Электронная коммерция

(Облачинский И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 19)

Текст документа

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

И. ОБЛАЧИНСКИЙ

Илья Облачинский, финансовый консультант, г. Москва.

Ритейл показывает бурный рост на протяжении последних лет. Такое развитие прослеживается как в традиционной торговле, так и в онлайн-пространстве. Почти все розничные ритейл-операторы развивают электронную коммерцию. Посмотрим, как обстоят дела в России в интернет-торговле и каковы ее законодательные правила игры.

Преференции продавцов и покупателей

Покупателей привлекает возможность приобретения товара по существенно низкой цене, а также неограниченный выбор продукции, размещенной в международной сети Интернет. Однако самым большим плюсом покупок в интернет-магазинах является экономия времени.

Продавцы переходят на онлайн-продажи в связи с более низкими издержками по сравнению с обычной торговлей: интернет-магазины не испытывают необходимости в аренде торговых площадей, в штате продавцов и торговом оборудовании.

Несмотря на такие завораживающие условия, доля онлайн-покупок в сегменте розничных продаж в Российской Федерации составляет порядка 2%.

Онлайн-покупки в целом уступают своим консервативным традиционным «товарищам». Так, в Великобритании они составляют лишь чуть более 10%, в Германии — менее 8%, в США — около 5% (рис. 1).

12%

10%

8%

6% *

* *

4% * *

* *

2% * *

* * /

0%

Вели — Герма — США Скан — Фран — ЕС в Бени — Поль — Рос — Испа — Ита-

ко — ния дина — ция сред — люкс ша сия ния лия

бри — вия нем

та-

ния

Рис. 1

Сделки купли-продажи в сети Интернет происходят с участием платежных систем (рис. 2).

ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

V V

Кредитные системы Дебетовые системы

V V V V

На базе систем На основе Электронные Электронные

интернет — кредитных чеки наличные

банкинга карт

V V

На базе На базе

смарт-карт персональ —

ного

компьютера

Рис. 2

Основными участниками интернет-коммерции являются:

— интернет-магазины, предлагающие товары, работы, услуги на основе агентского договора с платежной интернет-системой;

— платежные системы, обеспечивающие авторизацию транзакций, проходящих между интернет-магазином и покупателем (Visa, MasterCard);

— банки — агенты платежных систем, обеспечивающие расчетное обслуживание счетов, открытых иными участниками платежной системы;

— эмиссионные центры — организации, осуществляющие выпуск и реализацию электронных денег на основе акцепта публичной оферты с иными пользователями платежной системы (Яндекс. Деньги, Webmoney, Qiwi);

— покупатели товаров, работ, услуг в сети Интернет.

Электронные деньги

В соответствии с подп. 18 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами, в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Электронные деньги делятся на категории:

— персонифицированные;

— неперсонифицированные;

— корпоративные.

Персонифицированные и неперсонифицированные кошельки могут быть исключительно у частных лиц, корпоративные — исключительно у юридических лиц и частных предпринимателей. Между кошельками частных лиц разрешены внутренние платежи, так же как разрешены платежи на корпоративные кошельки. С корпоративных кошельков разрешено платить только в адрес частных лиц, платежи с корпоративных кошельков одних юридических лиц на корпоративные кошельки других юридических лиц запрещены.

Таможенное декларирование

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах и доставляемых экспедиторскими компаниями или службами курьерской доставки, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации непосредственно самими получателями — физическими лицами либо от их имени и по поручению таможенными представителями.

При совершении указанных сделок, как правило, отсутствует внешнеторговый договор в простой письменной форме. Кроме того, в указанном случае не применяются технологии валютного контроля, основанные на использовании паспортов сделок, которые подлежат оформлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Интернет-эквайринг

Общий объем российского рынка интернет-коммерции, по экспертным оценкам, ежегодно составляет более 400 млрд. руб.

В основном населением приобретаются:

— билеты на поезд/самолет (16%);

— портативная электроника (14%);

— бытовая техника (10%).

Системообразующие товарные группы в интернет-торговле представлены на диаграмме.

Регионами, лидирующими по продаже товаров и услуг с использованием сети Интернет, являются Москва и Санкт-Петербург.

Средние траты (стоимость товара в 1 чеке) на указанном рынке в Москве и Санкт-Петербурге составляют порядка 17,8 тыс. руб., в регионах — около 8,3 тыс. руб.

Схема покупок в интернет-магазинах представлена на рис. 3.

Рис. 3

Практика функционирования интернет-магазинов и расчетов в рамках торговых сделок с физическими лицами показала, что:

— банки обладают сведениями о расчете физическими лицами за товары в сети Интернет посредством банковских карт;

— расчеты по таким операциям могут проходить с использованием электронных денег (с использованием электронных кошельков);

— участники онлайн-коммерции обладают признаками рисковых зон системы ПОД/ФТ в части возможности применения различных схем по выводу капитала за рубеж под видом приобретения иностранных товаров у зарубежных онлайн-продавцов.

Уже сейчас многие кредитные организации предоставляют услугу интернет-эквайринга, то есть обслуживание торговли товарами и услугами через Интернет. Эквайреры внедряют технологии проведения расчетов с торгово-сервисными предприятиями по операциям, совершаемым с использованием банковских карт в сети Интернет, на основе стандартов безопасности 3D Secure.

Протокол 3D Secure является XML-протоколом с дополнительным уровнем безопасности для онлайн-оплат по кредитным и дебетовым картам. Суть протокола, называемого Verified by Visa (сокращенно — VbV) в терминологии платежной системы Visa, SecureCode — в терминологии MasterCard и J/Secure — в терминологии JCB International, состоит в дополнительной аутентификации владельца карты перед совершением платежа для предотвращения или существенного снижения уровня мошенничества. Название 3D протокол получил вследствие того, что в процессе подтверждения подлинности участвуют три домена, третья доверенная сторона — общий домен.

В целом по российскому рынку интернет-торговли доля платежей, совершаемых с использованием банковских (пластиковых) карт, составляет около 8%.

Схема покупок в сети Интернет с использованием банковских карт представлена на рис. 4.

Рис. 4

В заключение хотелось бы отметить, что российский рынок интернет-торговли уже сформирован и функционирует. Вместе с тем данный сектор имеет высокий риск и для покупателей — населения, и для продавцов — магазинов, и для финансовых посредников — кредитных организаций, и для регулятора — государства. Основной риск заключается во включении в данную цепочку различного рода мошенников, действующих в электронном поле, извлекающих незаконные доходы и не платящих установленные налоги.

С учетом изложенного основной целью безопасности для всех участников указанного процесса является установление жесткой государственной регламентации онлайн-продаж. При этом необходимо отметить, что в область интернет-торговли активно включаются криптовалюты (биткоины и прочие), находящиеся абсолютно вне рамок правового поля.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *