Понятие антикоррупционной рекламы как правовой категории: региональный аспект

(Кабанов П. А.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 11)

ПОНЯТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РЕКЛАМЫ КАК ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

П. А. КАБАНОВ

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Научно-исследовательского института противодействия коррупции.

В работе впервые в российской юридической науке проводится сравнительное правовое исследование феномена антикоррупционной рекламы как универсального средства антикоррупционной пропаганды, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения. Автором, с учетом правового регулирования средств антикоррупционной рекламы на региональном уровне, проведен структурный анализ этого явления. Им выделены основные элементы антикоррупционной рекламы: а) содержание — распространение антикоррупционной информации в обществе; б) потребителями антикоррупционной рекламы является та часть населения, которая способна воспринимать антикоррупционную информацию; в) основными целями антикоррупционной рекламы являются привлечение внимания населения к проблеме противодействия коррупции и формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения. На основе анализа основных элементов антикоррупционной рекламы автором предложено собственное определение этого инструмента антикоррупционной политики как правовой категории.

Ключевые слова: коррупция, реклама, социальная реклама, противодействие коррупции, профилактика коррупции, антикоррупционная пропаганда, антикоррупционная реклама, антикоррупционная агитация, антикоррупционное информирование.

Definition of anti-corruption advertisement as a legal category: a regional aspect P. A. Kabanov

In this article for the first time in the Russian legal science the author provides a comparative legal study of phenomenon of anti-corruption advertisement as universal means of anti-corruption propaganda aimed to form anti-corruption world-view and behavior. Taking into account the means of legal regulation of anti-corruption advertisement at the regional level, the author provides structural analysis of this matter. He singles out the following substantial elements of anti-corruption advertisement: a) contents — distribution of anti-corruption advertisement; b) consumers of anti-corruption advertisement — individuals capable of perceiving anti-corruption information; c) main goal of anti-corruption advertisement is to attract attention of the population to the problems of fighting corruption and formation of anti-corruption world view and anti-corruption behavior. Based upon the analysis of the key elements of anti-corruption advertisement the author offers his own definition of this instrument of anti-corruption policy as a legal category.

Key words: corruption, advertisement, social advertisement, fighting corruption, anti-corruption prophylactics, anti-corruption propaganda, anti-corruption advertisement, anti-corruption campaign, anti-corruption information.

Противодействие коррупции с использованием механизмов антикоррупционной пропаганды является одним из основных инструментов национальной, региональной, ведомственной и муниципальной антикоррупционной политики, которому посвящено небольшое количество научных исследований и публикаций, как в России <1>, так и за рубежом <2>. Эффективность ее осуществления во многом зависит от способов и средств распространения антикоррупционной информации как средства профилактики коррупции. Одним из таких широко используемых средств антикоррупционной пропаганды выступает антикоррупционная реклама, которая иногда критикуется представителями средств массовой коммуникации. Вместе с тем каких-либо результатов научных исследований отечественных специалистов по данной проблематике не опубликовано, имеется лишь одна небольшая по объему публикация китайских специалистов по использованию телевизионной антикоррупционной рекламы в качестве элемента системы антикоррупционного воспитания в Гонконге <3>. Хотя в отечественной антикоррупционной правотворческой практике довольно часто используется термин «реклама» в сфере противодействия коррупции без раскрытия сущности этого понятия, применительно к антикоррупционной деятельности. Использование термина «реклама» в сфере противодействия коррупции закреплено в региональном антикоррупционном законодательстве и отдельных региональных и муниципальных подзаконных нормативных правовых актах, а также некоторых судебных решениях. ——————————— <1> Горшенков Г. Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. N 10. С. 32 — 38; Он же. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. N 4 (16). С. 39 — 46; Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. N 9. С. 1130 — 1138; Он же. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 878 — 884. <2> Dai Ninghua. Exploration of Innovating Anti-corruption Propaganda Methods // Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2012. N 1. P. 58 — 79; Yjng Chen. Systems Used to Improve the Scientific Level of Anti-corruption Propaganda and Education — Based an the System Construction of Anti-corruption Propaganda and Education in Nantong City // Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2012. N 1. P. 81 — 86. <3> Zengtian Zhang, Xingxing Su. Strategy for Anti-corruption Advertising in Hong Kong and its Enlightenment // Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2010. N 3. P. 87 — 96.

