Адвокаты как инсайдеры: их новый статус в свете Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

(Муранов А. И.) («Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ», 2010, N 3)

АДВОКАТЫ КАК ИНСАЙДЕРЫ: ИХ НОВЫЙ СТАТУС В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 Г. N 224-ФЗ

А. И. МУРАНОВ

Муранов Александр Игоревич, доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО(У) МИД РФ, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», кандидат юридических наук.

27 июля 2010 г. Президент России подписал Федеральный закон N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его проект был внесен в Государственную Думу России Правительством России, которое утвердило данный проект для такого внесения еще 2 декабря 2008 г. При этом данный проект был разработан Федеральной службой по финансовым рынкам и рассматривался в Правительстве России с марта 2007 г. Указанный Закон крайне любопытен сам по себе, а для адвокатов представляет отдельный интерес, причем не только с точки зрения того, как он затронет соответствующих клиентов и оказание им юридических услуг: его положения относятся непосредственно к самим адвокатам, причем в трех по меньшей мере аспектах. Во-первых, ст. 4 «Инсайдеры» данного Закона предусматривает: «К инсайдерам относятся следующие лица: 1) эмитенты и управляющие компании; 2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации; 3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли; 4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов; 5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации; <…> 13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 8, 11 и 12 настоящей статьи, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами». Адвокаты в соответствующих случаях будут подпадать под п. 5 или же под п. 13 данной статьи. В самом деле, неужели адвокаты не могут иметь такой же доступ к соответствующей инсайдерской информации, что и аудиторы и оценщики? Из сказанного следует, что адвокатов будут затрагивать все соответствующие положения данного Закона, в том числе его ст. 5 «Действия, относящиеся к манипулированию рынком», ст. 6 «Ограничения на использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком», ст. 7 «Последствия использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком», ст. 9 «Требования по ведению и передаче списка инсайдеров», ст. 10 «Уведомление инсайдерами о совершенных ими операциях», ст. 11 «Меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком» и т. д. (само собой разумеется, что на адвокатов будут распространяться также нормы об уголовной и административной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации). Любопытно отметить, что к инсайдерам на основании п. 13 ст. 4 указанного Закона могут относиться и сотрудники адвокатских образований. Во-вторых, в будущем к адвокатуре будет иметь непосредственное отношение ст. 17 «Полномочия саморегулируемых организаций»: «Саморегулируемые организации, признаваемые таковыми в соответствии с федеральными законами, вправе: 1) разрабатывать в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков требования (правила) к своим членам, позволяющие предотвращать, выявлять и пресекать неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком; 2) контролировать соблюдение своими членами требований, установленных настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также правилами саморегулируемой организации, устанавливать санкции за нарушение этих правил; 3) осуществлять по поручению организатора торговли проверки нестандартных сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием ее членов, на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком». Адвокатура, как известно, хотя и основана на принципах самоуправления и саморегулирования, под действие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» пока не подпадает. Однако после того, как на адвокатов будет возложена обязанность осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, законодательство о саморегулируемых организациях на адвокатуру может начать распространяться. Самое же интересное случится тогда (а рано или поздно это должно случиться), когда слово «вправе» в только что приведенной статье будет заменено словом «обязана», которое, если исходить из логики Закона, является в нем гораздо более уместным. В-третьих, что самое интересное, в Законе имеется ст. 16 «Порядок представления информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков», которую нельзя не привести полностью (далее выделено полужирным шрифтом автором): «1. Органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридические лица, их должностные лица и работники, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по мотивированному (обоснованному) письменному требованию (запросу) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков представлять в срок, указанный в данном требовании (запросе), документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), которые необходимы для предотвращения, выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Установленный в требовании (запросе) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков срок должен обеспечивать возможность подготовки указанными органами, организациями, юридическими и физическими лицами документов, объяснений, информации. 2. Представление по требованию (запросу) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков документов, объяснений, информации, которые указаны в части 1 настоящей статьи, органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банком России, юридическими лицами, их должностными лицами и работниками, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением тайны об источнике информации в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, коммерческой, служебной, банковской тайны, тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иной охраняемой законом тайны (за исключением государственной и налоговой тайны). 3. Редакция средства массовой информации, ее главный редактор, журналист и иные работники обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков сведения об источнике опубликованной ими информации только в случае, если мотивированное (обоснованное) письменное требование (запрос) указанного федерального органа исполнительной власти касается представления сведений об источнике опубликованных заведомо ложных сведений, повлекших за собой последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Во всех остальных случаях сведения об указанном источнике подлежат представлению в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. 4. Лица, уклоняющиеся от выполнения требований федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков при осуществлении им полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также представившие в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заведомо ложные и (или) вводящие в заблуждение документы, объяснения, информацию, которые указаны в части 1 настоящей статьи, либо сокрывшие такие документы, объяснения, информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Кроме того, согласно ст. 14 указанного Закона федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе обмениваться такой информацией, необходимой для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, доступ к которой ограничен федеральными законами, в том числе персональными данными, сведениями, составляющими коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), с соответствующим органом (организацией) иностранного государства на основании соглашения с таким органом (организацией), предусматривающего взаимный обмен указанной информацией. Напомним, что ст. 7.1 очень важного в российских реалиях Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» также возлагает в своем п. 2 на адвокатов обязанность сообщать уполномоченному органу определенную информацию. Однако при этом в п. 5 этой же статьи делается важная оговорка: «Положения пункта 2 настоящей статьи не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны». Любопытно отметить, что в первоначальном тексте Закона, принятом в 2001 г., сама статья 7.1 с ее п. 5 отсутствовала: эта статья была введена только Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ. К сожалению, в рассматриваемом Законе правило, аналогичное только что приведенному п. 5, отсутствует. Из сказанного следует, вероятно, что в такой Закон через, например, три года адвокатуре удастся внести аналогичное изменение. Можно также констатировать, что в России противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком является более важной задачей, нежели противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Нельзя не отметить и то, что в ходе разработки Закона журналистское сообщество всячески отстаивало свои интересы, в том числе представляло свои замечания его разработчикам. Они смогли донести свою позицию даже до Президента России, который «поручил Минфину обсудить Закон о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком с представителями СМИ… По словам Медведева, властям страны необходимо учесть позицию журналистов относительно Закона об инсайде. «Я поручаю правительству <…> этим вопросом озаботиться, встретиться и послушать позиции СМИ и уже с финальной версией Закона <…> сделать какие-то предложения, которые будут оптимизировать регулирование в этой сфере», — заявил Медведев на заседании совета при Президенте по развитию финансового рынка России» (URL: http:// lenta. ru/ news/ 2010/ 02/ 09/ inside). К сожалению, российская адвокатура аналогичным образом себя не проявила. В итоге можно утверждать, что права журналистов данным Законом затрагиваются в меньшей степени, нежели права адвокатов.

——————————————————————