Актуальные вопросы формирования организационно-правовых условий для эффективного функционирования электронного муниципалитета. Опыт муниципального образования г. Рязань

(Холопов В. А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2012, N 1) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУНИЦИПАЛИТЕТА. ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. РЯЗАНЬ

В. А. ХОЛОПОВ

Холопов В. А., профессор кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории РГРТУ, заместитель председателя городской Думы, Главы муниципального образования г. Рязань.

Создание электронного муниципалитета предполагает трансформацию внутренних и внешних отношений органов местного самоуправления на основе использования информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день одной из важнейших задач является определение приоритетов, принципов и направлений реализации единой политики городской администрации в сфере формирования и использования единого информационно-коммуникационного пространства Администрации города Рязани в соответствии с задачами модернизации системы административного управления и в целях ускорения социально-экономического развития города Рязани. Конечной целью процесса является создание электронного муниципалитета как новой формы организации взаимодействия городской власти и гражданского общества. Собственно процесс перехода от «бумажных» технологий оказания муниципальных услуг к электронным принято делить на четыре этапа, характеризующихся разной степенью зрелости оказания электронной услуги: 1. Информационный. На данном этапе происходит переход от бумажных носителей информации к машиночитаемым. Для предоставления пользователям информации органы власти создают информационные системы (в т. ч. web-сайты), обеспечивающие возможность поиска и просмотра требуемой информации. Пользователь получает информацию о предоставляемых услугах, перечнях документов, о порядке обращения, часах приема в организациях и т. п. 2. Интерактивный. На данном уровне потребитель имеет возможность получать электронные справки, подавать заявления, декларации, участвовать в электронных торгах, обращаться с жалобами и предложениями и пр. Взаимодействие с органами местного самоуправления выполняется в основном посредством сервиса электронной почты. 3. Транзакционный. Органы власти предоставляют набор электронных сервисов на своих порталах. Потребитель получает возможность осуществлять электронные платежи (коммунальные, налоговые и др.). На этом уровне еще существует межведомственная разобщенность, однако электронное взаимодействие между потребителем и поставщиком услуг становится юридически значимым. 4. Электронный муниципалитет. Услуги в электронном виде практически полностью вытесняют «бумажные» аналоги. Разрозненные информационные системы, предоставляющие сервисы, объединены в единую информационно-коммуникационную систему. Обслуживание потребителей консолидируется в центре обслуживания населения (ЦОН), сотрудники которого имеют доступ ко всей необходимой информации. Потребители услуг направляют запросы в ЦОН через единый информационный портал, который позволяет не только оформлять заявки, но и контролировать процесс их обработки, знакомиться с результатом обработки заявки, а также может выступать в роли информационного ресурса муниципалитета. В настоящее время процесс создания электронного муниципалитета в городе Рязани находится на первом и отчасти втором этапе развития, и его нельзя рассматривать в отрыве от процессов формирования электронного правительства на федеральном и региональном уровне. Система муниципального управления г. Рязани переживает этап модернизации, связанный с разработкой и реализацией стратегического плана развития города. Долгосрочное стратегическое планирование развития муниципалитета выступает на местном уровне продолжением концепции «Стратегия развития России до 2020 года». Повсеместное же внедрение информационных технологий в систему городского управления призвано стать тем примером инноватики, который будет служить полномасштабной, эффективной реализации «Стратегии-2020» и городской стратегии развития. Информационно-технологическое сопровождение стратегического планирования реализуется посредством организации интернет-каналов обратной связи, воплощающих в себе как технологическую, так и коммуникативную функции применяемых в муниципальной практике информационных технологий: — проект «Ваше мнение: возможности и проблемы развития города Рязани», размещенный на официальном сайте Администрации города <1>, позволяет проводить электронное анкетирование жителей по оценке нынешнего состояния города и перспективных направлений развития; ——————————— <1> [Информационный сайт Администрации г. Рязани] URL: www. admrzn. ru.

— интернет-площадка для полемики по вопросу модернизации транспортной инфраструктуры города в рамках проекта «Рязанский транзит», предполагающего схему равномерного перераспределения транспортного потока по всей городской территории, высвобождения дополнительных площадей под социально ориентированное строительство. Важнейшим направлением информатизации муниципального управления на сегодняшний день является решение задачи автоматизации управленческого процесса. На текущий момент в системе городского управления выстроена определенная информационная структура с учетом структуры и процессов функционирования органов управления, потребностей в информационном обеспечении населения и организаций. Работают функциональные подсистемы муниципальной информационной системы, решающие такие комплексы функциональных задач, как: законодательное и нормативное обеспечение, управление муниципальным имуществом, землеустройство, строительство, архитектура и др. В рамках таких функциональных подсистем информация структурируется по предметному признаку, обеспечивается необходимая унификация для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации, ее накопления в банках данных. В свою очередь автоматизация работы исполнительно-распорядительного и представительного органов местного самоуправления — Администрации города и Рязанской городской Думы — основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов с использованием строго лицензионного системного и прикладного программного обеспечения. В частности, в Администрации города Рязани проводится опытная эксплуатация базового инструментария и программной оболочки для электронного сопровождения реестра, регламентов и стандартов муниципальных услуг, оказываемых с использованием сети Интернет. В целях реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства в Администрации города Рязани создана и введена в эксплуатацию первая очередь системы автоматизации документооборота <2>. При выполнении работ второй очереди планируется внедрение электронной цифровой подписи и переход на технологию работы с электронными документами. ——————————— <2> О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы электронного документооборота в Администрации города Рязани: распоряжение администрации города Рязани от 03.03.2009 N 272-р.

Задача создания на территории города единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, решается посредством создания единой сети передачи данных на основе волоконных оптических линий связи. Информатизация этого сегмента муниципальной управленческой деятельности должна обеспечить: — работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией; — ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и др. ресурсов; — осуществление планирования и контроля выполнения планов; — применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций; — осуществление проектирования и макетирования документации; — статистическую обработку данных; — ведение служебной переписки, оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации. Для бесперебойного функционирования информационной системы города в качестве структурных подразделений органов местного самоуправления работают отделы автоматизированных средств обработки информации и управления. За жизнеспособность функциональных подсистем отвечают специалисты соответствующих отделов и управлений. В целях обеспечения информационной безопасности внедрена система мониторинга и анализа угроз элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры, проводятся мероприятия по защите информации <3>. ——————————— <3> Шишов О. Проблемы муниципальной информатизации // Вестник МАГ. 2009. N 7-8(25). С. 66.

Для повышения эффективности принятия управленческих решений органами местного самоуправления и повышения уровня информационного обеспечения деятельности Администрации города Рязани, связанной, например, с управлением территорией, планированием инвестиционной деятельности, завершен первый этап создания автоматизированной геоинформационной системы «Цифровая модель города Рязани» или «Электронная Рязань», включающей в себя цифровые картографические материалы на территорию перспективной застройки Рязани в составе адресного плана и предназначенной для оперативного представления полной объективной информации о территориальных ресурсах города <4>. ——————————— <4> Об утверждении ведомственной целевой программы развития «Развитие муниципальной геоинформационной системы Администрации города Рязани на 2009 год (электронный город Рязань)»: Постановление Главы администрации города Рязани от 4 августа 2008 г. N 4736.

Кроме того, в Рязани действует Центр интеграции и использования космической информации. С помощью спутниковых и компьютерных технологий аппаратура Центра отображает в режиме реального времени информацию о ситуации в регионе. В частности, система может отследить время и скорость распространения лесных пожаров, а также силы, задействованные для их тушения; выделить конкретный участок земли и посмотреть, насколько он пригоден для строительства тех или иных объектов, какие полезные ископаемые содержатся в недрах, кому принадлежит данная территория. Ситуационно-навигационный центр правительства Рязанской области, использующий систему ГЛОНАСС, позволяет в режиме реального времени осуществлять управление и контроль за различными транспортными средствами, в т. ч. за машинами служб быстрого реагирования. При ДТП, например, прибор ГЛОНАСС автоматически включается и передает в центр информацию о причинах случившегося, а также точные координаты места ДТП, затем он переходит в режим голосовой связи, давая возможность водителю связаться с экстренными службами. Кроме того, данная система позволяет размещать на остановках общественного транспорта информацию о времени прибытия очередного рейсового автобуса, следить за работой машин коммунальных служб, а также показывать степень загруженности магистралей города. Сейчас аппаратурой ГЛОНАСС оснащено почти 700 единиц транспорта в регионе. Логическим продолжением проводимой активной работы по совершенствованию механизмов информатизации муниципального управления стало утверждение ведомственной целевой программы «Развитие муниципальной геоинформационной системы Администрации города Рязани на 2010 год (информационно-картографическая система инженерных коммуникаций)» <5>, предусматривающей разработку технического проекта информационно-картографической системы инженерных коммуникаций, ее последующее создание и внедрение, что позволит качественно повысить уровень информационного обеспечения муниципального управления. ——————————— <5> См.: Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие муниципальной геоинформационной системы Администрации города Рязани на 2010 год (информационно-картографическая система инженерных коммуникаций)»: Постановление Администрации города Рязани от 21.12.2009 N 9201.

Среди главных ориентиров развития информатизации муниципального управления — повышение эффективности работы органов муниципального управления благодаря оперативности обмена информацией, улучшения качества принимаемых решений, а также обеспечения открытости в деятельности муниципальных органов, создание условий для эффективного взаимодействия с гражданами. Для этих целей функционирует официальный сайт Администрации города Рязани, с помощью которого решается задача по формированию единого городского и регионального информационного пространства, а также обеспечивается прозрачность деятельности структурных подразделений муниципалитета <6>. Помимо новостного блока на сайте работает интерактивная общественная приемная, а также размещена другая информация, которая позволяет посетителям быстро сформировать представление об основных направлениях развития города и деятельности органов местного самоуправления. Особое внимание необходимо обратить на раздел «Нормативная база». Он предназначен для организации доступа пользователей к ссылкам на информацию электронной базы нормативных правовых актов, распорядительных и иных документов, подписываемых Главой администрации города Рязани, т. е. фактически создана и регулярно обновляется (не реже 1 раза в неделю) онлайновая компьютерная нормативная база документов, принимаемых в Администрации города. ——————————— <6> В целях реализации Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в Администрации города Рязани разработана и введена в эксплуатацию новая версия официального сайта, предназначенного для размещения информации о деятельности администрации города в сети Интернет — www. admrzn. ru.

Следует отметить, что представительный орган местного самоуправления — Рязанская городская Дума — параллельно развивает и поддерживает свой интернет-ресурс (www. rgdrzn. ru). В его рамках также функционирует архив нормативных правовых документов (решений и постановлений), опубликованы важнейшие для города документы — Устав, Генеральный план, План социально-экономического развития города, бюджет. На сайте размещена и регулярно обновляется лента новостей, обратившись к которой пользователи могут ознакомиться с самой свежей информацией о повестке дня заседаний Думы, комитетов, публичных слушаниях, ходе обсуждения и принятых решениях, что позволяет не только узнать о предстоящих заседаниях, но и запланировать свое участие в них. Другими словами, налаженная информационная коммуникация является условием, способствующим реализации форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Органично вписывается в логику информатизации всей системы муниципального управления также и информатизация деятельности объединений территориального общественного самоуправления (ТОС) как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Специалистами Администрации города создан первый экспериментальный интернет-сайт для комитета ТОС «Улица Верхняя г. Рязани» (адрес сайта в Интернете http://tos-verhnyaya-u. ucoz. ru/). В дальнейшем планируется включить в данный проект многие крупные комитеты ТОС. Интернет-сайты — это постоянный доступ жителей города к полной объективной информации из жизни ТОСов и городской политики в сфере ТОС, это постоянный контакт администрации с ТОСами, обмен информацией, планами, обсуждение перспектив работы. Опыт г. Рязани по развитию таких информационных проектов перенимают в рамках межмуниципального сотрудничества другие города, в первую очередь признанные лидеры по уровню гражданской активности населения: Чебоксары, Самара, Волгоград, Новосибирск, Кемерово <7>. ——————————— <7> См., напр.: Интернет в помощь общественникам — кемеровские комитеты территориального общественного самоуправления создадут свои странички во Всемирной паутине // Информационный бюллетень местного самоуправления. 2010. N 12(98). С. 40 — 41.

При этом сайты комитетов ТОС существуют как автономно, так и в качестве страниц на официальных сайтах органов местного самоуправления. В целом информатизация ТОС позволяет решать задачи информационно-справочной поддержки объединений ТОС; организации новой формы коммуникации ТОСов и администраций муниципальных образований, в т. ч. интерактивной; налаживания новой формы обратной связи с жителями; пропаганды идей ТОС посредством сайтов ТОС. В целом за последние пять лет органами местного самоуправления города Рязани были предприняты серьезные шаги по информатизации своей деятельности: — утверждена Концепция формирования и развития информационного пространства города Рязани; — разработаны и утверждены Политика информационной безопасности автоматизированных информационных систем Администрации города, инструкции, регламентирующие вопросы информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной сети администрации города; — утверждены Регламент создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем, Регламент обеспечения структурных подразделений администрации города средствами вычислительной и множительной техники, комплектующими и расходными материалами, Регламент ремонта и технического обслуживания средств вычислительной техники, копировальных аппаратов и телекоммуникационного оборудования; — проведены работы по созданию автоматизированной системы электронного документооборота, развитию официального интернет-сайта, созданию автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации города Рязани; — проведены работы по созданию локальных вычислительных сетей в структурных подразделениях администрации города и единой сети передачи данных на основе волоконных оптических линий связи. В целом электронный муниципалитет выступает неотъемлемой частью информационного общества, обеспечивающего качественно новый уровень оперативности и удобства получения муниципальных услуг, информации о результатах деятельности муниципальных органов и повышения качества административно-управленческих процессов.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *