Земельный налог для физических лиц — снижение налоговой базы, льготы, уведомление, ответственность

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2013, N 24)

Текст документа

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — СНИЖЕНИЕ

НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ЛЬГОТЫ, УВЕДОМЛЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В. В. СЕМЕНИХИН

Согласно нормам российского налогового законодательства налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов.

Обязанность по уплате земельного налога возникает у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога.

Из этой статьи вы узнаете, в каком порядке уплачивают земельный налог физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, какие для них предусмотрены льготы и какая наступает ответственность за неуплату земельного налога.

Земельный налог отнесен ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к числу местных налогов, и, помимо гл. 31 НК РФ, он устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 НК РФ.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих субъектов.

Устанавливая земельный налог, местные власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога, согласно ст. 388 НК РФ, наряду с организациями, признаются также физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — физические лица), признаются плательщиками земельного налога при условии, что земельный участок, являющийся объектом налогообложения, принадлежит им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Отметим, что на сегодняшний день земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование физическим лицам не предоставляются, на что указывает п. 2 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ). Между тем ранее, до вступления в силу ЗК РФ, то есть до 25.10.2001, физические лица располагали возможностью воспользоваться указанным выше правом.

Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка. Такая норма закреплена п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ).

Доказательством существования указанных выше зарегистрированных прав признается запись в Едином государственном реестре прав (далее — ЕГРП). Если такой записи нет, доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическому лицу до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Данное положение следует из п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Чтобы исчислить земельный налог, необходимо определить налоговую базу.

Если налогоплательщики — организации или индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно, то налоговая база для каждого налогоплательщика — физического лица определяется налоговыми органами, что следует из п. 4 ст. 391 НК РФ. Налоговики определяют налоговую базу на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — органы кадастрового учета).

При этом органы кадастрового учета обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах. Эти сведения органы кадастрового учета должны сообщать в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, на что указывает п. 11 ст. 396, п. 4 ст. 85 НК РФ. Помимо этого, органы кадастрового учета обязаны ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, представляют соответствующие сведения в электронном виде. В Письме Минэкономразвития России от 03.05.2011 N Д23-1831 отмечено, что Росреестром и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 «О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы». В соответствии с этим Соглашением Росреестр бесплатно в порядке информационного взаимодействия предоставляет в налоговые органы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговики рассчитывают налоговую базу, руководствуясь ст. ст. 390, 391 НК РФ, учитывая при этом, что налоговая база может быть уменьшена. Причем ее уменьшение возможно в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, на что указывает п. 5 ст. 391 НК РФ. Между тем такое право предоставляется только определенным категориям налогоплательщиков, к которым относятся:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы.

Освобождение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в размерах, предусматриваемых налоговым законодательством, другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, предусмотрено ст. 3 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;

— инвалиды, имеющие I группу инвалидности, а также лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

На основании п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее — Правила N 95), гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год (п. 9 Правил N 95). Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет (п. 10 Правил N 95);

— инвалиды с детства;

— ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий (лица, относимые к ветеранам Великой Отечественной войны, а также к ветеранам боевых действий, определяются в соответствии со ст. ст. 2 и 3 соответственно Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»);

— физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии со следующими Законами:

— Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

— Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

Перечень лиц из подразделений особого риска установлен Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

— физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Следует отметить, что если налогоплательщику, входящему в одну из перечисленных выше категорий, принадлежат два земельных участка, расположенных на территории одного муниципального образования, то льгота, установленная п. 5 ст. 391 НК РФ, может быть применена только в отношении одного земельного участка. В том случае, если налогоплательщику принадлежат два земельных участка, которые находятся на территории разных муниципальных образований, данная льгота должна применяться в отношении двух земельных участков. Такое мнение высказано в Письме Минфина России от 03.08.2009 N 03-05-06-02/72.

Для того чтобы налогоплательщик смог реализовать право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 тыс. руб.), ему необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие указанное право, таково требование п. 6 ст. 391 НК РФ. Порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются местными властями, при этом срок представления документов не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание, в случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю, на что указывает п. 7 ст. 391 НК РФ. Иными словами, в такой ситуации физическому лицу — налогоплательщику земельный налог платить не нужно, при этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счет будущих платежей по этому налогу.

В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 отмечено, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные гл. 31 НК РФ. Между тем, как мы уже говорили в статье, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Причем предоставляемая муниципальными образованиями (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) льгота действует только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации). Например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы N 74). В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены категории налогоплательщиков, для которых налоговая база, уменьшенная в соответствии с гл. 31 НК РФ на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика, на территории г. Москвы дополнительно уменьшается на 1 млн. руб.

