Экологическая информация: проблемы дефиниции и дифференциации

(Велиева Д. С.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 18)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Д. С. ВЕЛИЕВА

Велиева Д. С., доцент Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина (г. Саратов), кандидат юридических наук.

На современном этапе развития общества прослеживается тенденция к возрастанию роли информации в социуме. Как справедливо отмечается в литературе, «в нынешних условиях наивысшего уровня цивилизации достигает то государство, которое будет располагать наиболее качественной информацией, осваивать ее быстрее, в большем объеме и эффективнее использовать для достижения общечеловеческих ценностей» <1>. Это в полной мере относится и к информации о состоянии окружающей среды, которая имеет немаловажное значение для разработки эффективной экологической политики в целом. Если общество располагает высоким уровнем информатизации, то оно способно успешно решать и экономические, и природоохранные проблемы. Иными словами, в процессе формирования и развития информационного сообщества значительного внимания, безусловно, потребуют вопросы реализации права на экологическую информацию. ——————————— <1> Черных А. В. Обеспечение безопасности автоматизированных информационных систем // Советское государство и право. 1980. N 6. С. 116.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в качестве первой составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере называет соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны <2>. ——————————— <2> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сентября.

Для достижения этих целей в соответствии с указанным документом требуется прежде всего обеспечить реализацию конституционного права человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, и в том числе получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Аналогичное право закреплено и в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Кроме этого, Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга. Вместе с тем невозможно практическое осуществление права, если законодательно не определено содержание этого права, — оно будет носить чисто декларативный характер. В этой связи необходимо отметить, что уже само по себе понятие информации, которая носит экологический характер, т. е. экологической информации, на законодательном уровне отсутствует <3>. Как нам представляется, российский законодатель сознательно обошел вниманием обозначенный вопрос при разработке проекта Федерального закона «Об охране окружающей среды». ——————————— <3> По мнению автора, экологическая информация — более широкая категория и включает в себя информацию о состоянии окружающей среды.

Не решил эту проблему и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <4>. В нем дается лишь определение информации — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Между тем в контексте исследования права на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным. ——————————— <4> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Если проанализировать европейское законодательство, то в соответствии с Директивой Европейского сообщества 90/313 о свободном доступе к экологической информации она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников», и с другой — как деятельность, которая либо оказывает, либо может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее. Более широко содержание экологической информации регламентируется модельным Законом об охране окружающей среды, принятым Советом Европы в 1954 г. Согласно этому Закону (ст. 21), она включает информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Причем эта информация может существовать в письменной, визуальной, устной форме. Согласно Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, экологическая информация обозначает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о: а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; б) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «б» выше <5>. ——————————— <5> Конвенция открыта для подписания в Орхусе 25 июня 1998 г., а затем в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке до 21 декабря 1998 г. Открыта для присоединения с 22 декабря 1998 г. Вступила в силу 30 октября 2001 г. Россия в ней не участвует.

Аналогичное определение экологической информации содержит и Модельный экологический кодекс для государств — участников Содружества Независимых Государств (Общая часть) <6>. ——————————— <6> Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 1). С. 377 — 434.

В Доктрине также высказывались различные точки зрения о содержании и объеме понятия экологической информации. Так, М. М. Бринчук полагает, что подобная информация содержит в себе сведения следующего характера <7>: ——————————— <7> См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1998. С. 248.

о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов; об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках; о деятельности, отрицательно влияющей и могущей повлиять на природные объекты и человека; о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах; о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость такой деятельности установлена российским законодательством. Обобщая (и несколько унифицируя) различные подходы к содержанию экологической информации, на наш взгляд, можно дать следующее определение: под нею понимаются сведения об окружающей человека среде, о деятельности, негативно влияющей (или могущей влиять) на окружающую среду и организм (здоровье) человека, а также сведения о мерах по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, о соблюдении и защите экологических прав граждан. В связи с таким пониманием экологической информации имеет смысл обсудить вопрос о соотношении экологической информации и информации о состоянии окружающей среды. Дело в том, что в литературе эти два близких (но, на наш взгляд, не тождественных) вида информации зачастую не разграничиваются, воспринимаются как тождественные <8>. Как нам представляется, это не совсем верно. Экологическая информация — более широкое понятие и включает в себя информацию о состоянии окружающей среды. Различные ее виды закреплены в отраслевом законодательстве: ——————————— <8> Мишанин К. С. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду: гарантии и защита в законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.

о состоянии окружающей среды; о состоянии компонентов природной среды; о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; о радиационной обстановке; о радиационной безопасности, информацию в области использования атомной энергии; информацию в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и т. д. Однако, учитывая законодательное определение окружающей среды, а именно включение в ее содержание антропогенно измененной среды, можно выделить и иные виды экологической информации, которые не сводятся к информации о состоянии окружающей среды: о соответствии экологическим требованиям жилищных условий; о качестве продуктов питания (экологически чистый продукт); о качестве продуктов бытового назначения; об условиях труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены <9> (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации); ——————————— <9> См. об этом также: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», которое ввело государственные нормативные требования по охране труда при проектировании и строительстве, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности, отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314.

о соответствии экологическим нормам решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; о соответствии экологическим нормам экономических проектов и т. д. Изложенное позволяет нам применить классификацию экологической информации по следующим критериям: 1) по характеру содержащихся в такой информации сведений можно выделить следующие группы экологической информации: 1.1. О состоянии компонентов окружающей среды (природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов). 1.2. О состоянии естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов. 1.3. Об уровне и степени загрязнения окружающей среды. 1.4. О мероприятиях по охране окружающей среды. 1.5. Экологическая информация социально-экономического характера (о жилищных условиях, качестве продуктов питания, об условиях труда и т. п.). 1.6. Об обеспечении экологической безопасности; 2) в зависимости от режима доступа анализ норм отраслевого законодательства позволяет выделить следующие виды экологической информации: 2.1. Общедоступная (открытая). 2.2. Ограниченного доступа; 3) по порядку предоставления экологическую информацию можно классифицировать на следующие виды: 3.1. Информация, предоставляемая в обязательном порядке в силу закона. 3.2. Информация, предоставляемая в заявительном порядке (т. е. при обращении заинтересованного лица); 4) в зависимости от условий предоставления экологической информации можно выделить: 4.1. Бесплатную информацию. 4.2. Информацию, предоставляемую на платной основе. Безусловно, данная классификация не носит исчерпывающего характера. Учитывая широкое понимание национальным законодателем окружающей среды, содержание термина «экология», можно выделить и иные группы информаций. Важно то, что экологические проблемы оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и поэтому такого рода информация должна носить открытый характер. Порядок предоставления экологической информации необходимо четко урегулировать в отраслевом законодательстве.

——————————————————————