Установлен новый Перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

УСТАНОВЛЕН НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ

К ЗАЯВЛЕНИЮ О РЕГИСТРАЦИИ (ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ) СРЕДСТВА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 18 октября 2011 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

Новым распоряжением Правительства РФ определен Перечень документов, которые заявители должны прилагать к заявлению о регистрации (перерегистрации) СМИ. Распоряжение было издано на основании поправок к Закону о СМИ, принятых этим летом, и вступит в силу с ноября. Ранее перечень указанных документов был установлен Приказом Россвязьохранкультуры, однако Верховный Суд РФ признал ряд положений данного Приказа недействующими.

6 октября Правительство РФ приняло распоряжение N 1752-р «Об утверждении Перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации» (далее — распоряжение). Данное распоряжение было издано во исполнение поправок к Закону РФ «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ), принятых в июне 2011 года [1]. Поправки вступают в силу с 10 ноября, тогда же в силу вступит и распоряжение.

В настоящее время перечень документов, которые заявитель должен приложить к заявлению о регистрации либо перерегистрации средства массовой информации, содержится в Административном регламенте исполнения государственной функции по регистрации средств массовой информации, утвержденном Приказом Россвязьохранкультуры от 22.10.2007 N 315 (далее — Регламент).

Некоторые положения Регламента в части документов, подаваемых вместе с заявлением о регистрации СМИ, были признаны Верховным Судом РФ недействующими и не подлежащими применению с момента издания [2]. В частности, Верховный Суд РФ отменил требование о предоставлении заявителем копий учредительных документов учредителя СМИ (при подаче заявления юридическим лицом) или копий учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории РФ в случае подачи заявления иностранным юридическим лицом. Данные положения Регламента были признаны не соответствующими Закону о СМИ. Поправками, принятыми в июле, Закон о СМИ в этой части был изменен.

Обращаем внимание, что распоряжение вновь устанавливает для заявителя юридического лица требование о представлении копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством порядке.

Распоряжение предусматривает ряд новых документов, которые необходимо будет подавать при регистрации (перерегистрации) средства массовой информации:

— документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право на постоянное проживание в Российской Федерации (для заявителя — иностранного гражданина или лица без гражданства);

— список участников или выписка из реестра акционеров (для заявителя — юридического лица) при учреждении телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы. Требование о представлении выписки из ЕГРЮЛ было снято. Однако заявитель может по своей инициативе представить такую выписку;

— копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при учреждении сетевого издания, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Отметим, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт органа государственной власти, регулирующий порядок регистрации доменных имен.

Правила регистрации доменных имен в зонах «.RU» и «.РФ» установлены Координационным центром национального домена сети Интернет (решение N 2011-18/81 от 05.10.2011) [3]. Координационный центр национального домена сети Интернет ведет реестр сведений о зарегистрированных доменных именах второго уровня, и сведения из этого реестра могут быть использованы для подтверждения факта регистрации доменного имени (п. 9.2.1 Правил регистрации). По запросу пользователя, на которого зарегистрировано доменное имя в Реестре, регистратор, осуществляющий поддержку этого имени, обязан предоставлять администратору хранящуюся в Реестре информацию об этом имени. При этом Правилами регистрации доменных имен не установлено, в каком виде и в какие сроки данная информация должна быть предоставлена.

Координационный центр национального домена сети Интернет действует на основании соглашения с Международной корпорацией по присвоению имен и адресов (ICANN) в качестве Администратора национальных доменов «.RU» и «.РФ» [4]. Однако в судебной практике встречается точка зрения [5], согласно которой регистрация доменного адреса в соответствии с правилами, установленными ICANN, не может быть достаточным основанием для удовлетворения иска о признании права на доменное имя, поскольку указанная регистрация не считается государственной, а ICANN является юридическим лицом по праву США.

В Законе о СМИ не прописаны последствия представления заявления о регистрации СМИ без приложения полного пакета документов. Данный Закон предусматривает два варианта негативного ответа со стороны регистрирующих органов на заявление о регистрации СМИ — заявителю могут либо отказать в регистрации, либо вернуть заявление без рассмотрения. При этом отказ в регистрации и оставление заявления без рассмотрения допускаются только при наличии оснований, предусмотренных Законом о СМИ (ст. 13). Но среди таких оснований представление неполного пакета документов не называется.

Документы:

Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1752-р «Об утверждении Перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации».

[1] Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации».

[2] Решение Верховного Суда РФ от 23.09.2008 N ГКПИ08-1598 «О признании недействующими подпунктов 31.2, 31.4, 31.5, 33.4 Административного регламента по исполнению Россвязьохранкультурой государственной функции «Регистрация средств массовой информации», утвержденного Приказом Россвязьохранкультуры от 22.10.2007 N 315″.

[3] http://cctld. ru/ru/docs/rules. php.

[4] Полномочия Координационного центра национального домена сети Интернет подтверждаются следующими документами:

Соглашение о взаимодействии между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Координационным центром национального домена сети Интернет по вопросам управления национальным доменом «.RU» от 18 февраля 2009 г.

Соглашение о взаимодействии между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Координационным центром национального домена сети Интернет по вопросам управления национальным доменом «.РФ» от 7 апреля 2010 г.

Ссылка — http://cctld. ru/ru/about/.

[5] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2009 по делу N А56-6806/2008.

——————————————————————

Название документа

Интервью: Дом, в котором мы живем

(«Эксперт-криминалист», 2011, N 4)

Текст документа

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

С. А. СМИРНОВА

Смирнова С. А., директор Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник юстиции России, лауреат премии «Юстиция» в номинации «За успехи в юридической науке и практике».

В 50-х годах прошлого века в составе Министерства юстиции РСФСР была создана целая сеть научно-исследовательских криминалистических лабораторий. В настоящий момент система государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Минюста России представлена 40 лабораториями судебной экспертизы, девятью региональными центрами судебной экспертизы и Российским федеральным центром судебной экспертизы. В сплоченный коллектив этой системы входят почти 2250 сотрудников, из которых примерно 1400 — аттестованные эксперты, пришедшие в эту профессию не ради денег, а по призванию. Подробно рассказать о деятельности экспертной службы СЭУ Минюста России редакция журнала «Эксперт-криминалист» попросила директора Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ), доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации, почетного работника юстиции России, лауреата премии «Юстиция» в номинации «За успехи в юридической науке и практике» Светлану Аркадьевну Смирнову.

Корр.: Светлана Аркадьевна, при характеристике экспертной службы Минюста России очень часто используются такие определения, как «старейшая» и «единственная независимая». Интересно, почему?

— Да, действительно. Свою историю судебно-экспертные учреждения Минюста России ведут с 28 июня 1912 г., когда Государственным советом и Государственной Думой Российской империи был одобрен Закон об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы в г. Санкт-Петербурге. А 4 июля 1913 г. был одобрен Закон об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в городах Москве, Киеве и Одессе. Поэтому летом будущего года мы будем отмечать столетний юбилей. А что касается независимости, то сформировавшаяся на сегодняшний день в Российской Федерации система государственных судебно-экспертных учреждений основана на их ведомственной подчиненности правоохранительным службам. И лишь экспертные учреждения Минюста и судебно-медицинские экспертные учреждения Минздравсоцразвития России сохранили свой статус структур, организационно независимых от правоохранительных органов.

В современных условиях такое состояние судебно-экспертной службы становится заметным тормозом на пути демократизации российского правосудия и широкого распространения его состязательных форм.

Корр.: Если все правоохранительные органы имеют собственные экспертно-криминалистические подразделения, то кто обращается за помощью к экспертам Минюста?

— Исторически лаборатории судебной экспертизы Минюста России создавались для экспертного обеспечения судов и следственных органов прокуратуры. Надо сказать, что и по сей день суды и Следственный комитет остаются нашими приоритетными заказчиками. Согласно данным статистических отчетов об экспертном производстве все основные государственные СЭУ Российской Федерации таких министерств как МВД, Минздравсоцразвития и Минюст производят вместе ежегодно не более 45 тыс. экспертиз по определениям и постановлениям судов, при этом СЭУ Минюста России (численность экспертов в которых на порядок меньше, чем в ЭКП МВД, и в 2,5 раза меньше, чем в СЭУ Минздравсоцразвития) обеспечивают подавляющую часть этого производства — 35 тыс. экспертиз ежегодно.

Основной же уставной задачей СЭУ Минюста России является производство судебных экспертиз по заданиям судов, Следственного комитета, органов внутренних дел, ФСБ, таможенных и налоговых органов и иных должностных лиц, наделенных правом назначения экспертиз, а также проведение экспертных исследований по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все без исключения названные правоохранительные органы являются постоянными и основными заказчиками судебных экспертиз, и без СЭУ Минюста они вряд ли смогли бы успешно функционировать. Научно-технический экспертный профиль СЭУ Минюста — самый широкий в России по сравнению с другими государственными экспертными учреждениями различных ведомств. Некоторые виды судебных экспертиз проводятся только в СЭУ Минюста — строительно-техническая, финансово-экономическая (в т. ч. с целью определения признаков преднамеренного банкротства), психологическая, лингвистическая (в т. ч. с целью определения наличия признаков экстремизма), товароведческая, экологическая и др.

Как уже было отмечено, СЭУ Минюста не находятся в подчинении у правоохранительных структур, а являются независимыми, что положительно сказывается на объективности и непредвзятости заключений их экспертов. Именно поэтому по большинству политически и социально значимых дел в длинной цепочке экспертиз, проведенных в различных ведомствах, последнее слово остается за экспертами СЭУ Минюста. В отличие от выполняемых в других ведомствах оперативных справок или «мини-заключений» эксперта, занимающих одну-две страницы и имеющих соответствующую доказательственную значимость, заключения судебных экспертов системы Минюста представляют собой полноценное научно обоснованное доказательство объемом в несколько десятков страниц.

Корр.: Одним из основных заказчиков экспертиз в СЭУ Минюста является Следственный комитет России. Для чего же ему понадобилось «свое» экспертное подразделение?

— Интересный вопрос, учитывая, что на него очень подробно вашему журналу уже отвечал руководитель Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации Ю. И. Леканов (N 3, 2010). Очевидно, что результат следственной работы во многом зависит от качества и оперативности экспертно-криминалистического обеспечения расследования. И если с проведением судебных экспертиз по заданиям Следственного комитета СЭУ Минюста в целом справляются, то выполнение предварительных или оперативных исследований выходит за рамки их компетенции и возможностей.

Например, зачастую перед назначением судебно-бухгалтерской или финансово-экономической экспертизы следователю необходимо провести сплошную ревизию бухгалтерской документации хозяйствующего субъекта. Судебный эксперт Минюста не может ее проводить, потому что это будет противоречить Федеральному закону от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»: получится, что он сам собирает материалы для производства судебной экспертизы, а ст. 16 указанного Закона это явным образом запрещает. Да и возможностей у СЭУ Минюста для осуществления подобной деятельности практически нет: слишком высока экспертная нагрузка.

Таким образом, создание в Следственном комитете экспертно-криминалистических подразделений можно только приветствовать. Надеюсь, что они будут оказывать реальную практическую помощь следователям, проводя предварительные исследования и собирая материалы для назначения экспертиз. В перспективе подобная помощь существенно повысит информативность самих судебных экспертиз и увеличит процент категорических выводов по результатам исследований.

Однако проведение именно судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях Следственного комитета не представляется целесообразным, ведь сторона защиты всегда будет обвинять экспертов в необъективности и защите интересов ведомства, в составе которого они работают. Подобное положение не только не будет способствовать быстрому и объективному отправлению правосудия, а скорее приведет к необходимости назначения дополнительных и повторных экспертиз в других организациях, что только затянет сроки следствия или рассмотрения дела в суде.

Формирование и воспитание профессионального экспертного коллектива, имеющего свою историю, традиции, индивидуальный «почерк», — это долгая и кропотливая работа. Новому экспертному подразделению следует пожелать терпения и удачи на предстоящем нелегком пути. А оценивать результативность нового «криминалистического проекта» можно будет лишь через 5 — 10 лет.

Корр.: Кстати, если говорить о формировании профессионального экспертного коллектива, то как в СЭУ Минюста России проходит подготовка экспертов?

— В СЭУ Минюста на протяжении нескольких десятилетий реализуется специальная программа подготовки экспертов по отдельным экспертным специальностям. Данный способ обучения экспертов теперь используется практически всеми ведомствами, имеющими свои СЭУ. На настоящий момент в СЭУ Минюста подготовка государственных судебных экспертов осуществляется по 56 экспертным специальностям в соответствии с программами, утвержденными приказами Минюста России.

Обучение эксперта происходит в течение полугода — года, как правило, под руководством наставника — эксперта с большим опытом практической работы. Необходимо отметить, что соискатель на должность государственного судебного эксперта должен иметь высшее профессиональное образование. Завершившие соответствующую подготовку сотрудники СЭУ Минюста проходят аттестацию, процедура которой подробно описана в Положении об аттестации экспертов в государственных СЭУ Минюста России на право самостоятельного производства судебных экспертиз, утвержденном Приказом Минюста России от 12 июля 2007 г. N 142. Уровень подготовки работника оценивается специально созданными для этих целей постоянно действующими экспертно-квалификационными комиссиями (ЭКК), состав которых утверждается соответствующими приказами Минюста России. ЭКК в основном состоят из опытных экспертов системы СЭУ Минюста, однако в них могут включаться и сотрудники иных учреждений, например НИИ, вузов. В РФЦСЭ действует Центральная ЭКК, а в региональных центрах судебной экспертизы — зональные ЭКК.

В случае успешной сдачи экзамена сотрудник получает квалификацию государственного судебного эксперта по конкретной экспертной специальности с правом самостоятельного производства соответствующих экспертиз в течение пяти лет. По истечении этого срока ЭКК либо продлевает эксперту соответствующее право на последующие пять лет, либо лишает его этого права. Основаниями для лишения могут быть как грубое или неоднократное нарушение работником норм процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность, так и низкая оценка квалификации работника комиссией при очередном рассмотрении вопроса о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз.

Действующая в РФЦСЭ как головном научно-методическом центре СЭУ Минюста России Центральная ЭКК рассматривает более 260 аттестационных дел экспертов в год.

В СЭУ Минюста также отлажена система последующего повышения квалификации экспертов посредством стажировок, семинаров, школ и специальных курсов. В год только в РФЦСЭ в среднем обучается, включая стажировки, свыше 300 экспертов, что составляет более 20% от общей численности экспертного состава СЭУ, а ведь аналогичная работа ведется и региональными СЭУ.

В целях контроля и повышения качества экспертного производства в СЭУ на регулярной основе выполняется методическое рецензирование наблюдательных производств. Так, только в РФЦСЭ ежегодно рецензируется свыше 1500 наблюдательных производств экспертных заключений.

Корр.: Каковы функции РФЦСЭ как головного научно-методического центра системы СЭУ Минюста России?

— Наряду с большим объемом экспертного производства (в 2010 г. было выполнено 5985 судебных экспертиз и экспертных исследований) РФЦСЭ успешно выполняет возложенные на него функции головного научно-методического центра системы СЭУ Минюста России. В целях обеспечения единого научно-методического подхода РФЦСЭ проводит научные исследования, посвященные актуальным проблемам развития традиционных видов криминалистических экспертиз и становлению новых экспертных направлений, востребованных практикой судопроизводства.

Так, до конца этого года ожидается выпуск следующих методических материалов: словаря основных терминов судебной экспертизы, методических пособий по компьютерно-технической и строительно-технической экспертизе; методического письма по финансово-кредитной экспертизе; методических рекомендаций по судебно-технической экспертизе, криминалистической экспертизе материалов, веществ и изделий, строительно-технической экспертизе, а также справочного пособия по судебно-технической экспертизе документов. В научно-исследовательских разработках наряду с РФЦСЭ принимают участие многие региональные СЭУ Минюста. Результаты этих разработок проходят процедуру приемки, рецензируются, обсуждаются на научно-методических секциях, решением которых рекомендуются к внедрению в практику.

В РФЦСЭ также функционируют Ученый совет, Научно-методический совет, аспирантура. Среди работников РФЦСЭ — 14 докторов и 54 кандидата наук. Выпускается авторитетный научно-теоретический журнал «Теория и практика судебной экспертизы», рассылаемый по всем странам ближнего и ряду стран дальнего зарубежья. Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, формируемый Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Кроме того, РФЦСЭ при Минюсте России оказывает значительную научно-методическую помощь экспертам посредством организации и проведения всероссийских школ и семинаров. Так, в первом полугодии 2011 г. состоялись семинары по актуальным вопросам экспертизы маркировочных обозначений (на базе Северо-Западного РЦСЭ); развитию новых видов и направлений судебной экспертизы (на базе Южного РЦСЭ). Во втором полугодии пройдут всероссийские семинары по судебной строительно-технической экспертизе (на базе Средне-Волжского РЦСЭ), актуальным проблемам судебно-экологической экспертизы, современным проблемам криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий (на базе Краснодарской лаборатории судебной экспертизы) и школа по современному исследованию лакокрасочных материалов и покрытий при ремонтной окраске легковых автомобилей (на базе РФЦСЭ). По итогам семинаров принимаются рекомендации, согласно которым намечаются пути развития методического и инструментального обеспечения обсуждаемых направлений экспертной деятельности.

В настоящее время РФЦСЭ ведет работу по переработке и обновлению программ подготовки экспертов СЭУ Минюста, результаты которой планируется представить в Минюст России в ближайшее время.

На регулярной основе в РФЦСЭ анализируются материалы обобщений практики СЭУ Минюста России и других ведомств (при их предоставлении) в целях прогнозирования тенденций дальнейшего развития родов и видов судебной экспертизы; формируется перспективная тематика НИР в области судебной экспертизы.

Как видите, ведется очень большая научно-теоретическая и научно-практическая работа. Ее эффективность обеспечивается тем, что РФЦСЭ одновременно является и действующим экспертным учреждением, осуществляющим производство экспертиз, и научно-исследовательским центром, разрабатывающим теоретические основы судебной экспертизы.

Разработка различных методик исследований ведется СЭУ и других ведомств, однако основы теории судебной экспертизы были заложены именно Всесоюзным научно-исследовательским институтом судебных экспертиз СССР, и РФЦСЭ продолжает развивать теоретический базис судебной экспертизы, потому что без терминологии, классификации экспертных задач и видов судебных экспертиз, определения границ компетентности эксперта, самого понятия «специальные знания» и т. д. судебная экспертиза перестанет существовать как процессуальное явление.

Корр.: А как оценивается теоретическая подготовка судебных экспертов Минюста России зарубежными коллегами?

— Очень высоко. РФЦСЭ активно осуществляет международную деятельность в рамках Комиссии по судебной экспертизе при Совете министров юстиции государств — членов ЕврАзЭС и в ходе сотрудничества с Европейской сетью судебно-экспертных учреждений (ENFSI).

Комиссией по судебной экспертизе при Совете министров юстиции определены практические мероприятия по интеграции судебно-экспертных учреждений ближнего зарубежья по решению задач Таможенного союза. Важным результатом этой работы явилось утверждение на 17-м заседании Совета министров юстиции ЕврАзЭС, прошедшем в мае этого года в г. Санкт-Петербурге, единого перечня родов и видов судебной экспертизы и соответствующих программ подготовки экспертов, а также регламентов Системы менеджмента качества СЭУ министерств юстиции государств — членов ЕврАзЭС. И в качестве основы этих документов были взяты разработки РФЦСЭ.

Кроме того, в 2011 г. на ежегодной конференции ENFSI в г. Таллинне уточнялись стратегические пути модернизации научно-методического обеспечения судебной экспертизы и приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов в этой области. Этому был посвящен очередной проект РФЦСЭ по аккредитации судебно-экспертных лабораторий по стандарту ИСО 17025. В январе этого года впервые в России прошла аккредитация лабораторий судебной компьютерно-технической экспертизы РФЦСЭ и Северо-Западного РЦСЭ. В настоящее время идет активная подготовка к расширению области аккредитации РФЦСЭ и других СЭУ Минюста России. Успешность этого проекта была заложена РФЦСЭ еще в начале 90-х годов прошлого века, когда велись научные исследования по возможности паспортизации и стандартизации научно-методического обеспечения СЭУ Минюста и других ведомств.