В связи с этим становится очевидным необходимость исследования антикоррупционной рекламы как одного из важнейших направлений информационного сопровождения антикоррупционной деятельности государства и общества. Цель такого исследования очевидна — раскрыть содержание антикоррупционной рекламной деятельности и дать адекватное правовое определение этой деятельности. Для достижения названной цели необходимо использовать такие методы исследования как сравнительно-правовой метод и метод структурного анализа. Объектом такого исследования следует определить региональные и муниципальные нормативные правовые акты и иные правовые документы, раскрывающие сущность антикоррупционной рекламы как социальной практики и правовой категории. Для достижения заявленной цели нами проанализирован значительный объем нормативных правовых актов. Общий объем исследованных нами антикоррупционных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований составил 88 единиц из 360 нормативных правовых актов, в которых упоминается этот термин или близкие по значению словосочетания. Анализ регионального антикоррупционного законодательства показывает, что только в четырех законах упоминается о социальной рекламе антикоррупционной направленности без разъяснения содержания этого словосочетания как средства антикоррупционной пропаганды <4>. Хотя в региональном законодательстве употребляется и иное словосочетание: «социальная реклама по антикоррупционной проблематике и профилактике коррупционных правонарушений» <5>. Однако наибольшее распространение словосочетание «социальная реклама антикоррупционной направленности» получило в нормативных правовых актах, регулирующих осуществление программных (плановых) мероприятий по противодействию коррупции <6>. В некоторых нормативных правовых актах используются иные словосочетания: «социальная реклама по антикоррупционной проблематике» <7>, «социальная реклама на антикоррупционную тематику» <8>, «социальная реклама антикоррупционной тематики» <9>, «социальная реклама антикоррупционного содержания» <10>, «социальная реклама, направленная на реализацию антикоррупционной политики» <11> и «антикоррупционная рекламная кампания» <12>. Хотя встречаются и оригинальные словосочетания, которые отражают лишь некоторые аспекты антикоррупционной рекламы. Таковым является словосочетание, используемое Челябинскими разработчиками муниципальной программы противодействия коррупции, которые ввели и использовали правовую категорию «социальная реклама, направленная на формирование отрицательного образа как взяткополучателя, так и взяткодателя» <13>. И только в одном региональном антикоррупционном нормативном правовом акте используется термин «антикоррупционная реклама» <14>, но, к сожалению, без раскрытия его содержания. В известных нам судебных решениях по данному вопросу используются словосочетания «социальная реклама антикоррупционного содержания» <15> и «реклама антикоррупционной работы» <16>. ——————————— <4> Закон Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 486-ОЗ «О мерах по профилактике коррупции в Новосибирской области» (в ред. от 5.12.2011 N 155-ОЗ) // Советская Сибирь. 2010. 30 апр.; Закон Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-З «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области» (в ред. от 01.04.2013 N 11-З) // Губернские ведомости. 2009. 13 июля; Закон Красноярского края от 7 июля 2009 г. N 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» (в ред. от 04.04.2013 N 4-1182) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2009. 27 июля (N 37); Закон Томской области от 7 июля 2009 г. N 110-03 «О противодействии коррупции в Томской области» (в ред. от 08.11.2011 N 292-ОЗ) // Томские новости. 2009. 16 июля. <5> Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2001 г. N 701-88 «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы» (в ред. от 19.10.2009 N 443-86) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2001. 5 ноября. <6> См., например: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 апреля 2007 г. N 82 «О Республиканской целевой программе противодействия коррупции в Чувашской Республике на 2007 — 2020 гг.» (в ред. от 11.09.2013 N 355) // Вести Чувашии. 2007. 5 мая; Постановление правительства Калининградской области от 13 июня 2012 г. N 428 «О целевой Программе Калининградской области «О противодействии коррупции в Калининградской области на 2012 — 2014 годы» (в ред. от 22.07.2013 N 531) // Калининградская правда. 2012. 30 июня. <7> Постановление губернатора Мурманской области от 18 июня 2012 г. N 104-ПГ «Об областном конкурсе по разработке сценариев социальной рекламы на телевидении и радио по антикоррупционной проблематике» // Мурманский вестник. 2012. 5 июля; распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2012 г. N 49-рп «Об утверждении Плана реализации в Санкт-Петербурге Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.». Документ официально опубликован не был и находится в личном архиве автора. <8> Распоряжение губернатора Тюменской области от 2 апреля 2012 г. N 20-р «О создании рабочей группы по разработке мероприятий, направленных на подготовку и размещение социальной рекламы на антикоррупционную тематику» // Документ официально опубликован не был и находится в архиве автора. <9> Постановление губернатора Владимирской области от 28 апреля 2012 г. N 441 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2013 — 2015 годы» // Владимирские ведомости. 2012. 12 мая. <10> Постановление правительства Республики Ингушетия от 8 сентября 2012 г. N 210 «О Республиканской целевой программе «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия на 2012 — 2014 годы» // Ингушетия. 2012. 13 сентября. <11> Распоряжение Комитета по законности, правопорядку и безопасности Санкт-Петербурга от 22 июня 2011 г. N 168-р «Об утверждении Методических рекомендации по проведению антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге». Документ официально не опубликован и находится в личном архиве автора. <12> Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В. И. от 22 апреля 2009 г. // Петербургский вестник. 2009. 27 апр. <13> Распоряжение администрации города Челябинск от 20 октября 2010 г. N 40-з «Об утверждении Городской целевой программы «Программа противодействия коррупции в городе Челябинске на 2011 — 2013 годы» (в ред. от 02.04.2013 N 11-з). Документ официально не опубликован и находится в личном архиве автора. <14> Постановление правительства Оренбургской области от 11 мая 2012 г. N 391-пп (в ред. от 05.03.2013 N 169-пп) «Об утверждении Областной программы «Противодействие коррупции в Оренбургской области на 2012 — 2013 годы» // Оренбуржье. 2012. 9 авг. <15> Решение Южного районного суда Ивановской области от 14 мая 2012 г. N 2-261 // Архив Южного районного суда Ивановской области. 2012. <16> Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 марта 2013 г. по делу N 22859/2013.

Анализ региональных и муниципальных нормативных правовых актов и иных документов показывает, что в них не раскрывается содержание дефиниции «антикоррупционная рекламы» ни как средства антикоррупционной пропаганды, ни как правовой категории, характеризующей это явление. Более того, для описания одного и того же по сути явления используются разные словосочетания. В связи с этим становится очевидным, что разработка содержания термина «антикоррупционная реклама» как правовой категории является важнейшим направлением для современной антикоррупционной теории и правотворческой деятельности. Обращает на себя внимание то, что в подавляющем большинстве региональных и муниципальных нормативных правовых актов антикоррупционная реклама относится к социальной рекламе. Это важное положение позволяет нам обратиться к содержанию более широкого понятия «социальная реклама» и через него попытаться раскрыть сущность антикоррупционной рекламы. В отечественном федеральном рекламном законодательстве под социальной рекламой понимается распространение информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленное на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства <17>. Основными содержательными признаками социальной рекламы выступают три элемента. Во-первых, содержание рекламы — распространение информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а с учетом наших интересов — распространение антикоррупционной информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Во-вторых, потребителями рекламы, в том числе и антикоррупционной рекламы, является неопределенный круг лиц, то есть та часть населения, которая способна воспринимать антикоррупционную информацию. В-третьих, целями рекламы выступают: а) благотворительные цели; б) иные общественно полезные цели; в) обеспечение интересов государства. С учетом того что цели антикоррупционной рекламы подчинены общим целям антикоррупционной пропаганды — формированию антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения, то они и являются ее целями, которые косвенно способствуют и достижению такой цели социальной рекламы как обеспечение интересов государства в области противодействия коррупции. Следовательно, определенные федеральным рекламным законодательством благотворительные цели социальной рекламы не являются целями антикоррупционной рекламы. Вместе с тем в качестве цели антикоррупционной рекламы может выступать и цель антикоррупционной агитации — привлечение населения к проблеме противодействия коррупции и вовлечение его в эту деятельность (формирование активного антикоррупционного поведения). Антикоррупционная реклама может преследовать и цель антикоррупционного информирования — предоставление антикоррупционной информации широкому кругу потребителей доступными средствами для выбора соответствующего поведения (формирование активного или пассивного общественно полезного антикоррупционного поведения). ——————————— <17> Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 23.07.2013 N 251-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Таким образом, можно предположить, что антикоррупционная реклама является многоцелевым инструментом информационного воздействия на значительную долю потребителей антикоррупционной информации. Она является важнейшим инструментом не только антикоррупционной пропаганды, но и средством антикоррупционной агитации и антикоррупционного информирования потребителей информации. С учетом анализа выделенных элементов социальной рекламы можно сформулировать рабочее определение антикоррупционной рекламы как правовой категории. На наш взгляд, антикоррупционная реклама — это распространение антикоррупционной информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на привлечение внимания населения к проблеме противодействия коррупции, и формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения. Разумеется, что представленное нами определение антикоррупционной рекламы как правовой категории является первым опытом его формирования, который не является идеальным, возможны и иные подходы к его формированию.

Библиографический список

1. Dai Ninghua. Exploration of Innovating Anti-corruption Propaganda Methods // Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2012. N 1. P. 58 — 79. 2. Yjng Chen. Systems Used to Improve the Scientific Level of Anti-corruption Propaganda and Education — Based an the System Construction of Anti-corruption Propaganda and Education in Nantong City // Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2012. N 1. P. 81 — 86. 3. Zengtian Zhang, Xingxing Su. Strategy for Anti-corruption Advertising in Hong Kong and its Enlightenment // Anticorruption and Integrity Culture Studies. 2010. N 3. P. 87 — 96. 4. Горшенков Г. Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. N 10. С. 32 — 38. 5. Горшенков Г. Н. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. N 4 (16). С. 39 — 46. 6. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко от 22 апреля 2009 г. // Петербургский вестник. 2009. 27 апр. 7. Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. N 9. С. 1130 — 1138. 8. Кабанов П. А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 878 — 884. 9. Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2001 г. N 701-88 «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы» (в ред. от 19.10.2009 N 443-86) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2001. 5 ноября. 10. Закон Ярославской области от 9 июля 2009 года N 40-З «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области» (в ред. от 01.04.2013 N 11-З) // Губернские ведомости. 2009. 13 июля. 11. Закон Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 486-ОЗ «О мерах по профилактике коррупции в Новосибирской области» (в ред. от 05.12.2011 N 155-ОЗ) // Советская Сибирь. 2010. 30 апр. 12. Закон Красноярского края от 7 июля 2009 г. N 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» (в ред. от 04.04.2013 N 4-1182) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2009. 27 июля (N 37). 13. Закон Томской области от 7 июля 2009 г. N 110-ОЗ «О противодействии коррупции в Томской области» (в ред. от 08.11.2011 N 292-ОЗ) // Томские новости. 2009. 16 июля. 14. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 N 251-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. 15. Постановление правительства Республики Ингушетия от 8 сентября 2012 г. N 210 «О Республиканской целевой программе «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия на 2012 — 2014 годы» // Ингушетия. 2012. 13 сентября. 16. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 апреля 2007 г. N 82 «О Республиканской целевой программе противодействия коррупции в Чувашской Республике на 2007 — 2020 гг.» (в ред. от 11.09.2013 N 355) // Вести Чувашии. 2007. 5 мая. 17. Распоряжение губернатора Тюменской области от 2 апреля 2012 г. N 20-р «О создании рабочей группы по разработке мероприятий, направленных на подготовку и размещение социальной рекламы на антикоррупционную тематику». 18. Постановление правительства Калининградской области от 13 июня 2012 г. N 428 «О Целевой программе Калининградской области «О противодействии коррупции в Калининградской области на 2012 — 2014 годы» (в ред. от 22.07.2013 N 531) // Калининградская правда. 2012. 30 июня. 19. Постановление губернатора Мурманской области от 18 июня 2012 г. N 104-ПГ «Об областном конкурсе по разработке сценариев социальной рекламы на телевидении и радио по антикоррупционной проблематике» // Мурманский вестник. 2012. 5 июля. 20. Распоряжение администрации города Челябинск от 20 октября 2010 г. N 40-з «Об утверждении Городской целевой программы «Программа противодействия коррупции в городе Челябинске на 2011 — 2013 годы» (в ред. от 02.04.2013 N 11-з). 21. Постановление губернатора Владимирской области от 28 апреля 2012 г. N 441 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2013 — 2015 годы» // Владимирские ведомости. 2012. 12 мая. 22. Распоряжение Комитета по законности, правопорядку и безопасности Санкт-Петербурга от 22 июня 2011 г. N 168-р «Об утверждении Методических рекомендации по проведению антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге». 23. Постановление правительства Оренбургской области от 11 мая 2012 г. N 391-пп «Об утверждении Областной программы «Противодействие коррупции в Оренбургской области на 2012 — 2013 годы» (в ред. от 05.03.2013 N 169-пп) // Оренбуржье. 2012. 9 авг. 24. Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2012 г. N 49-рп «Об утверждении Плана реализации в Санкт-Петербурге Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.». 25. Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 марта 2013 г. по делу N 22859/2013. 26. Решение Южного районного суда Ивановской области от 14 мая 2012 г. N 2-261 // Архив Южного районного суда Ивановской области. 2012.

References (transliteration)

1. Gorshenkov G. N. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii: ponyatie i sushchnostnoe soderzhanie // Sledovatel’. 2010. N 10. S. 32 — 38. 2. Gorshenkov G. N. Antikorruptsionnaya propaganda: ponyatie i soderzhanie // Aktual’nye problemy ekonomiki i prava. 2010. N 4 (16). S. 39 — 46. 3. Ezhegodnoe poslanie gubernatora Sankt-Peterburga V. I. Matvienko ot 22 aprelya 2009 g. // Peterburgskii vestnik. 2009. 27 apr. 4. Kabanov P. A. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii v Respublike Tatarstan: voprosy sovershenstvovaniya kachestva pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2013. N 9. S. 1130 — 1138. 5. Kabanov P. A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnoi propagandy kak pravovoi kategorii v rossiiskom regional’nom antikorruptsionnom zakonodatel’stve // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2013. N 9. S. 878 — 884. 6. Zakon Sankt-Peterburga ot 26 oktyabrya 2001 g. N 701-88 (v red. ot 19.10.2009 N 443-86) «O grantakh Sankt-Peterburga na proizvodstvo i razmeshchenie sotsial’noi reklamy» // Informatsionnyi byulleten’ Administratsii Sankt-Peterburga. 2001. 5 noyabrya. 7. Zakon Yaroslavskoi oblasti ot 9 iyulya 2009 g. N 40-Z «O merakh po protivodeistviyu korruptsii v Yaroslavskoi oblasti» (v red. ot 01.04.2013 N 11-Z) // Gubernskie vedomosti. 2009. 13 iyulya. 8. Zakon Novosibirskoi oblasti ot 27 aprelya 2010 g. N 486-OZ «O merakh po profilaktike korruptsii v Novosibirskoi oblasti» (v red. ot 05.12.2011 N 155-OZ) // Sovetskaya Sibir’. 2010. 30 apr. 9. Zakon Krasnoyarskogo kraya ot 7 iyulya 2009 goda N 8-3610 «O protivodeistvii korruptsii v Krasnoyarskom krae» (v red. ot 04.04.2013 N 4-1182) // Vedomosti vysshikh organov gosudarstvennoi vlasti Krasnoyarskogo kraya. 2009. 27 iyulya (N 37). 10. Zakon Tomskoi oblasti ot 7 iyulya 2009 g. N 110-OZ «O protivodeistvii korruptsii v Tomskoi oblasti» (v red. ot 08.11.2011 N 292-OZ) // Tomskie novosti. 2009. 16 iyulya. 11. Federal’nyi zakon ot 13 marta 2006 g. N 38-FZ «O reklame» (v red. ot 23.07.2013 N 251-FZ) // SZ RF. 2006. N 12. St. 1232. 12. Postanovlenie pravitel’stva Respubliki Ingushetiya ot 8 sentyabrya 2012 g. N 210 «O Respublikanskoi tselevoi programme «О protivodeistvii korruptsii v Respublike Ingushetiya na 2012 — 2014 gody» // Ingushetiya. 2012. 13 sentyabrya. 13. Postanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoi Respubliki ot 24 aprelya 2007 g. N 82 «O Respublikanskoi tselevoi programme protivodeistviya korruptsii v Chuvashskoi Respublike na 2007 — 2020 gody» (v red. ot 11.09.2013 N 355) // Vesti Chuvashii. 2007. 5 maya. 14. Rasporyazhenie gubernatora Tyumenskoi oblasti ot 2 aprelya 2012 g. N 20-r «O sozdanii rabochei gruppy po razrabotke meropriyatii, napravlennykh na podgotovku i razmeshchenie sotsial’noi reklamy na antikorruptsionnuyu tematiku». 15. Postanovlenie pravitel’stva Kaliningradskoi oblasti ot 13 iyunya 2012 g. N 428 «О Tselevoi programme Kaliningradskoi oblasti «O protivodeistvii korruptsii v Kaliningradskoi oblasti na 2012 — 2014 gody» (v red. ot 22.07.2013 N 531) // Kaliningradskaya pravda. 2012. 30 iyunya. 16. Postanovlenie gubernatora Murmanskoi oblasti ot 18 iyunya 2012 g. N 104-PG «Ob oblastnom konkurse po razrabotke stsenariev sotsial’noi reklamy na televidenii i radio po antikorruptsionnoi problematike» // Murmanskii vestnik. 2012. 5 iyulya. 17. Rasporyazhenie administratsii goroda Chelyabinsk ot 20 oktyabrya 2010 g. N 40-z «Ob utverzhdenii Gorodskoi tselevoi programmy «Programma protivodeistviya korruptsii v gorode Chelyabinske na 2011 — 2013 gody» (v red. ot 02.04.2013 N 11-z). 18. Postanovlenie gubernatora Vladimirskoi oblasti ot 28 aprelya 2012 g. N 441 «Ob utverzhdenii Dolgosrochnoi tselevoi programmy «Kompleksnye mery profilaktiki pravonarushenii vo Vladimirskoi oblasti na 2013 — 2015 gody» // Vladimirskie vedomosti. 2012. 12 maya. 19. Rasporyazhenie Komiteta po zakonnosti, pravoporyadku i bezopasnosti Sankt-Peterburga ot 22 iyunya 2011 g. N 168 «Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po provedeniyu antikorruptsionnogo monitoringa v Sankt-Peterburge». 20. Postanovlenie pravitel’stva Orenburgskoi oblasti ot 11 maya 2012 g. N 391-pp «Ob utverzhdenii oblastnoi programmy «Protivodeistvie korruptsii v Orenburgskoi oblasti na 2012 — 2013 gody» (v red. ot 05.03.2013 N 169-pp) // Orenburzh’e. 2012. 9 avg. 21. Rasporyazhenie pravitel’stva Sankt-Peterburga ot 17 avgusta 2012 goda N 49-rp «Ob utverzhdenii Plana realizatsii v Sankt-Peterburge Poslaniya Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniyu RF ot 22 dekabrya 2011 g.». 22. Reshenie Vakhitovskogo raionnogo suda goroda Kazani Respubliki Tatarstan ot 28 marta 2013 g. po delu N 22859/2013. 23. Reshenie Yuzhnogo raionnogo suda Ivanovskoi oblasti ot 14 maya 2012 g. N 2-261 // Arkhiv Yuzhnogo raionnogo suda Ivanovskoi oblasti. 2012.

——————————————————————