Использование возможностей сети Интернет в освещении результатов работы органов внутренних дел

(Борисова С. П.)

(«Общество и право», 2011, N 4)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В ОСВЕЩЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. П. БОРИСОВА

Борисова Светлана Петровна, старший референт по особым поручениям пресс-службы Следственного комитета при МВД России.

В статье рассматриваются возможности использования сети Интернет в целях освещения результатов деятельности органов внутренних дел. Автор на основе технических характеристик Интернета показала, что именно использование интернет-СМИ позволяет значительно расширять читательскую аудиторию. В статье проанализированы формы использования сети Интернет для освещения результатов работы органов предварительного следствия МВД России.

Ключевые слова: сеть, Интернет, средства массовой информации, МВД России, информация.

In article are considered possibility of the use to network Internet in purpose of the illumination result to activity organ internal deals. The author on base of the technical features Internet has shown that exactly use internet-mass media allows vastly to increase the reader’s auditorium. In article are analyzed forms of the use to network Internet for illumination result work organ preliminary effect MIA Russia.

Key words: network, Internet, the mass media, MIA Russia, information.

Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом наиболее развитой части человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развитие глобальной информационной компьютерной сети. В конце XX в. возникло очень перспективное средство массовой информации — глобальная компьютерная сеть Интернет. Она представляет собой систему соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, объединяющих национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией.

Сегодня глобальная сеть в России стала неотъемлемой частью жизни общества, одним из важнейших рыночных инструментов. Наглядной иллюстрацией этого факта служит, прежде всего, число пользователей Интернета в России, которое постоянно растет. Каждый месяц Интернетом пользуется 13,2 млн. человек, за три месяца эта цифра увеличивается до 15 млн., а за полгода до 17,9 млн. Причем отечественная аудитория сети характеризуется достаточно высокими показателями «качества». Ведь ее составляют самые информационно активные, образованные и мобильные представители общества, которые могут адекватно реагировать на процессы, происходящие в обществе. Причем рост пользователей Интернета идет не только по экстенсивному вектору, т. е. путем простого увеличения численности аудитории, но и по интенсивному, когда увеличивается активность стабильных пользователей. Это подтверждают регулярные исследования специалистов. Перспективность интернет-аудитории как активной участницы общественных отношений стала очевидной всем, чья профессиональная деятельность связана с массовыми коммуникациями.

По данным исследования, обнародованного Фондом «Общественное мнение» в начале 2010 г., количество пользователей Интернета в России достигло 43,3 млн. человек, что составляет 37% населения страны. Эта тенденция в сочетании с ускоренными темпами распространения в регионах каналов широкополосного доступа к Интернету позволяет прогнозировать дальнейший рост популярности информационных интернет-ресурсов, тематических порталов, социальных сетей и т. д.

Интернет в России как медиа уже опередил большинство печатных изданий по объему аудитории, он является безотказным медиапроводником, потому что в нем существуют самопубликаторы, дающие стопроцентную гарантию того, что ваша информацию «выйдет в свет».

Также этот канал характеризуется скоростью распространения информации. Так, появившееся на информационном сайте сообщение может быть мгновенно растиражировано сетевыми изданиями, а затем даже печатными. Электронное коммуникативное пространство в отличие от печатного или эфирного практически не ограничено. Здесь может быть размещено сколько угодно много информации, объем которой не будет ограничен рамками эфирного времени передачи или количеством печатных знаков.

В 2002 г. стартовала Государственная программа «Электронная Россия», в задачи которой входило: совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе информационных и коммуникационных технологий; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе информационных и коммуникационных технологий; формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы и др.

В рамках данной Программы 12 февраля 2003 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым был создан официальный интернет-сайт МВД России. Это позволило обеспечить реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сегодня практически в каждом подразделении информации главных управлений, управлений МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации есть официальные интернет-сайты, на которых размещается различная правовая и статистическая информация. Это может быть информация о наиболее типичных способах совершения преступлений, советы о том, как не стать жертвой преступления, сведения о разыскиваемых лицах, памятки по сохранности имущества и другая информация, имеющая предупредительное значение. Ведомственные интернет-сайты помогают взаимодействовать с традиционными и электронными средствами массовой информации, так как СМИ проявляют повышенный интерес к Интернету как к источнику первичной информации. Это необходимо использовать как канал воздействия на журналистов. Полноценные ведомственные интернет-сайты предоставляют СМИ, в том числе электронным, документы, фото, аудио — и видеоматериалы, необходимые для формирования правильного представления о деятельности и возможностях органов внутренних дел.

Однако недостаточно размещать информацию о деятельности подразделения лишь на официальных интернет-ресурсах. Активное взаимодействие со средствами массовой информации в Интернете так же важно, как и сотрудничество с традиционными СМИ, и протекает практически по той же схеме. СМИ в Интернете включают в себя, во-первых, издания, существующие исключительно в электронной сетевой версии (например, lenta. ru), во-вторых, сайты, полностью дублирующие печатные издания (trud. ru), и, в-третьих, специальные интернет-версии печатных изданий (cosmopolitan. ru). Если еще совсем недавно существовала пропасть между печатными СМИ и сетевыми, то сегодня наблюдается их интеграция. Более того, крупные ежедневные печатные издания (например, газета «Коммерсант» commersant. ru) выставляют на своих веб-сайтах свежие выпуски, которые появляются почти одновременно с выходом газеты из типографии; даже при оформлении подписки на периодические издания у подписчика теперь есть выбор, подписаться на электронный или печатный вариант.

Особенностью интернет-СМИ является то, что информация в таком издании может появиться очень быстро (опубликование новости или статьи занимает всего несколько минут и возможно в любое время суток), а затем стремительно быть растиражирована другими средствами массовой информации.

Например, пресс-служба Следственного комитета (далее — СК) при МВД России, разместив пресс-релиз о ходе расследования уголовного дела на интернет-сайте МВД России, направляет его еще и на ленты информационных агентств «РИА-Новости», «Росбалт», «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС», «REGNUM», «Прайм-ТАСС», в интернет-издания Страна. ru, Утро. ru, Право. ru, Грани. ru, Дни. ру., Gzt. ru., Вести. ру., Взгляд, Полит. ру., КоммерсантЪ, Век.

Так, в 2009 г. пресс-службой СК при МВД России было распространено через сеть Интернет 80 пресс-релизов о деятельности подразделения, по которым в электронных СМИ (информационные агентства и интернет-издания) вышло более 5 тысяч сообщений, в 2010 г. размещено 44 пресс-релиза — вышло 4,5 тыс. сообщений. В печатных средствах массовой информации в 2009 году опубликован 361 материал, а в 2010 г. — 322 материала. Исходя из этих данных можно сказать, именно использование интернет-СМИ позволяет значительно расширять читательскую аудиторию.

Учитывая, что часть предлагаемой пользователю информации интернет-СМИ создают не сами, а копируют у своих коллег по медиа-бизнесу, причем объем «копипейста» в новостном Рунете составляет 20% от общего объема информационных сообщений, то соответственно значительно увеличивается и число читателей распространенной СК при МВД России новости.

В отчетах об организации взаимодействия со СМИ, поступающих из органов предварительного следствия в соответствии с требованиями Приказа СК при МВД России от 12 ноября 2001 г. N 319 «О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации», все чаще встречаются фразы «…основной причиной снижения показателей по публикации информации на страницах печатных СМИ и в теле — и радиоэфирах является нежелание редакций газет и телевизионных каналов освещать деятельность милиции бесплатно. Статьи профилактической направленности, по мнению ряда изданий, вообще не актуальны. Охотно публикуются только заметки о громких преступлениях, в которых лишь констатируется факт совершения правонарушения». Руководители региональных следственных подразделений нашли простой выход из создавшегося положения — размещение материалов на страницах интернет-изданий. Так, в результате целенаправленной работы при участии органов предварительного следствия в системе МВД России в 2010 г. в региональных средствах массовой информации подготовлено и опубликовано более 16,6 тыс. материалов в центральной, региональной и ведомственной прессе и около 20 тыс. материалов в электронных СМИ.

Необходимо учитывать, что происшествия, спорт, культура — именно эти темы больше всего занимают читателей интернет-СМИ. Интерес к происшествиям больше чем вдвое превышает интерес к новостям о политике. Интернет-поисковик «Яндекс» определил самые популярные запросы пользователей сети за 2010 г. Самыми популярными оказались запросы по взрывам в московском метро, которые за один день собирали более 900 тысяч запросов. На втором месте пользователей Сети очень интересовали лесные пожары, которые собирали около 500 тысяч запросов в день. На третьей позиции — Зимние олимпийские игры и более 300 тысяч запросов в день, соответственно. По данным компании Google свои комментарии на новости о расследовании уголовного дела в отношении бывших руководителей ЮКОСа оставили 304 человека, а новость о рассмотрении Госдумой договора о сокращении стратегических наступательных вооружений привлекла внимание всего 36 блогеров.

Интересны и коммуникационные схемы, когда граждане начинают общаться между собой напрямую, обсуждая то, что им предлагают государственные органы. Так, впервые в истории страны законопроект «О полиции» был вынесен на обсуждение общественности в Интернете, и часть высказанных гражданами предложений внесли в проект закона, поступивший затем в Госдуму. По окончательным подсчетам, в обсуждении Закона приняли участие 1,5 млн. человек, 33 тыс. — дали конкретные отклики, из которых 20 тысяч были конкретные предложения, принятые к рассмотрению.

Сегодня Интернет стал средством общемирового распространения информации, средой сотрудничества и общения людей в разных концах мира. В отличие от радио — и телевещания, основной функцией которых является одностороннее распространение массовой информации, Интернет представляет собой межличностный и публичный коммуникации как процесса двустороннего общения.

——————————————————————