установление зон с различными условиями использования земли (ст. 56 ЗК РФ). Между тем, как следует из п. 5 ст. 87 ЗК РФ, установление зон с особыми условиями использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения осуществляется Правительством РФ только в отношении земель указанной категории, находящихся в федеральной собственности. В отношении земель этой категории, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, такие полномочия осуществляют соответственно органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления <*>. Налицо внутренняя несогласованность норм ЗК РФ. ——————————— <*> Бакунина Т. С., Землякова Г. Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. 2002. N 10. С. 80.

3) многие расположенные на землях данной категории объекты сами нуждаются в защите от воздействия окружающей среды (оползней, снежных заносов и т. д.), в связи с чем создаются специальные охранные зоны, размеры и характер использования которых определяются особенностями охраняемых объектов. Земельные участки, попавшие в пределы охранных зон, у их правообладателей, как правило, не изымаются, но на них вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности. 4) четвертая особенность данной категории земель заключается в том, что входящие в ее состав земельные участки (за некоторым исключением) изъяты или ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность, а некоторые также и в муниципальную. Как следует из п. 4 ст. 87 ЗК РФ, земли специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы России, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. При этом в силу ст. 24 ЗК РФ, из состава некоторых субкатегорий земель специального назначения земельные участки могут предоставляться гражданам — работникам этих организаций в безвозмездное срочное пользование (служебные земельные наделы). Указанные особенности обусловили установление ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. от 21 июля 2005 г.) двух специальных требований. Во-первых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Во-вторых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, кроме случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления. Рассмотрим как проявляются вышеуказанные особенности при использовании и охране отдельных субкатегорий земель специального назначения. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 88 ЗК РФ). В составе земель промышленности различают две разновидности земель с дифференцированным правовым режимом: а) земельные участки, которые используются или предназначены для размещения производственных, административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; б) для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. Действующее законодательство предусматривает ряд экологических требований к функционированию хозяйственных и иных объектов, расположенных на землях промышленности, которые можно обозначить как общие и специальные. В качестве общих требований можно выделить установление СЗЗ для объектов, отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на окружающую среду. Специальные требования распространяются лишь на отдельные категории промышленных предприятий, конкретизируя в сторону ужесточения экологические требования для них. Так, при эксплуатации опасных производственных объектов дополнительно действуют правила и требования, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 9 мая 2005 г.). Такими опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к названному Закону, например, объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и т. д. Примечательно, что п. 4 ст. 88 ЗК РФ устанавливаются особенности землепользования организаций горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, которым земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Однако использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных законами субъектов РФ в специальный перечень, для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ). В данном случае мы видим непоследовательность законодателя, делающего исключения из принципа приоритетности охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для субъектов горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (т. е. не всегда для государственных, а в том числе и частных нужд) в ущерб интересам охраны окружающей среды в целом и охраны сельскохозяйственных земель в частности. Саму же данную коллизию следует, по всей видимости, толковать таким образом, что указанным организациям могут предоставляться особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, не попавшие в список, утвержденный субъектом Российской Федерации. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции России, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, только федеральные органы государственной власти могут обладать полномочиями в данной сфере, что, впрочем, не исключает возможности передачи отдельных полномочий в сфере энергетики от Федерации субъекту РФ и наоборот. При этом речь идет именно о передаче полномочий Федерации (полностью или частично, на определенный срок и т. д.), а не об изъятии данных полномочий из федерального ведения. Эти обстоятельства обусловливают нахождение энергетических объектов в федеральной собственности и изъятие (ограничение) их земель в гражданском обороте. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для защиты населения от экологических последствий работы энергетических объектов санитарные правила предусматривают установление СЗЗ, например, вокруг ТЭС, размер которых в каждом конкретном случае зависит от мощности (а следовательно, и уровня экологической опасности) такой ТЭС. При размещении ГЭС в силу ст. 40 Закона об охране окружающей среды необходимо учитывать реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. Последнее означает запрет дальнейшего строительства ГЭС на реках равнинной части территории России, поскольку такие стройки влекут за собой повышенные экологические последствия. Более обоснованным будет постройка ГЭС в горной местности, поскольку данное строительство не приведет к затоплению огромных территорий. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В рамках данной субкатегории земель специального назначения выделяют особенности правового режима земель железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; трубопроводного транспорта; воздушного транспорта. Земли железнодорожного транспорта — земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (с изм. от 7 июля 2003 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). Данные земли включают в себя земельные участки для размещения железнодорожных путей; земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции зданий, строений, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; полосы отвода и охранные зоны железных дорог. Как отмечалось в одном из обобщений судебной практики, до завершения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на постоянное пользование земельных участков, находящихся в пользовании железных дорог, они считаются закрепленными за ними в пределах фактически сложившихся границ <*>. ——————————— <*> См.: Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2002. N 2.

В научной литературе выделяют следующие особенности использования земель железнодорожного транспорта: 1) земли федерального железнодорожного транспорта служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений, имеющих специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта; 2) правовой режим данных земель может распространяться не только на земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта, но и на соседние, смежные участки; 3) в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта осуществляется резервирование земель; 4) земли железнодорожного транспорта ограничены в обороте; 5) определенная специфика правового режима использования земель устанавливается в зависимости от хозяйственного назначения этих земель, т. е. земель полосы отвода железных дорог; охранных зон; земель, занятых защитными лесными насаждениями; служебных земельных наделов <*>. ——————————— <*> Бакунина Т. С., Землякова Г. Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. 2002. N 10. С. 92.

Земли железнодорожного транспорта классифицируются по следующим основаниям: «а) по собственности; б) в зависимости от хозяйственного назначения земель, предоставляемых железнодорожному транспорту; в) в зависимости от категорий земель, из которых предоставляются земельные участки организациям железнодорожного транспорта» <*>. ——————————— <*> Бобылев А. И., Попов В. В., Лукьянова О. В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М., 2003. С. 17.

По вопросу собственности следует отметить, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создано ОАО «Российские железные дороги», учредителем которого является Российская Федерация. Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал данного ОАО и переходят, таким образом, в частную собственность <*>. ——————————— <*> Боголюбов С. А., Никишин В. В., Устюкова В. В. Земельное право: Учебник для вузов. М., 2003. С. 350.

Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация земляного полотна; размеры искусственных сооружений; рельеф местности; особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, на оползнях и т. д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов; залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии). Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта, их владельцы обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не допускать загрязнения окружающей среды производственными стоками и другими отходами; принимать меры по защите земли от эрозии, осуществлять агро-лесо-мелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений и т. д. Охранные зоны — земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий. В пределах охранных зон запрещается: строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка леса и кустарника, удаление дернового покрова, вспашка целины, закладка огородов, выпас скота, земляные работы, которые могут ухудшить устойчивость склонов, и выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод. Земли автомобильного транспорта — это земельные участки из состава субкатегории земель транспорта, которые используются либо предназначены для эксплуатации объектов автомобильного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для: а) размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; б) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; в) установления полос отвода автомобильных дорог. Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы. На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения. Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Правообладатели земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков. Согласно Указу Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода. В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). Для автомагистралей (равно как линий железнодорожного транспорта и метрополитена) устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.) Земли воздушного транспорта — это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. В составе земель воздушного транспорта различают земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочны х полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта. В целях обеспечения бесперебойной работы объектов воздушного транспорта, ст. ст. 46 — 47 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ред. от 21 марта 2005 г.) установлены следующие ограничения. Во-первых, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома. Во-вторых, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. Земли водного транспорта — это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта. Эти земельные участки могут предоставляться для размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 29 июня 2004 г.). Согласно ст. 10 данного Кодекса, в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу — полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным федеральным законодательством. Особые условия пользования береговой полосой установлены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации». Согласно п. 6 Постановления, юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ: устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров; сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами, а также в сельскохозяйственных и иных целях. Юридическое или физическое лицо, которому предоставлен во временное пользование участок береговой полосы, обязано им пользоваться в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская нанесения вреда объектам внутреннего водного транспорта и водным объектам, влияющим на обеспечение безопасности судоходства, а также очистить участок береговой полосы после выполнения соответствующих работ и обустроить его. Рассматривая данные особые условия и не возражая по поводу их содержания, следует все же заметить, что на момент принятия данного Постановления Правительства РФ (2003 г.) не существовало такого вида прав на землю, как «временное пользование». ЗК РФ выделяет «постоянное (бессрочное) пользование» и «безвозмездное срочное пользование» земельным участком, а иных вариантов «пользования» не предусматривает. Земли трубопроводного транспорта — это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. К землям связи, радиовещания, телевидения, информатики относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая: 1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; 2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; 3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; 4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны; 5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи. Правовое положение земель радиовещания, телевидения и информатики не конкретизировано российским законодательством, в отличие от земель связи. Согласно ст. 10 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 9 мая 2005 г.), к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. В составе объектов связи особое место занимают объекты почтовой связи. Как следует из ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (ред. от 29 декабря 2004 г.), при планировании развития городов и сельских поселений, проектировании, строительстве и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи. Для защиты объектов связи вокруг них могут создаваться охранные зоны. Правовое положение земельных участков, попавших в такие зоны, определяется Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации». Например, согласно п. 18 данных Правил, на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, им должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Земли для обеспечения космической деятельности — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество РФ в области исследования и использования космического пространства. Космическая деятельность находится в федеральном ведении. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у их правообладателей не изымаются, а порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (ред. от 2 июля 2003 г.), которым предписано Министерству обороны РФ возмещать правообладателям земельных участков прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны РФ, МЧС РФ, федерального органа по охране окружающей среды и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие). Государственная граница Российской Федерации — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (ред. от 7 марта 2005 г.) «О Государственной границе Российской Федерации»). В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, установленном федеральным законодательством, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов. Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются федеральным законодательством. Согласно п. п. 10 — 11 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 4 апреля 2005 г.), земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подводя итоги, отметим, что правовой режим земель специального назначения — это особый порядок регулирования жизнедеятельности в границах самостоятельной категории земель в земельном фонде России, необходимость установления которого обусловлена потребностями обеспечения бесперебойного функционирования объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, осуществляемый посредством установления субъектам земельных правоотношений системы стимулов и ограничений в области разрешенного использования и охраны земель, а также особенностей управления на данной территории. В течение нескольких десятилетий в связи с усложнением правового регулирования земельных отношений существует устойчивая тенденция сокращения количества субкатегорий земель специального назначения, что обусловлено слишком большим «разбросом» целей и задач их использования. Думается, что данная тенденция будет продолжена и в дальнейшем, причем неизбежным, на наш взгляд, является и уточнение открытого пока еще перечня субкатегорий земель специального назначения.

——————————————————————