Концептуальные вопросы создания единого информационного пространства МВД России

(Прокопенко А. Н.)

(«Общество и право», 2010, N 2)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ

ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МВД РОССИИ

А. Н. ПРОКОПЕНКО

Прокопенко Алексей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и математики Белгородского юридического института МВД России.

В статье рассматриваются вопросы создания в России электронного правительства, унификации информационных ресурсов, более эффективного их использования, проводится анализ задач МВД России в процессе создания единого информационного пространства.

Ключевые слова: информация, информационные ресурсы.

The article deals with issues concerning arrangement of an electronic government in Russia, unification of IT resources, increasing its efficiency, analysis of law enforcement tasks in respect to this process.

Key words: information, IT resources.

В последние годы вопросы внедрения информационных технологий, унификации и объединения информационных ресурсов активно поднимаются в Министерстве внутренних дел РФ. В 2009 г. в политике МВД России на данном направлении произошли значительные изменения, которые связаны с принятием Стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной поручением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

Стратегия [1] определила, что в результате реализации основных направлений и мероприятий к 2015 году должны быть достигнуты контрольные значения показателей, которые ставят перед МВД России сложные, но выполнимые задачи. Так, доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в РФ должна достигнуть 100%. Это приведет к необходимости создания информационных ресурсов для обеспечения государственных функций, исполняемых МВД России с целью перевода их в электронный вид.

Стратегия также определила, что доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота должна составлять не менее 70%. Выполнение данного норматива заставит МВД России отказаться от «бумажного» документооборота по всем видам несекретного документооборота. Также выполнение двух вышеуказанных нормативов потребует создания информационных ресурсов и автоматизированных информационных систем для взаимодействия органов внутренних дел с населением, правоохранительными и иными государственными органами и организациями.

Также был принят ряд концептуальных документов, определяющих порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов. К ним относятся:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [2]. Концепция определила, что целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р [3]. Основные направления, в частности, закрепили следующие направления государственной политики в области обеспечения личной безопасности граждан:

завершение внедрения программно-технических комплексов для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан;

создание единых механизмов управления в кризисных ситуациях, объединяющих возможности дорожно-патрульной службы, подразделений МЧС РФ и службы скорой медицинской помощи;

усовершенствование организации дорожного движения, оборудование магистралей средствами видеонаблюдения и связи;

развертывание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб. Количество субъектов РФ, в которых будет реализована эта система, должно увеличится за 2009 — 2012 гг. с 20 до 83. При этом уровень оперативности совместных действий экстренных служб должен возрасти на 20 — 30 минут.

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р [4]. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции. В качестве одного из приоритетных видов государственных услуг Концепция указывает государственные услуги по оформлению правового состояния граждан, что имеет непосредственное отношение к деятельности подразделений МВД России и информационным ресурсам министерства.

В изменениях, внесенных в Федеральную целевую программу «Электронная Россия» [5], определяется, что основной целью Программы в 2002 — 2010 гг. является формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. В целях повышения эффективности Федеральной целевой программы в 2008 году Министерством связи и массовых коммуникаций РФ был проведен анализ ее реализации в 2002 — 2007 гг. Результаты анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных до 2008 года, носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений государства и общества. Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода большинства трансакций между органами государственного, регионального, муниципального управления, гражданами и бизнесом в электронный вид. Реализация мероприятий Программы позволит МВД России включиться в единое информационное пространство России и обеспечить реализацию своей части функций электронного правительства.

В развитие положений Стратегии развития информационного общества Приказом МВД РФ от 04.04.2009 N 280 утверждена Концепция информатизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2012 г. [6]. Концепция принята в целях совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России, определения основных приоритетов, принципов и направлений его развития, активизации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в области информатизации.

Концепция констатировала, что за предыдущий период достигнуты следующие результаты.

В органах внутренних дел на основе централизованных учетов в ГИАЦ МВД России, региональных ИЦ и ИЦ УВДТ, отделе информационного обеспечения Центра по обеспечению деятельности органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации формируются интегрированные банки данных, включающие централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, банки биометрической, статистической, научно-технической и архивной информации, ориентированные на использование подразделениями органов внутренних дел.

На основе создаваемых автоматизированных информационных систем и специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем формируются информационные ресурсы специального назначения, ориентированные на использование в подразделениях ОВД по направлениям оперативно-служебной деятельности.

С 2005 г. в МВД России реализуются мероприятия по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы. Проведены работы по созданию основных инфраструктурных элементов системы. Для технического обеспечения функционирования АИС в части формирования информационных ресурсов, организации оперативного информационного обмена и доступа к информации в интерактивном режиме развивается интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система органов внутренних дел, предоставляющая для этих целей современные цифровые каналы связи. В 2007 г. завершены работы по реконструкции базовых объектов ИЦ и экспертно-криминалистических подразделений для обеспечения функционирования соответствующих баз и банков данных, развернуты СТРАС по основным направлениям оперативно-служебной деятельности. Однако большинство имеющихся систем характеризуются отсутствием унифицированного программного обеспечения и наличием существенных функциональных ограничений, не позволяющих использовать современные информационные технологии для выполнения качественного анализа информации.

Концепция, оценивая предыдущий период, указала, что задачи, поставленные в Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002 — 2006 гг., не были выполнены. В этой связи Концепция определила основные задачи информатизации на предстоящий период:

создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ЕИТКИ) системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности и внедрение электронного документооборота и делопроизводства;

совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития ЕИТКИ, ее структурных компонентов;

разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов, их подключение к ЕИТКИ, обеспечение к ним санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме;

создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия;

обеспечение комплексной автоматизации управления ОВД и ВВ на основе создания ситуационных центров управления.

Кроме того, Концепция определила основные направления информатизации подразделений МВД России.

Анализируя принятые в 2008 и 2009 гг. концептуальные документы, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, работа по формированию и использованию информационных ресурсов в Российской Федерации в целом и в МВД России в частности значительно активизируется. Информационные ресурсы начинают играть определяющую роль в инновационном развитии страны, в процессе внедрения новых технологий, повышении качества жизни населения. Без активного использования информационных ресурсов невозможно качественное изменение структуры управления МВД России, повышение эффективности использования сил и средств и бюджетных ассигнований.

Во-вторых, основным направлением развития можно признать создание единого информационного пространства России и как его составной части — единого информационного пространства МВД России. Эта задача, в свою очередь, предполагает объединение существующих информационных ресурсов и осуществление доступа к ним с рабочих мест сотрудников ОВД в режиме реального времени. Причем в доступные информационные ресурсы должны быть включены не только информационные ресурсы оперативно-справочного и розыскного назначения, но и другие информационные ресурсы. Особенно необходим сотрудникам ОВД доступ к правовым информационным ресурсам, статистической и аналитической информации, образовательным информационным ресурсам. В этой связи важнейшей задачей является обеспечение сотрудников ОВД современной компьютерной техникой, подключенной к ЕИТКС, и объединение в рамках ЕИТКС новых видов информационных ресурсов.

В-третьих, создание единого информационного пространства предусматривает повсеместное внедрение электронного документооборота, перевода в электронный вид большей части делопроизводства, активное внедрение электронных архивов. Указанная задача предполагает устранение дублирования электронного документооборота «бумажным», создание электронных порталов для ответов на обращения граждан и оказания услуг гражданам. Особенное значение имеет создание информационных порталов для обеспечения деятельности подразделений ГИБДД, ФМС и подразделений охраны общественного порядка, в том числе участковых уполномоченных милиции. В рамках указанной задачи должно быть обеспечено развертывание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб и внедрение программно-технических комплексов для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан.

В-четвертых, для обеспечения эффективного использования существующих и создаваемых информационных ресурсов необходимо создание в ЕИТКС дружелюбного и удобного механизма поиска, организованного на базе современного программного обеспечения. В качестве примера можно использовать существующие информационно-поисковые системы Интернет — Рамблер, Яндекс и т. п.

Литература

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. N 34.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // СЗ РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // СЗ РФ. 01.12.2008. N 48. Ст. 5639.

4. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // СЗ РФ. 19.05.2008. N 20. Ст. 2372.

5. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 721 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» // СЗ РФ. 21.09.2009. N 38. Ст. 4476.

6. Приказ МВД России от 04.04.2009 N 280 «Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года» // База данных «Нормативно-правовые акты МВД России».

——————————————————————