Административная политика Европейского союза в сфере борьбы с киберпреступностью

(Смирнов А. А.) («Административное право и процесс», 2011, N 2)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ

А. А. СМИРНОВ

Смирнов Александр Александрович, кандидат юридических наук, докторант ВНИИ МВД России.

Одной из фундаментальных целей Европейского союза, как определено в Лиссабонском договоре (Lisbon treaty), является обеспечение его гражданам пространства свободы, безопасности и законности без внутренних границ. В рамках политики ЕС в данной сфере осуществляется деятельность институтов ЕС и государств — участников ЕС по борьбе с организованной преступностью, включая киберпреступность.

Ключевые слова: административная политика, киберпреступность, Европейский союз, сайт, координация.

Administrative policy of the European Union in the struggle with cyber crimes A. A. Smirnov

One of fundamental purposes of the European Union as declared by the Lisbon Treaty is guaranteeing freedom of space, security and legitimacy without internal boundaries. Within the frames of the EU policy in this sphere the activity of the institutes of the EU and the states-participants of the EU aimed at the struggle with organized crimes including cyber crimes is being effectuated.

Key words: administrative policy, cybercrimes, European Union, website, coordination.

В Сообщении Европейской комиссии «На пути к общей политике по борьбе с киберпреступностью» 2007 г. <1> киберпреступность определяется как комплексное понятие, охватывающее три категории криминальных действий: 1) традиционные виды преступлений (мошенничество, подделка документов и т. п.), совершаемые с использованием электронных коммуникационных сетей и информационных систем; 2) размещение незаконного контента в электронных медиа; 3) атаки против информационных систем, блокирование программного обеспечения сайтов и хакерство. ——————————— <1> Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the Committee of the Regions of 22 May 2007 «Towards a general policy on the fight against cyber crime». Brussels, 22.05.2007. COM(2007) 267 final.

С учетом развития киберпреступности в последние годы Комиссия разработала, в тесном сотрудничестве с государствами-членами и другими институтами ЕС, политику по борьбе с ней. Предложения Комиссии сформулированы в Сообщении «На пути к общей политике по борьбе с киберпреступностью» 2007 г. <2>, определяющем основные элементы данной политики: развитие сотрудничества между правоохранительными органами, государственно-частного партнерства и международного сотрудничества. Комиссия предлагает реализацию комплекса мер для борьбы с киберпреступностью, включая запуск оперативного сотрудничества между национальными правоохранительными органами; увеличение финансовой поддержки инициатив по подготовке национальных правоохранительных органов по расследованию киберпреступлений; поддержку исследований в сфере борьбы с киберпреступностью; принятие со стороны частного сектора мер по повышению осведомленности об опасностях киберпреступности; реализацию мер по предупреждению и противодействию скоординированным и крупномасштабным атакам на информационную инфраструктуру. ——————————— <2> Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the Committee of the Regions of 22 May 2007 «Towards a general policy on the fight against cyber crime». Brussels, 22.05.2007. COM(2007) 267 final.

Принимая во внимание, что вследствие усиления взаимосвязи между сетями другая критическая инфраструктура (транспортная, энергетическая и т. п.) становится все более зависимой от целостности соответствующих информационных систем, в ЕС уделяется особое внимание защите важнейшей информационной инфраструктуры. Европейская комиссия выдвинула специальную инициативу в данной области (Commission’s initiative on Critical Information Infrastructure Protection). В марте 2009 г. Комиссия опубликовала специальное Сообщение «Защита Европы от крупномасштабных кибератак и сбоев: повышение готовности, безопасности и устойчивости» <3>, где изложила предложения по реализации указанной инициативы. В целях борьбы с ростом числа крупномасштабных кибератак против бизнеса и правительств в сентябре 2010 г. она внесла предложение по принятию директивы о нападениях на информационные системы <4>, которая обсуждается в настоящее время. ——————————— <3> Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the Committee of the Regions on Critical Information Infrastructure Protection «Protecting Europe from large scale cyber-attacks and disruptions: enhancing preparedness, security and resilience». Brussels, 30.03.2009. COM (2009) 149 final. <4> Proposal for a Directive on attacks against information systems, repealing Framework Decision 2005/222/JHA. MEMO/10/463. 30/09/2010.

Комиссия также активизировала диалог с частным сектором, который контролирует большую часть информационной инфраструктуры и участие которого в борьбе с киберпреступностью является чрезвычайно важным. Конкретные рекомендации, касающиеся оперативного сотрудничества между полицейскими властями и частными операторами, были утверждены Советом юстиции и внутренних дел во время председательства Франции в ЕС в ноябре 2008 г. и дополнены последующими решениями Совета во время председательства Испании в апреле 2010 г. Комиссия предпринимает шаги по созданию Европейской обучающей платформы по расследованию киберпреступлений (European training platform on cybercrimeinvestigation) в сотрудничестве с государствами-членами, Европолом, Сиполом, университетами и частным сектором. Наконец, Комиссия оказывает содействие Европолу и государствам-членам во введении Европейской системы оповещения по интернет-преступлениям (European alertplatform for Internet-related offences), которая позволит объединить информацию о киберпреступлениях, совершенных в различных государствах-членах, для лучшей координации расследования.

——————————————————————