Информационная деятельность государственных служащих: новые требования и возрастающая ответственность

(Чеботарева А. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 5)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ВОЗРАСТАЮЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ <*>

А. А. ЧЕБОТАРЕВА

——————————— <*> Chebotareva A. A. Informational activity of state officials: new requirements and increasing responsibility.

Чеботарева Анна Александровна, доцент Читинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье поднимается проблема реализации задач, обусловливающих формирование «электронного государства», возложенных на государственных служащих. Подчеркивается прямая взаимосвязь между качеством реализации информационной деятельности государственных служащих «электронного правительства» и уровнем развития информационного общества, «электронного государства» современной России, реализацией информационных прав конкретной личности, прежде всего права на доступ к информации и права на информационную безопасность.

Ключевые слова: «электронное государство», информационное общество, право на доступ к информации, предоставление государственных и муниципальных услуг, информационная безопасность личности.

The article raises the problem of realization of tasks conditioning formation of «electronic state» assigned to state officials; stresses the direct interconnection between the quality of realization of informational activity of state officials of «electronic government» and the level of development of informational society, «electronic state» of contemporary Russia, realization of informational rights of concrete personality, to begin with, the right to access to information and right to informational security.

Key words: «electronic state», informational society, right to access to information, provision of state and municipal services, informational security of personality.

«Электронное правительство» — это «деятельность» или «использование» потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня — об ЭП отрасли, города, организации. Такое понимание существа этого феномена прослеживается в ряде работ <1>. ——————————— <1> «Электронное правительство»: рекомендации по внедрению в Российской Федерации. М.: Эко-Трендз, 2004; Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / Под ред. В. И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002. С. 1 — 33.

Немаловажен факт, что использование технологии «электронного правительства» предъявляет новые требования к информационной деятельности государственных служащих, такие, как анализ и хранение информации, ее первичная и вторичная переработка, принятие и передача информации по разным каналам, оценка ее полезности. Немаловажным является один из базовых принципов формирования информационного общества: с информационными правомочиями граждан «корреспондируют соответствующие обязанности… государства <2>. ——————————— <2> Монахов В. Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан в СССР (конституционный аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 7.

Основные цели, которые призвано обеспечить «электронное правительство» в международном понимании: — обеспечение эффективного взаимодействия органов власти всех уровней с гражданами, с бизнесом, с организациями и на этой основе дальнейшее развитие демократических принципов в обществе и государстве; — предоставление центральному правительству, а также местным властям средств и возможностей получения информации для принятия обоснованных и рациональных решений самого высокого общественно-государственного уровня, а также для повышения результативности внутренней деятельности органов власти. Смысл концепции состоит в том, что поскольку все больше и больше людей (граждан своего государства) начинают вести свои дела с частными компаниями и общественными организациями по сети Интернет, то они решили, что у них должна быть точно такая же возможность взаимодействовать с государством аналогичным образом. Концепция «электронного государства» говорит, прежде всего, о трех вещах: гражданам и частным компаниям требуется удобный и быстрый компьютерный доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, а не только лишь в присутственные часы чиновников; повседневные государственные услуги должны быть в той же мере прозрачны для общества, в какой мере требование этой прозрачности обращено к налогоплательщикам со стороны государства; государственные услуги для граждан не должны зависеть от произвола и бюрократии конкретных чиновников, нанятых государством для их предоставления. Еще один необходимый элемент информационного общества — это прозрачность взаимодействий, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение чиновника с гражданином. «Электронное правление» является процессом трансформации правительства; он требует: а) планирования; б) политической воли и устойчивого потока необходимых ресурсов. Если говорить о планировании, сегодня эта задача государственными органами активно решается. В условиях, когда у государства, по существу, отсутствует внятная правовая политика, развитие регионального информационного законодательства остается практически полностью на усмотрение самих субъектов Российской Федерации <3>. Так, комплекс основных элементов концепции информационного общества и системы «электронного правительства» в Забайкальском крае, подлежащих развитию и нормативному обеспечению, включает: ——————————— <3> Туликов А. В. Проблемы развития регионального информационного законодательства // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий: Сборник науч. работ. М.: ИГП РАН; ИПО «У Никитских Ворот», 2010. С. 58.

