Рассмотрение правоохранительными органами материалов средств массовой информации о преступлениях и иных правонарушениях — гласность и безадресность

(Дмитриева Е. А., Васильев А. Н.) («Российский следователь», 2010, N 13)

РАССМОТРЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МАТЕРИАЛОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ — ГЛАСНОСТЬ И БЕЗАДРЕСНОСТЬ <*>

Е. А. ДМИТРИЕВА, А. Н. ВАСИЛЬЕВ

——————————— <*> Dmitrieva E. A., Vasil’ev A. N. Consideration by Law-enforcement agencies of materials of mass media on crimes and other violations — publicity and addresslessness.

Дмитриева Е. А., аспирантка НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Васильев А. Н., начальник 1-го отдела взаимодействия с печатными изданиями СМИ и территориальными органами прокуратуры Управления взаимодействия со СМИ.

В статье рассматриваются вопросы информирования правоохранительных структур с помощью средств массовой информации о нарушениях прав и законных интересов граждан, регламентация данного направления работы ведомственными актами органов прокуратуры, а также имеющиеся на данном направлении работы позитивные тенденции и проблемные моменты.

Ключевые слова: СМИ, прокуратура, закон, нарушения, проверка.

The article considers the issues of informing of law-enforcement agencies with the help of mass media on violation of rights and legitimate interests of citizens; regulation of this direction of work by departmental acts of agencies of procurature and also positive tendencies and controversial moments in this sphere.

Key words: mass Media, procurature, law, violations, verification.

Дайте мне шесть строчек, написанных рукой самого честного человека, и я найду в них что-нибудь, за что его можно повесить.