Для определенной категории налогоплательщиков — физических лиц НК РФ предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога. К данной категории лиц относятся физические лица, причисленные к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов, но только в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, а также перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ утверждены Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.

Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 49-ФЗ) определено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования, согласно ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ, включают в себя:

— поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

— участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;

— объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ (абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ).

Таким образом, не облагаются земельным налогом земельные участки, принадлежащие физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, и находящиеся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (Письмо Минфина России от 14.08.2009 N 03-06-06-03/8).

Обратите внимание, что аналогичное право, то есть право на льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога, может быть предусмотрено и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на что указывает п. 2 ст. 387 НК РФ. Для реализации данного права налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Уплата земельного налога осуществляется налогоплательщиками — физическими лицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, что установлено п. 4 ст. 397 НК РФ.

Обратите внимание! Поскольку обязанность по исчислению суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком — физическим лицом, возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговики должны направить налогоплательщику налоговое уведомление (ст. 52 НК РФ). В уведомлении должны быть указаны: сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Передается налоговое уведомление лично налогоплательщику — физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. При этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форма налогового уведомления утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 05.10.2010 N ММВ-7-11/479@ «Об утверждении формы налогового уведомления».

Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@ «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Не следует забывать о том, что налоговые органы имеют право направить налоговое уведомление на уплату земельного налога не более чем за 3 года, предшествующие календарному году его направления. То есть в 2013 г. налоговые органы могут прислать лишь уведомления на уплату земельного налога за 2012, 2011 и 2010 гг. В свою очередь налогоплательщики уплачивают земельный налог не более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

Таким образом, если налогоплательщик в 2013 г. получит налоговое уведомление об уплате земельного налога, который нужно было перечислить более трех лет назад, то такое уведомление можно проигнорировать.

Уплата земельного налога осуществляется налогоплательщиком в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Данная обязанность установлена п. 6 ст. 58 НК РФ.

Следовательно, до дня получения физическим лицом налогового уведомления по земельному налогу обязанности по уплате этого налога у него не возникает, что подтверждается и Письмом Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71.

Вопрос о порядке исчисления и уплаты земельного налога в случае, если физическое лицо, получившее налоговое уведомление до своей смерти, не исполнило обязанность по уплате налога, а также в случае, если физическим лицом до его смерти не было получено указанное уведомление, рассмотрен в Письме Минфина России от 14.07.2010 N 03-05-04-01/38.

В Письме сказано, что в случае, если до смерти физическое лицо, получившее налоговое уведомление, не исполнило обязанности по уплате указанной в нем суммы налога, возникшая задолженность, согласно п. 3 ст. 44 НК РФ, погашается наследниками в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя.

По мнению Минфина России, налоговое уведомление об оплате указанной задолженности направляется наследникам в случае смерти физического лица, получившего налоговое уведомление и не исполнившего обязанности по уплате указанной в нем суммы налога, налоговым органом при получении им в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ сообщения о выдаче наследникам свидетельств о праве на наследство.

В случае если физическим лицом до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату земельного налога, то при отсутствии его обязанности по уплате этих налогов не возникает и задолженности по таким налогам у наследников умершего физического лица.

В связи с этим в случае, когда на момент исчисления (перерасчета) сумм земельного налога у налогового органа имеется информация о смерти физического лица — налогоплательщика по соответствующему налогу, исчисление (перерасчет) сумм налога в отношении этого лица не производится.

Исчисленные налоговым органом суммы земельного налога, по которому налоговое уведомление не было получено физическим лицом до его смерти, подлежат списанию налоговым органом.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате земельного налога налогоплательщику направляется требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование представляет собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) утверждена Приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».

Если налогоплательщик не уплатил сумму земельного налога или уплатил не полностью в установленный срок, то производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Кроме того, в случае несвоевременной уплаты земельного налога начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах (ст. 75 НК РФ).

Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Определяется пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Может возникнуть ситуация, когда налоговым органом неправильно исчислена сумма земельного налога, что повлекло излишнюю уплату (взыскание) налога на основании налогового уведомления. В этом случае налоговым органом должен быть произведен соответствующий перерасчет, а сумма излишне уплаченного (взысканного) налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные ст. ст. 78, 79 НК РФ.

В результате ошибки при исчислении суммы налога может возникнуть не только переплата физическим лицом суммы налога, но и недоимка. В Письме Минфина России от 17.12.2008 N 03-05-04-02/75 разъяснено, что в такой ситуации налогоплательщик обязан доплатить сумму земельного налога, но только после получения налогового уведомления, в котором указана уточненная сумма налога. Если земельный налог на основании полученного уведомления уплачен налогоплательщиком в установленный срок, оснований для начисления пеней и привлечения его к ответственности нет.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *