Деятельность правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности на предприятиях строительного комплекса региона

(Маркова С. В.)

(«Общество и право», 2011, N 5)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

С. В. МАРКОВА

Маркова Светлана Владимировна, соискатель кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России.

В статье рассмотрена необходимость совершенствования деятельности правоохранительных органов по противодействию криминализации предприятий строительной отрасли экономики, что положительно повлияет на устойчивость и экономическую безопасность регионального строительного комплекса.

Ключевые слова: экономическая безопасность, криминализация, региональный строительный комплекс, алгоритм действий правоохранительной системы.

In article is considered need of the improvement to activity law-enforcement organ on reluctance criminalization enterprise to building branch of the economy that will positively influence upon stability and economic safety of the regional building complex.

Key words: economic safety, criminlization, regional building complex, algorithm law-enforcement system action.

В настоящее время в строительном секторе экономики происходят коренные преобразования, которые прежде всего обусловлены практическим осуществлением приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Эти преобразования, как показывает проведенное нами исследование, сопровождаются дальнейшим ростом криминальных посягательств на собственность и имущество регионального строительного комплекса (РСК).

На рост преступности влияют многие факторы, в том числе функционирование самого строительного комплекса в сложных экономических условиях, обусловленных финансово-экономическим кризисом, дефицитом финансовых ресурсов в отрасли, слабой материально-технической базой отрасли, невысоким платежеспособным спросом населения, низким уровнем менеджмента, отсутствием законодательных гарантий прав собственности.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что на этом общем фоне весьма «живучей» оказалась мотивация — «урвать» для себя любой ценой как можно больше материальных благ. К тому же, существующая бесхозяйственность и практически полное разрушение системы контроля за сохранностью материально-технических ценностей открывают большие возможности как для противоправного «перелива» государственного имущества в частные формы, так и прямых хищений. Правовой нигилизм, повседневно поощряемое современными условиями чувство вседозволенности усиливают вероятность криминализации в РСК.

Правоохранительными органами из года в год выявляется значительное количество преступлений экономической направленности, причиняющих ущерб хозяйствующим субъектам в крупном и особо крупном размерах.

Структура выявленных преступлений характеризуется тем, что наряду с традиционными, стали совершаться новые виды преступлений, своевременное обнаружение которых сопряжено с большими сложностями и трудностями. Обратимся к самой структуре. В числе зарегистрированных преступлений доминируют факты совершения хищений путем присвоения, растраты и мошенничества, незаконного предпринимательства, преднамеренного или фиктивного банкротства, уклонения от уплаты налогов, нецелевого расходования бюджетных средств, незаконного получения кредита, коммерческого подкупа, а также взяточничества.

Многолетняя практика убедительно доказала, что деятельность по противодействию криминальным проявлениям в строительном комплексе давала хорошие результаты лишь тогда, когда она была организована с учетом производственно-хозяйственных, технологических и иных особенностей предприятий данной отрасли, а также механизма экономических и налоговых преступлений. Вот как, в частности, определяет понятие «механизма» вообще профессор А. М. Кустов. Он пишет: «Под механизмом преступления следует понимать систему процессов взаимодействия участников преступления, как прямых, так и косвенных, между собой и с материальной средой, сопряженных с использованием соответствующих орудий, средств и иных отдельных элементов обстановки. Механизм преступления закономерно обусловливает возникновение криминалистически значимой информации о самом преступлении, его участниках и результатах» [1. С. 15]. Организуя работу по противодействию, ни в коей мере нельзя игнорировать научные разработки и практические рекомендации, подготовленные на основе обобщения положительного опыта. В противном случае материальные, людские и иные затраты, связанные с предотвращением криминальных посягательств, оказываются весьма ощутимыми, а результаты деятельности — неутешительными.

Анализ существующей практики указанного вида деятельности свидетельствует о наличии определенных недостатков в правовом и организационном его обеспечении. В этой связи нуждается в теоретическом обосновании современный подход к разработке системы противодействия экономической преступности в РСК.

На наш взгляд, можно сформулировать следующее определение противодействия правоохранительных органов криминальным проявлениям в строительном секторе экономики. Это особый вид правоохранительной деятельности, основанный на законодательных и иных нормативных правовых актах и осуществляемый работниками правоохранительных органов посредством разработки и принятия административно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных, криминологических и иных мер, направленных на своевременное выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование экономических и налоговых преступлений. В этом смысле противодействие и выступает как действенный фактор экономической безопасности рассматриваемого сектора экономики.

Организация деятельности правоохранительных органов по противодействию криминальным проявлениям в строительном секторе экономики включает в себя множество элементов, без которых рассматриваемая деятельность теряет всякий смысл. Среди элементов организации структурному обеспечению деятельности по противодействию экономической преступности отводится значительное место. Практическая реализация этой функции во многом зависит от наличия в структуре правоохранительных органов специализированного подразделения. Отдельные виды правоохранительных органов (органы безопасности, внутренних дел, а также таможенные органы) в своем составе имеют подобные подразделения, конкретные задачи и функции которых определены соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.

Как известно, в настоящее время на всех уровнях управления (федеральном, окружном, региональном и муниципальном) имеются специализированные подразделения по данной линии работы. Так, в центральном аппарате МВД России создано самостоятельное структурное подразделение — Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России). Данный Департамент является подразделением криминальной полиции, выполняющим функцию головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.

Оперативным подразделением криминальной полиции, непосредственно подчиненным ДЭБ МВД России, выступают оперативно-розыскные бюро (ОРБ), которые осуществляют борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями, носящими межрегиональный или международный характер либо вызывающими большой общественный резонанс.

МВД России рассматривает необходимость защиты средств федерального бюджета, выделяемых на развитие строительного сектора экономики, от преступных посягательств как одно из приоритетных направлений своей деятельности. И оно требует от руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и подразделений экономической безопасности осуществления в этих целях конкретных действий, обеспечивающих:

своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием, тенденциями, прогнозированием развития криминогенной ситуации в строительной отрасли экономики и выявлением на ее объектах возможностей незаконного завладения бюджетными средствами. При этом особое внимание следует обращать на использование современных методик оценки оперативной обстановки и криминологического прогнозирования, результаты социологических исследований;

выработку упреждающих мер по пресечению фактов преступных посягательств в сфере финансирования хозяйствующих субъектов в строительной отрасли, устранение условий, их порождающих, на основе прогнозирования развития ситуации в этой отрасли экономики;

комплексное использование всех сил и средств при выявлении и раскрытии указанных преступлений, определение наиболее рациональных форм и методов взаимодействия подразделений БЭП с другими службами ОВД, выбор тактики проведения совместных мероприятий;

взятие под особый контроль работы по материалам и оперативному сопровождению уголовных дел, возбужденных по фактам хищений или нецелевого расходования бюджетных средств.

В системе ОВД головной службой по организации деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступлений выступают подразделения экономической безопасности (ЭБ), а потому основная нагрузка в решении данной задачи ложится именно на эти подразделения, руководители которых несут персональную ответственность за состояние дел. Одновременно осуществляется поиск наиболее эффективных форм и методов работы подразделений ЭБ на основе изучения складывающейся криминогенной ситуации, оперативно-служебной деятельности, судебно-следственной практики, а также зарубежного опыта. Разумеется, формы и методы должны быть адекватны складывающейся криминогенной ситуации в строительном секторе экономики.

Как показывает изучение деятельности правоохранительных органов, последние остро нуждаются в действенном механизме противодействия преступности в сфере экономики, ибо традиционные формы и методы противодействия во многом утратили былую остроту и эффективность. В этом плане весьма убедительными, на наш взгляд, являются доводы, приводимые Н. Н. Морозовым. Вот что он пишет: «Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства и многие другие проблемы требуют от системы МВД России оперативной модернизации — приведения системы в состояние, позволяющее не только обеспечивать общественную безопасность, но и гарантировать экономическую безопасность личности, общества и государства» [2].

Мы разделяем мнение тех авторов, которые предлагают примерный вариант механизма противодействия экономической и налоговой преступности [3. С. 59 — 63]. Механизм такого противодействия ими рассматривается как системное образование, состоящее из определенных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих в совокупности его структуру. Отметим, что элементы системы определенным образом упорядочены, взаимодействуют между собой и вступают в определенные связи, отношения. Основными элементами рассматриваемого механизма авторы считают мониторинг за состоянием оперативной обстановки, моделирование деятельности по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, поиск наиболее оптимального варианта организационно-структурного построения деятельности подразделений ЭБ.

Противодействие правоохранительных органов криминальным проявлениям предполагает разработку и принятие комплекса мер (действий) по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению преступлений экономической направленности.

Уголовно-правовые, криминологические, криминалистические, а также экономические меры, по нашему мнению, в настоящее время являются определяющими, что вполне укладывается в рамки изучаемой проблемы.

Исследование проблемы противодействия криминальным проявлениям (с точки зрения экономической безопасности) преследует прежде всего цель выработки механизма такого противодействия, включающего в себя следующие взаимосвязанные, на наш взгляд, элементы:

научно обоснованные тенденции и закономерности развития строительного сектора в условиях всеобщей криминализации экономики. Создание на этой основе системы мониторинга строительной отрасли экономики. Данная система, на наш взгляд, вполне могла бы «обнаружить» факты потенциально возможного осуществления инвестиционных проектов с участием криминальных капиталов, что минимизирует оборот и легализацию криминальных капиталов в экономику рассматриваемой нами отрасли;

совокупность правовых и экономических условий, исключающих криминализацию отношений в строительной отрасли (прежде всего финансово-хозяйственной деятельности), легализацию капиталов криминального происхождения в строительном секторе, финансовые операции с подобного рода активами, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов;

система обеспечения инвестиционной безопасности, основанная на научном осмыслении взаимосвязи между развитием строительного сектора и использованием для этой цели инвестиций криминального и некриминального происхождения. Данная система наряду с другими составными частями включает в себя и закономерности использования инвестиций, позитивные и негативные факторы воздействия на упрочение рыночных отношений в строительном секторе экономики;

методы и формы разрешения конфликтов и кризисных ситуаций, вызванных привлечением и использованием в отдельных секторах строительной отрасли криминальных капиталов. Для этого задействуются различные способы и методы, в том числе информационно-аналитическая технология, которая является основой мониторинга оборота и легализации криминальных капиталов в строительном секторе путем качественного улучшения систем и процедур учета, анализа, прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования экономического развития названной отрасли экономики;

совокупность выявленных причин превращения криминальных инвестиций в важнейший фактор обострения противоречий современного рыночного хозяйства;

экономическую безопасность как действенное средство защиты интересов строительных предприятий от инвестиционного воздействия криминальных капиталов. При этом процесс криминализации строительных отношений становится более управляемым;

система эффективного контроля. В противовес криминальной инвестиционной экспансии организованных преступных групп создается мощная система контроля, противодействующая криминальным угрозам экономической безопасности строительной отрасли.

Одним из основных направлений совершенствования деятельности правоохранительных органов по противодействию криминальным проявлениям в РСК является информационное обеспечение. Данная функция организации рассматриваемой деятельности предполагает получение, обработку, накопление и предоставление необходимой информации ее потребителям, осуществляемые с применением современных информационных технологий, с целью оказания противодействия криминальным элементам, орудующим в РСК.

Изучение практики показывает, что информационные массивы в формате баз данных позволяют правоохранительным органам разрабатывать на базе средств электронно-вычислительной техники и использовать в их деятельности современные информационные технологии и автоматизированные информационные системы.

Проведенное нами исследование показывает, что преступные действия лиц, совершающих на объектах строительного комплекса экономические преступления, как правило, отражаются в документах бухгалтерского учета и отчетности, влекут различные противоречия. Разумеется, на процесс отражения материальных следов во многом сказывается способ совершения экономического преступления и его сокрытия. Акты документальной проверки и ревизии, будучи формой фиксации результатов проверочной деятельности, могут также содержать интересующую работников правоохранительных органов информацию. К тому же любая финансово-хозяйственная операция находит свое отражение в бухгалтерских документах.

С целью совершения и сокрытия преступлений экономической направленности преступники нередко изготавливают подложные документы, которые мало отличаются от подлинных. Однако и они обнаруживаются путем установления противоречий (с использованием методов встречной проверки и взаимного контроля) в содержании нескольких взаимосвязанных документов [4. С. 80 — 84].

Не случайно особое внимание обращают практические работники правоохранительных органов на формирование информационных ресурсов.

В научной литературе высказано мнение о том, что уже сегодня «требуется осуществить переход от технологии обособленных сборов информации, характеризующей показатели по труду, продукции, фондам, финансам и другим элементам воспроизводства к интегрированным технологиям, когда основные экономические индикаторы безопасности предприятий, личности и общества будут собираться в комплексе при соблюдении требований организационного единства. Это позволит обеспечить количественную и качественную сопоставимость показателей, упростит системы их сбора, обработки и анализа» [5. С. 13].

Экономическая безопасность РСК, как нам представляется, в условиях криминализации остро нуждается в информационной поддержке в виде своеобразной системы, состоящей из совокупности мониторингов, призванных решать следующие основные задачи:

обеспечение для принятия управленческих решений информации, характеризующей социально-экономическое положение РСК (трудовые ресурсы; организационно-правовые формы хозяйствования; доля малого предпринимательства; источники и объемы финансирования; кредитные ресурсы; объем иностранных инвестиций, производимой строительной продукции, ее реализации; средний размер зарплаты; обеспеченность доступным жильем молодых специалистов (или их семей) и т. п.;

постоянное изучение и анализ внутренних и внешних угроз инвестиционной и экономической безопасности;

доведение до потребителей обобщенных сведений о состоянии материально-технической и сырьевой базы хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли экономики;

аккумулирование данных, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности строительных предприятий, экспортно-импортных операций, инвестиционных конкурсов и аукционов.

Один из вариантов мониторинга экономической безопасности, его содержание и этапы предложен в научной литературе [5. С. 14]. На наш взгляд, он может быть использован в РСК. Этот вариант мониторинга состоит из следующих этапов:

1) идентификация объекта мониторинга;

2) формирование системы показателей оценки экономической безопасности объекта мониторинга;

3) сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга;

4) выявление (определение) факторов, характеризующих перспективные направления развития объекта мониторинга;

5) моделирование и формирование сценариев или стратегий развития объекта мониторинга;

6) расчет технико-экономических показателей объекта мониторинга на всю глубину прогнозного периода;

7) проведение анализа показателей экономической безопасности объекта мониторинга на всю глубину прогнозного периода;

8) разработка предложений и реализация мер по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности объекта мониторинга.

Как нам представляется, использование приведенного алгоритма мониторинга позволит прогнозировать процесс обеспечения экономической безопасности РСК.

Мониторинг экономической безопасности РСК, на наш взгляд, призван помочь решать не только задачи экономического плана, но и те, которые стоят перед правоохранительными органами.

С его помощью, в частности, могут быть решены следующие основные задачи:

воспрепятствование нецелевого расходования бюджетных средств, направляемых на развитие отрасли по линии приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»;

перекрытие каналов поступления материальных и финансовых ресурсов, выделяемых для строительной отрасли, в распоряжение организованных преступных сообществ;

обеспечение поступления в строительные предприятия инвестиций только из законных источников и по контролируемым каналам;

своевременное получение и проверка информации о фактах криминального передела собственности в РСК, в том числе путем недружественного поглощения;

выведение из-под контроля организованных преступных групп малых форм бизнеса;

недопущение возможности совершения криминальных операции в строительном секторе с полученными незаконным образом доходами в форме финансовых и материальных ресурсов;

своевременное пресечение фактов личного либо кланового обогащения лидеров организованных преступных групп, контролирующих сферу малых форм хозяйствования, за счет совершения финансовых мошеннических операций с использованием так называемых фирм-однодневок.

Успешное решение названных задач во многом зависит от того, насколько последовательно реализуется при осуществлении мониторинга принцип непрерывности наблюдения за состоянием экономики строительного сектора с учетом фактического положения и тенденций его развития, а также наличия всесторонне выверенной политики в строительной отрасли.

Не менее важным направлением совершенствования деятельности правоохранительных органов по противодействию криминальным проявлениям, как показывает проведенное нами исследование, является моделирование отдельных направлений их деятельности.

В последнее время моделированию правоохранительной деятельности придается большое значение. Так, Н. Н. Калинина предлагает в целях противодействия криминальным капиталам шире использовать аналитическое моделирование криминальных процессов в региональных производственных комплексах, а также для изучения закономерностей развития этих комплексов в условиях воздействия криминальных капиталов применять методы экономико-математического моделирования [6. С. 5 — 6].

Моделирование, как нам представляется, преследует цель разработки типовой методики, содержащей в себе алгоритмы действий, например, сотрудников подразделений ЭБ по выявлению и раскрытию экономических и налоговых преступлений.

Для того чтобы выявить преступление, следует заблаговременно разработать ряд последовательно осуществляемых действий, т. е. алгоритм его «раскрутки». Как нам представляется, такая деятельность легко поддается моделированию, что значительно облегчает работу сотрудников подразделений ЭБ при выявлении ими, например, экономических преступлений на объектах строительного комплекса. Каждой типичной криминальной ситуации соответствует своя модель. При этом, на наш взгляд, важно понимать, что действия сотрудников ЭБ при однотипных ситуациях во многом схожи. Следовательно, существует реальная возможность их алгоритмизации.

Представляется, что разработка моделей — наиболее перспективное направление повышения эффективности деятельности подразделений ЭБ. Зная алгоритм действий, сотрудникам ЭБ остается лишь накладывать на ту или иную ситуацию перечень заранее им известных действий, чтобы своевременно и быстро выявлять преступления и лиц, их совершивших. Такая форма работы намного облегчает труд оперативных работников, помогая избежать им возможных ошибок.

Практическим работникам правоохранительных органов в своей повседневной деятельности приходится сталкиваться с множеством криминальных ситуаций. Поэтому при разработке моделей возникают большие сложности, связанные с их обобщением и систематизацией.

Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что принципиальное построение модели предполагает проецирование (наложение) механизма совершения возможных либо совершаемых преступлений на структурно-организационные и экономические сведения об отрасли (объекте) с последующим определением на основе нормативно и эмпирически установленных функций аппаратов служб БЭП рациональных мер комплексного использования имеющихся сил, средств и методов.

Таким образом, под моделированием следует понимать процесс познания экономических преступлений в строительном секторе и механизма их совершения посредством построения модели (образного информационного представления о них).

Таким образом, представляется возможным сделать некоторые выводы.

1. В настоящее время в системе противодействия криминализации РСК важное место занимают правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с криминальными проявлениями в сфере экономических отношений в строительной отрасли.

2. Противодействие, оказываемое криминальным проявлениям в РСК, включает в себя систему разноплановых мер воздействия на экономическую среду, конкретные криминальные проявления и лиц, их совершивших. По нашему мнению, отдельно взятые меры не могут дать положительный эффект, тут работает только системное их применение с учетом специфики объекта воздействия. Кроме того, мы считаем, что одним из основных условий повышения их эффективности является организация взаимодействия и координация деятельности всех правоохранительных органов в решении единой задачи — декриминализации строительного сектора экономики.

3. Деятельность правоохранительных органов в указанном направлении остро нуждается в информационном обеспечении (процесс получения, обработки, накопления и предоставления информации об интересующем объекте ее потребителям, осуществляемый с использованием современных информационных технологий). Информационное обеспечение, опирающееся на возможности информационно-поисковых систем, мониторинга, баз данных (информационный массив), контролирующих информационных технологий и иных государственных органов, как показывает многолетняя практика, создает реальные условия для принятия решительных мер по декриминализации РСК, борьбе с конкретными криминальными проявлениями на объектах строительной отрасли.

4. Целям совершенствования деятельности по противодействию криминализации РСК служит система моделирования, представляющая собой вид деятельности, преследующей цель разработки типовой методики, содержащей в себе алгоритмы действий работников правоохранительных органов по противодействию криминальным проявлениям в строительной отрасли экономики.

Литература

1. Кустов А. М. Теоретические основы криминалистического учения о механизме преступления: Монография. М., 1997. С. 15.

2. Морозов Н. Н. Департамент экономической безопасности МВД России как субъект обеспечения защиты национальных интересов в области экономики: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2006.

3. Иванов П. И., Скуртул А. А. Организация подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел защиты экономических интересов государства от преступных посягательств // Труды Академии управления МВД России. М., 2007. N 3. С. 59 — 63.

4. Сатуев Р. С. Технология следственного осмотра документов бухгалтерского учета по преступлениям экономической направленности // Труды Академии управления МВД России. М., 2007. N 4. С. 80 — 84.

5. Горошко И. В., Бок А. А. Мониторинг в системе экономической безопасности // Труды Академии управления МВД России. М., 2007. N 4. С. 13.

6. Калинина Н. Н. Противодействие правоохранительных органов криминальным капиталам как фактор экономической безопасности регионального строительного комплекса: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2005. С. 5 — 6.

——————————————————————