Кардинал Ришелье

Современные тенденции развития правоохранительных органов как неотъемлемой части цивилизованного общества требуют особой оперативности по выявлению и пресечению правонарушений. Одну из основных скрипок в этом оркестре играет сам заявитель: чем быстрее он доведет информацию о нарушении закона до сотрудников правоохранительных органов, тем эффективнее окажется их реакция. Злоумышленники не успеют скрыть следы преступления, и даже если речь идет об обыкновенном административном правонарушении, «разбор полетов» по «горячим следам» упрощает работу сотрудникам силовых структур и позволяет им более тщательно и взвешенно разобраться в сложившейся ситуации. Таким образом, возникает вопрос о своевременности информирования компетентных органов по фактам совершенных правонарушений. Как правило, основным источником информации такого типа выступает заявитель, т. е. лицо, чьи права и законные интересы нарушены чьими-либо противозаконными действиями. При этом вопросы обращения по фактам совершения уголовных преступлений регламентируются совместным Приказом Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России N 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений», который устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и регламентирует межведомственные отношения по вопросам передачи заявлений по подследственности и иными, смежными с ним. Иная ситуация с фактами правонарушений, не влекущих за собой уголовного преследования. В этом случае заявитель может потратить достаточно продолжительное время, пока донесет информацию о нарушениях его законных прав и интересов до надлежащих должностных лиц. При этом сроки длительности привлечения виновных в совершенных правонарушениях к административной или дисциплинарной ответственности отнюдь не безграничны и четко регламентированы соответствующим законодательством. Между тем существует иной источник информирования правоохранительных органов о совершенных правонарушениях как уголовного, так и административного характера. Это — средства массовой информации. Не случайно журналистов называют «четвертой властью». Стремление к гласности и открытости правоохранительных органов требует от них бескомпромиссного и своевременного реагирования на сигналы о нарушениях закона. Существуют и специальные ведомственные приказы, направленные на регламентацию соответствующей деятельности. Кроме того, некоторые нормативные акты предусматривают рассмотрение информации, размещенной в СМИ, в качестве заявления о нарушении закона. Так, ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что поводом для возбуждения уголовного дела в числе прочих может служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. При этом ст. 144 указанного Кодекса прямо указывает на проведение проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Согласно данной правовой норме проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. При этом редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Этот случай, в свою очередь, регламентирован ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации», которая предусматривает, что редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Также редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Как видно из вышеперечисленных правовых норм, ни одна из них не дает четкого ответа на основной вопрос: обязаны ли правоохранительные органы отслеживать появляющиеся в средствах массовой информации сведения о преступлениях? И если да, то каков механизм такого мониторинга? Если по вопросам уголовно-правового характера законодательство содержит относительно четкую регламентацию проверки изложенных в средствах массовой информации сведений, то материалы иных видов правонарушений вообще не упоминаются законодателем в данном контексте. Восполнить этот нормотворческий пробел в органах прокуратуры призван Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 октября 2009 г. N 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации». Как и ранее действовавшие аналогичные Приказы от 8 июля 1998 г. N 45 и от 4 марта 2008 г. N 34, указанный документ требует рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора. Здесь же закреплена обязанность органов прокуратуры строго соблюдать один из основополагающих принципов их организации и деятельности, закрепленный в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно этому принципу органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. В целом указанный Приказ закрепляет требование систематически информировать население через официальные интернет-представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка. Оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении по ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты многочисленные нарушения законности. Однако он содержит определенные инновационные требования к работникам органов прокуратуры по своевременному анализу материалов в средствах массовой информации. Так, п. 4 указанного Приказа возлагает на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур обязанность ежедневно осуществлять мониторинг ведущих средств массовой информации субъекта Российской Федерации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования. О принятых мерах прокурорского реагирования оперативно информировать управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации. При этом согласно п. 5 данного нормативного акта сотрудники Управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации обязаны ежедневно осуществлять мониторинг ведущих федеральных средств массовой информации, а также основных интернет-сайтов в целях оперативного информирования руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации о нарушениях законности, чрезвычайных происшествиях и иных наиболее значимых событиях. При этом им следует обращать особое внимание на информацию о нарушениях прав и свобод граждан, нарушениях при расследовании уголовных дел, иных нарушениях законности, незамедлительно передавая такие материалы в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для организации проверки изложенных сведений. Таким образом, указанный пункт Приказа Генерального прокурора Российской Федерации предусматривает механизм своевременного реагирования органов прокуратуры на факты противоправной деятельности, изложенные в средствах массовой информации. При этом данный пункт, несмотря на его формальное отношение исключительно к сотрудникам управления взаимодействия со средствами массовой информации, на деле устанавливает обязательность проверки соответствующим образом переданных материалов для всех подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Указанные подразделения при организации проверки в пределах имеющейся у них компетенции могут направить соответствующие поручения прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, в том числе и по подключению к проверке иных правоохранительных структур. Таким образом, обеспечивается своевременное взаимодействие федеральных правоохранительных органов и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации. Помимо этого, указанный Приказ устанавливает организацию двойного мониторинга наиболее актуальных федеральных средств массовой информации: как на уровне управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, так и на уровне прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, которые осуществляют мониторинг ведущих средств массовой информации субъекта Российской Федерации, в числе которых и ряд федеральных изданий. В ряде субъектов Российской Федерации прокурорами изданы аналогичные приказы об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации, которые регламентируют деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации, а также подчиненных им городских и районных прокуратур. В частности, такой Приказ N 95-40 был издан 7 июня 2008 г. прокурором Московской области. Данный нормативно-правовой акт возлагает на прокуроров городов и районов организацию работы по ежедневному мониторингу территориальных СМИ, интернет-сайтов и даже интернет-форумов «в целях анализа состояния законности и принятии мер прокурорского реагирования». Приказ требует «по указанным в СМИ, на интернет-сайтах и форумах фактам нарушения законности проводить проверки в установленные сроки. О принятых мерах прокурорского реагирования оперативно сообщать старшему помощнику прокурора области по связям со СМИ, а также информировать редакции СМИ». Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить позитивную тенденцию повышения внимания правоохранительных органов, и в частности органов прокуратуры Российской Федерации к материалам, размещаемым в средствах массовой информации, а также стремление оперативно реагировать на изложенные факты нарушений закона. Это, безусловно, способствует укреплению законности и правопорядка, а также повышению гласности в деятельности органов прокуратуры. В то же время, несмотря на позитивную роль ведомственных приказов и указаний по регламентации взаимодействия со средствами массовой информации, в том числе и в части оперативного реагирования на изложенные факты нарушений закона, остается ряд нерешенных проблем. В частности, отсутствуют единые законодательные рекомендации по осуществлению указанной деятельности, четко не определен круг средств массовой информации, подлежащих мониторингу. Есть и иные проблемы. Таким образом, несмотря на положительные тенденции, область взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации в части выявления и последующего рассмотрения материалов о правонарушениях предоставляет широкие возможности для дальнейшей оптимизации указанной деятельности.

——————————————————————