Корр.: При столь значительном объеме научной, методической и координирующей работы какова реальная ситуация со сроками производства экспертиз в СЭУ Минюста и, в частности, РФЦСЭ?

— Как уже было сказано, в системе СЭУ Минюста России занято более 1400 аттестованных экспертов. Только за один год они выполняют около 90 тыс. судебных экспертиз, что существенно превышает утвержденные Минюстом России нормы экспертной загрузки.

Таким образом, резкое несоответствие возросших потребностей судов и правоохранительных органов в производстве судебных экспертиз, а в последнее время и экспертных исследований по материалам проверок о совершении преступлений привело к тому, что в очереди у одного эксперта может находиться более 20 экспертиз одновременно, что не может не сказаться на сроках их выполнения. Сроки производства экспертиз по некоторым наиболее востребованным видам экспертиз в РФЦСЭ составляют от трех месяцев (строительно-технические, почерковедческие, комплексные психолого-лингвистические, например). Однако, Приказом Минюста России от 20 апреля 2005 г. N 45 в СЭУ Минюста закреплен приоритетный порядок производства судебных экспертиз по уголовным делам, поэтому сроки производства по данной категории дел в большинстве СЭУ соответствуют потребностям правоприменителей.

Корр.: Каким видится выход из сложившейся ситуации с постоянным превышением норм экспертной загрузки экспертов Минюста и, соответственно, сроков проведения экспертиз?

— Данную проблему можно решить за счет кардинального увеличения штатной численности экспертов всех СЭУ Минюста России. Для каждого учреждения она должна определяться количеством судей и следователей в их регионе.

Сокращению сроков может также способствовать более активное привлечение судами к производству судебных экспертиз экспертов негосударственных СЭУ, например, при судебном разбирательстве гражданских дел. В связи с этим надо отметить, что суды неохотно прибегают к услугам негосударственных экспертов и экспертных организаций. Причина заключается в сомнениях относительно надлежащей квалификации работающих там экспертов. И для этого есть объективные основания: проведенное РФЦСЭ в 2010 г. обобщение практики производства повторных судебных экспертиз установило, что 78% повторных экспертиз, выполненных в СЭУ Минюста, не подтвердили выводы первичных экспертиз, проведенных частными экспертами и организациями. В первом полугодии 2011 г. этот показатель составил 85%.

Принимая во внимание важность решения вопроса о производстве судебных экспертиз компетентными лицами, многочисленные обращения судебных органов, а также указанные выше сложности с кадровым обеспечением государственных СЭУ, Минюстом России было принято решение об организации добровольной сертификации компетентности негосударственных экспертов в СЭУ Минюста России (распоряжение Минюста России от 27 октября 2010 г. N 9105-р). Система сертификации предполагает создание специальных экспертных комиссий, в состав которых помимо экспертов СЭУ Минюста войдут и представители судебных и правоохранительных органов. Задача таких комиссий состоит в осуществлении независимой и квалифицированной оценки компетентности негосударственных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности и выдаче соответствующего сертификата на срок до пяти лет.

На данный момент РФЦСЭ аккредитовал восемь региональных центров в качестве органов по добровольной сертификации компетентности негосударственных экспертов. В Минюсте России по представлению РФЦСЭ уже утверждены положение об оплате процедуры сертификации и форма типового договора на сертификацию. В настоящее время проводится разработка процедуры продления срока действия сертификатов по территориальной зоне, обслуживаемой РФЦСЭ. Аналогичная работа будет выполняться в региональных центрах судебной экспертизы с осени 2011 г.

Корр.: Уважаемая Светлана Аркадьевна, позвольте поблагодарить Вас за интересную беседу и полезную для читателей журнала информацию. В этом году отмечалось 100-летие преподавания криминалистики в России, а в следующем году нас ждет еще один юбилей, о котором Вы упомянули, — 100-летие со дня основания государственной судебно-экспертной службы. Хорошо, что развитие криминалистики и судебной экспертизы сегодня по-прежнему является приоритетной задачей СЭУ Минюста России. В преддверии знаменательной даты разрешите от имени Издательской группы «Юрист» пожелать Вам и Вашим коллегам новых свершений в работе, благополучия и процветания!

По поручению ИГ «Юрист»

беседу вела М. А. Бочарова

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *