Проблематика предоставления государственных и муниципальных услуг: региональный аспект

(Чеботарева А. А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2011, N 1)

ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А. А. ЧЕБОТАРЕВА

Чеботарева А. А., кандидат юридических наук, доцент Читинского государственного университета.

Сегодня происходит ценностная переориентация в отношениях власти и человека. Если на предшествующих этапах развития отсчет шел от государства к человеку, то теперь обозначился новый подход: истинным моментом становится человек. В этом контексте информационные права — особый и специфический вид прав человека <1>. ——————————— <1> См.: Устинович Е. С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 9.

Принятый недавно Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <2> призван совершить революцию во взаимоотношениях государства и человека. ——————————— <2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. 30 июля.

Закон предусматривает, что все органы государственной власти — федеральные, региональные и муниципальные, а также государственные внебюджетные фонды — должны дать гражданам возможность получить ту или иную услугу в электронной форме. Так называемые онлайн-транзакции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет — оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе — предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов <3>. ——————————— <3> См.: Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России. М.: РАГС, 2000. С. 24.

Дать объективную оценку результату действия норм принятого Федерального закона можно будет в начале 2014 г. Пока же согласимся с высказанным мнением: в настоящее время Интернет нельзя рассматривать как универсальный и доступный источник правовой информации… стремительное осуществление государством программ, направленных на предоставление государственных услуг посредством применения информационно-коммуникативных технологий может привести к усилению информационного неравенства в обществе <4>. ——————————— <4> См.: Червяковский А. В. Регулирование доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4. С. 27.

Обратимся к статистике. Центр прикладной экономики по заказу электронного журнала «Госменеджмент» <5> подготовил рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства по состоянию на 1 декабря 2010 г. ——————————— <5> Электронный журнал «Госменеджмент»: URL: http://www. gosman. ru/.

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде оказывают 79 субъектов РФ. Четыре субъекта (Республики Адыгея и Ингушетия, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики) услуги в электронном виде не предоставляют. Эти же субъекты Федерации, а также Пермский край и Орловская область не имеют порталов государственных и муниципальных услуг. 77 субъектов поддерживают порталы государственных и муниципальных услуг. На момент составления первого рейтинга (1 февраля 2010 г.) таких порталов насчитывалось 44. Но сейчас на первый план выходят качественные показатели и показатели, характеризующие реальное предоставление услуг. Среди таких показателей отметим посещаемость порталов государственных и муниципальных услуг. Количество услуг, размещенных на порталах государственных и муниципальных услуг, зачастую превышает количество посетителей порталов. Ежедневно портал государственных и муниципальных услуг среднего субъекта Федерации посещает 50 — 100 человек. Средняя дневная посещаемость портала государственных услуг города Москва составляет 450 человек. Это означает, что при сохранении ситуации каждый москвич посетит портал один раз в 66 лет, т. е. один раз в жизни. И это не значит, что услуга в электронном виде будет предоставлена, это означает только посещение портала. Даже у лидеров среди субъектов по посещаемости порталов государственных и муниципальных услуг получается, что из каждых 1000 жителей Волгоградской области на портал в течение года зайдут по одному разу 390 человек, а в Нижегородской области — 320 человек. Для сравнения: в конце ноября 2010 г. Правительство Республики Казахстан сообщило, что в системе электронного правительства Республики выдана миллионная справка. Всего с начала года на портал электронного правительства Казахстана поступило более 1 миллиона 387 тысяч обращений по 59 электронным услугам, выдано более 228 тысяч электронных цифровых подписей. К примеру, Забайкальский край пользуются порталом, разработанным Министерством экономического развития РФ, счетчик посещений на конец 2010 г. показал общее число посещений — 8775, в день примерно — 15, что свидетельствует о низком уровне посещаемости, а значит, о низком уровне доверия и понимания «нужности» со стороны населения. Лучший результат зафиксирован по г. Санкт-Петербург, его портал государственных и муниципальных услуг при сохранении текущей ситуации может посетить 82,8% населения города. В Волгоградской и Нижегородской областях — 38,9% и 34,6% соответственно. Худший результат — 0,1% — в Краснодарском крае и Кемеровской области. Еще один пример цифрового неравенства. При этом речь идет пока только о посещаемости, а не о фактах предоставления государственных и муниципальных услуг. Примечательно, что на государственном портале gosuslugi. ru за 30 дней был 954 721 посетитель. Если применить ту же методику, что и к субъектам Федерации, в течение года портал по одному разу посетит 8,1% населения России. Каким услугам население отдает предпочтение, получение каких государственных и муниципальных услуг для граждан России приоритетно? Опрос посетителей портала государственных услуг Калининградской области показал, что наиболее востребованными в электронной форме услугами являются: — услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства; — услуги в сфере здравоохранения; — услуги в сфере имущественно-земельных отношений; — услуги в сфере социальной защиты. Самыми невостребованными оказались услуги культуры. В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое или межотраслевое управление в области связи, информации, информационных технологий и защиты информации на территории края, в том числе функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственных информационных систем и функции по контролю за выполнением работ по технической защите информации в исполнительных органах государственной власти края, является Департамент информатизации и связи Забайкальского края. В рамках перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронный вид уполномоченной организацией Забайкальского края по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты определено государственное учреждение «Забайкальский информационный центр». Его функциями будут являться: 1) обеспечение на территории Забайкальского края выпуска, выдачи, обслуживания и хранения (до момента выдачи гражданам) универсальных электронных карт; 2) ведение реестра универсальных электронных карт, содержащего сведения о выданных на территории Забайкальского края универсальных электронных картах, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 3) обеспечение на территории Забайкальского края информационно-технологического взаимодействия государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, определенных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Забайкальского края, в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальных электронных карт. Уже сейчас внедрены аппаратно-программные комплексы «Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» и «Реестр государственных и муниципальных услуг Забайкальского края». Внедряется система электронного делопроизводства и документооборота «Дело». Завершены пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию Удостоверяющего центра Забайкальского края, который в дальнейшем обеспечит электронное взаимодействие и идентификацию граждан с использованием средств электронно-цифровой подписи. В целях внедрения процедур электронного взаимодействия органов власти с гражданами и организациями формируется инфраструктура доступа к информации. На сегодняшний день на портале государственных услуг, на который можно зайти через официальный портал Забайкальского края, расположены сведения о 71 услуге — четыре федеральных, 47 региональных и 20 муниципальных. Среди них — жилищно-коммунальные услуги, здравоохранения, имущественных отношений, социального обеспечения и другие. Работа по размещению услуг на портале будет проводиться в несколько этапов до 2014 г. Как объясняет руководитель краевого департамента информатизации и связи Валерий Алексеев, во время первого — второго этапов на портале находится описание и отображение формы документа. В следующем году будет подготовлена инфраструктура, чтобы можно было не только видеть форму заявления, но и заполнить ее и отправить. Во время третьего, в 2012 г., пользователь, отправив в электронном виде обращение в органы власти, может увидеть, на каком этапе находится его заявление. И окончательно в 2014 г. он, не отходя от своего компьютера, получит уведомление о выполнении услуги. Для обеспечения открытости работы власти были созданы и сайты всех органов власти и районных администраций края. Теперь любой житель на этих сайтах может найти необходимую информацию — от времени работы до данных о руководителях подразделений. Кроме того, на сайтах для общего доступа размещаются все документы. В соответствии со ст. 44 Устава Забайкальского края в целях реализации положений Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительством Забайкальского края утвержден План мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В числе основных мероприятий плана: определение региональных и муниципальных информационных систем, используемых в процессе предоставления государственных услуг с использованием универсальных электронных карт, определение перечня услуг, оказываемых в Забайкальском крае государственными учреждениями, в которых размещается государственное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных услуг и предоставляемых в электронной форме, утверждение Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Забайкальского края государственных услуг, утверждение Порядка формирования и ведения реестра государственных услуг Забайкальского края, утверждение порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и т. д. Нерешенных проблем пока еще немало. Основными из них, не решенными во многих регионах, в том числе и в Забайкальском крае, до настоящего времени, являются: — отсутствие утвержденных стандартов качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, что не позволяет в должной мере упорядочить и конкретизировать обязательства органов государственной власти, органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, ведет к снижению уровня комфортности, организационным сложностям в получении потребителями массовых общественно значимых государственных (муниципальных) услуг; — отсутствие единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных (муниципальных) услуг, что приводит к недостаточному уровню информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных (муниципальных) услуг; — отсутствие межведомственного взаимодействия государственных органов власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления при оказании государственных (муниципальных) услуг, что влечет за собой возложение основного бремени по сбору, согласованию и представлению документов, необходимых для получения услуги, на заявителя. Как правило, работа различных ведомств и организаций по обслуживанию заявителей осуществляется только в рабочие дни и часы, при этом графики работы органов власти не синхронизированы между собой, что влечет за собой дополнительное увеличение временных затрат при получении услуг для заявителя; — некомфортные условия получения государственных (муниципальных) услуг; — недостаточная эффективность существующей системы обратной связи с получателями государственных (муниципальных) услуг; — неразрешенные вопросы, связанные с интеграцией ведомственных баз данных, влекущие за собой неэффективную систему документооборота, что, в свою очередь, также увеличивает нагрузку на заявителя по сбору документов, необходимых для получения государственной (муниципальных) услуги; — недостаточный уровень внедрения в деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информационно-коммуникационных технологий для обеспечения межведомственного информационного обмена со всеми органами, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, отсутствует комплексный подход в решении вопроса создания в регионах полноценной системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

——————————————————————