— создание единой информационной системы автоматизации и поддержки деятельности Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края; — разработку сайта: Информационно-справочная система Управления ФНС России по Забайкальскому краю; — развитие комплексной мультисервисной информационной системы Инспекции гостехнадзора Забайкальского края; — развитие комплексной мультисервисной информационной системы Государственной службы занятости населения Забайкальского края; — формирование единого информационного пространства государственных органов Забайкальского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края и их подведомственных учреждений; — обеспечение доступа исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и их сотрудников к сети Интернет и к корпоративной сети передачи данных; — развитие центрального узла корпоративной сети передачи данных; — создание и развитие регионального центра хранения и обработки данных; — создание и развитие комплексных систем информационной безопасности информационных систем и инфраструктуры «электронного правительства»; — развитие ЗИЦ для обеспечения информационного взаимодействия государственных органов Забайкальского края с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления для предоставления государственных услуг; — организацию межведомственного электронного документооборота и автоматизированного делопроизводства в Забайкальском крае, в том числе создание среды электронного взаимодействия государственных органов Забайкальского края; — развитие информационно-справочных систем «Региональный реестр государственных (муниципальных) услуг (функций)» и «Региональный портал государственных и муниципальных услуг»; — создание прикладных информационных систем поддержки выполнения (оказания) исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправления основных функций (услуг); — развитие удостоверяющего центра электронно-цифровой подписи Забайкальского края; — создание краевой системы использования унифицированных социальных карт и интеграцию их в единую технологическую среду на основе единых методических и технологических принципов и стандартов, типовых решений по унифицированной социальной карте и по компонентам краевых систем социальных карт, нормативных правовых и нормативных технических документов, обеспечение доступа к государственным и муниципальным услугам (функциям) в электронном виде с помощью универсальной электронной карты; — создание единой краевой геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных; — развитие системы обработки обращений и запросов граждан и организаций в государственные органы Забайкальского края; — разработку и внедрение региональной информационной аналитической системы управления государственными закупками; — информационное обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, в том числе сопровождение нормативных правовых систем и других интернет-сервисов; — развитие системы интернет-сайтов и информационной поддержки государственных органов Забайкальского края и органов местного самоуправления на основе официального портала Забайкальского края, в том числе сопровождение общедоступных информационных систем; — создание системы электронных архивов документов Правительства Забайкальского края; — обеспечение публикации в сети Интернет судебных решений судов общей юрисдикции в рамках развития и обеспечения функционирования государственной автоматизированной системы «Правосудие» и др. Пока решение этих задач затруднительно, поскольку отсутствует необходимая нормативная правовая база предоставления государственными органами Забайкальского края гражданам и хозяйствующим субъектам требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия государственных органов Забайкальского края между собой, с населением и организациями. Недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам государственных органов и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью государственных органов Забайкальского края, в большинстве случаев требует их личного обращения в данные государственные органы, а также представления запросов и другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения. Если обратить внимание на второй аспект — политическую волю и наличие устойчивого потока необходимых ресурсов — эти задачи пока далеки от своего решения. Проблематичен, прежде всего, вопрос практической реализации права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов. Вступивший с 1 января 2010 г. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <4> определяет, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: ——————————— <4> Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. N 4849. 13.02.2009.

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с данными о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) представление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами. И все эти способы в полной мере должны быть реализованы целенаправленными и обоснованными действиями чиновников всех уровней государственной власти. Чиновники менее всего заинтересованы в автоматизации, документирующей и раскрывающей их деятельность, поскольку сегодняшнее отсутствие прозрачности позволяет им избегать персональной ответственности. Но и общество не стремится устанавливать с ними прозрачные отношения. Интернет впервые в истории человечества предоставляет техническую возможность для массового открытия информации. Но вовсе не определяет необходимость делать это. Действительно, в контексте синтеза многих аспектов (сервисно-электронного, социального, правового) измерения государственности в понятии «культурного государства проявляется еще и проблема борьбы с коррупцией» <5>. ——————————— <5> Кузнецов П. У. Социальная миссия «электронного государства»: ценности и терминологические проблемы // Информационное общество и социальное государство: Сборник научных работ. М.: ИГП РАН; ИПО «У Никитских Ворот», 2011. С. 25.

Уникальность нового электронно-сервисного доступа проявляется в том, что государственные и муниципальные услуги в электронной форме будут предоставляться на принципиально иной, чем ранее, основе — заявительном порядке обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. Этот принцип, по существу, лишает чиновника возможности требовать документы и справки, которые ранее он требовал под предлогом отказа либо препятствования в удовлетворении потребностей человека. В этом смысле новый порядок предоставления услуги действительно становится одним из механизмов устранения условий коррупции <6>. ——————————— <6> Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и заседании Совета по развитию информационного общества, 23 декабря 2009 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin. ru.

Немаловажно и то, что сейчас на первый план выходят не сколько показатели посещаемости порталов государственных и муниципальных услуг, а качественные показатели и показатели, характеризующие реальное предоставление услуг <7>. ——————————— <7> См. об этом: Чеботарева А. А. Проблематика предоставления государственных и муниципальных услуг: региональный аспект // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 22 — 24.

Нельзя не согласиться: в настоящее время необходимым является изменение характера информационного взаимодействия общества и государства, выражающееся в расширении прав граждан путем не только предоставления доступа к разнообразной информации, но и увеличения возможностей людей участвовать в процессе принятия решений. Центральной фигурой в процессах информатизации органов государственной власти должен быть человек как источник, потребитель информации и субъект гражданского общества, его интересы и потребности <8>. И это должно как никогда осознаваться государственными служащими. ——————————— <8> Куликова С. А. Практика реализации права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов: на примере Саратовской области // Информационное общество и социальное государство: Сборник научных работ. М.: ИГП РАН; ИПО «У Никитских Ворот», 2011. С. 169.

——————————————————————