Электронная форма подачи документов в арбитражные суды: вопросы применения Временного порядка

(Доржиев Э. П.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2012, N 7) Текст документа

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА <*>

Э. П. ДОРЖИЕВ

——————————— <*> Dorzhiev Eh. P. The procedure for filing e-claims to the arbitrary courts: clarifying and using some parts of the temporary order.

Доржиев Эрдем Петрович, заместитель председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда, кандидат юридических наук.

В настоящей статье раскрываются вопросы совершенствования порядка подачи в арбитражные суды документов в электронном виде. Анализируются протоколы заседаний рабочей группы как документы, содержащие не только рекомендации для корректировки Временного порядка, но и разъяснения и рекомендации по толкованию и применению отдельных положений Временного порядка для оперативного разрешения возникающих вопросов в рамках имеющейся регламентации подачи документов в электронном виде.

Ключевые слова: электронное правосудие, Временный порядок, рабочая группа, подача документов в электронном виде, информационно-коммуникационные технологии в работе арбитражных судов.

The article considers the questions of improving the procedure for filing E-claims to the arbitrary courts. The article also gives an analysis of the meeting protocols of the working group which contain not only recommendations for correcting Temporary order, but for clarifying and using some parts of the Temporary order and for solving some issues appearing in the given order of filing E-claims.

Key words: E-justice, Temporary order, working group, the procedure for filing E-claims to the arbitrary courts, information and communication technology in commercial court practice and procedure.

Принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» стало логическим продолжением работы по информатизации деятельности арбитражных судов. Были введены новации, предусматривающие возможность совершения ряда процессуальных действий в электронной форме, включая подачу документов в арбитражный суд через Интернет. Согласно ч. 1 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции названного Закона лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Частью 1 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации п. 2 Постановления от 17 февраля 2011 г. N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» установил, что порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утверждается приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Документы в электронном виде могут подаваться в арбитражный суд лишь способами, определенными данным порядком. В целях реализации положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность подачи документов посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 г. N 1 был утвержден Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде (далее — Временный порядок). На практике подать исковые заявления и иные документы в электронном виде через сеть Интернет можно посредством сервиса «Мой арбитр» (код доступа: http://my. arbitr. ru/) через официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (код доступа: http://arbitr. ru/). Кроме того, на сайте каждого арбитражного суда обязательно имеется ссылка на данный ресурс. Таким образом, граждане, представители юридических лиц могут подать исковые заявления, жалобы, отзывы, иного рода заявления и ходатайства в любой арбитражный суд, не покидая офиса, в любое время суток. К. Л. Брановицкий отмечает, что явные преимущества подачи искового заявления в электронной форме вполне очевидны. Это снижение временных и денежных затрат сторон по доставке документов в суд, избежание пропуска срока исковой давности за счет возможности отправки сообщения буквально в последнюю минуту срока, повышения удобства и скорости обработки исковых заявлений, регистрации их в канцелярии суда, решение многих вопросов судебной статистики (см.: Брановицкий К. Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009). Высказывались и сомнения в скором внедрении информационных сервисов. «Пока эра электронного правосудия — весьма отдаленная перспектива, однако первые предпринятые шаги в заданном направлении в скором будущем дадут эффективные результаты и выявят непрогнозируемые преграды на этом пути» (Борисова В. Ф. Проблемы и перспективы обращения в суд в электронной форме // Арбитражный и гражданский процесс. 2011). Если эксперимент удастся, то этот шаг станет прорывом в совершенствовании российской судебной системы (см.: Мельниченко Р. Электронный адвокат // ЭЖ-Юрист. 2011. N 11. С. 13). Анализ статистических данных показывает, что количество подаваемых в арбитражные суды документов в электронном виде растет в геометрической прогрессии (URL: http://my. arbitr. ru). Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в выступлении на итоговом совещании председателей арбитражных судов отметил, что «возможностями новой формы подачи документов в суд воспользовались около 400 тысяч пользователей, были поданы миллионы документов. Этот сервис работает, он востребован обществом. У нас появляются реальные механизмы, которые позволят впервые в истории российского правосудия решить проблему расстояний, ускорить документооборот и в конечном счете сделать арбитражное судопроизводство по-настоящему доступным в любом регионе Российской Федерации» (URL: http://arbitr. ru/press-centr/news/42013.html). Вместе с тем практика применения Временного порядка породила множество вопросов как у арбитражных судов, так и у представителей юридического сообщества, что обусловило необходимость создания в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации рабочей группы по мониторингу вопросов применения Временного порядка. Было проведено 10 заседаний рабочей группы, на которых обсуждались поступившие вопросы и вырабатывались рекомендации по совершенствованию утвержденного Порядка. Содержание вопросов и мотивы принятых решений отражены в Протоколе от 3 февраля 2011 г. N 1, Протоколе от 11 февраля 2011 г. N 2, Протоколе от 18 февраля 2011 г. N 3, Протоколе от 4 марта 2011 г. N 4, Протоколе от 15 марта 2011 г. N 5, Протоколе от 1 апреля 2011 г. N 6, Протоколе от 5 мая 2011 г. N 7, Протоколе от 11 июля 2011 г. N 8, Протоколе от 12 сентября 2011 г. N 9, Протоколе от 28 ноября 2011 г. N 10 заседаний рабочей группы по мониторингу вопросов применения Временного порядка и приложениях к ним. Данные документы размещены на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (URL: http://my. arbitr. ru/news). С учетом выработанных предложений Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 42 во Временный порядок были внесены изменения, введенные в действие с 27 июня 2011 г. Именно в этой редакции Временный порядок действует в настоящее время. В частности, уточнено, что представление документов по электронной почте и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, названным Порядком не регулируется. Дано нормативное определение картотеке арбитражных дел. В связи с внесением изменений в гл. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам», связанных с введением нового для арбитражного процессуального закона понятия «новые обстоятельства» и уточнением значения термина «вновь открывшиеся обстоятельства», соответствующие положения Временного порядка приведены в соответствие с действующим законодательством. Определено, какие документы в электронном виде могут подать лица, участвующие в деле. В частности, это заявления об изменении основания или предмета иска, об увеличении или уменьшении размера исковых требований, об отказе от иска полностью или частично, о заключении мирового соглашения, уточнении требований или возражений и другие; ходатайства, заявляемые отдельно от искового заявления, ходатайства о приобщении к материалам дела новых (дополнительных) доказательств; документы, названные в определении об оставлении искового заявления (заявления) без движения, на необходимость представления которых указано арбитражным судом (направляются с сопроводительным письмом); замечания на аудиозапись судебного заседания, протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия. Отдельно обращено внимание на то, что при подаче отзыва на апелляционную или кассационную жалобу, иных заявлений, ходатайств и других документов пользователь указывает, соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции или арбитражный суд кассационной инстанции, в который направляется документ. Аналогичный порядок установлен в отношении подачи жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции. При заполнении формы при подаче заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора предусмотрено отдельное поле, где отражаются нормы материального и (или) процессуального права, нарушение или неправильное применение которых повлекло, по мнению заявителя, существенные нарушения его прав и законных интересов. В случае выбора такого основания, как «Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права», предлагается указать судебные акты (с приложением их копий в отсканированном виде), подтверждающие имеющуюся судебную практику (дату и номер соответствующих судебных актов), на которую ссылается пользователь. При выборе пункта «Нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации» пользователю предлагается указать конкретные права и свободы, нарушаемые, по его мнению, оспариваемым судебным актом, со ссылкой на принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. При выборе пункта «Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов» пользователю предлагается указать, какие именно интересы нарушаются, по его мнению, оспариваемым судебным актом и каким образом. Исключена обязанность представления копии решения в отсканированном виде при подаче жалобы в судебно-проверочные инстанции, если соответствующий судебный акт имеется в картотеке арбитражных дел. Относительно вопросов, связанных с представлением подлинников подаваемых в электронном виде документов, в письме от 21 июля 2011 г. N ВАС-С04/УПП-1424 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал с целью исключения случаев оставления без движения исковых заявлений (заявлений), жалоб о пересмотре судебных актов, направляемых посредством системы «Электронный страж», судам обязывать лиц, участвующих в деле, представлять такие документы после принятия искового заявления (заявления) к производству. Внесены и другие изменения в соответствии с решениями рабочей группы по мониторингу вопросов применения Временного порядка, например: возможность отслеживания подаваемых документов пользователем; возможность подачи дополнительных документов, отсутствующих в картотеке арбитражных дел; ручной выбор суда при отправке жалоб; уточнение сообщений пользователю по незаполненным полям; вывод резюме по подаваемому пакету документов. Определен исчерпывающий перечень оснований, в силу которых документы не могут считаться поступившими в арбитражный суд, выявленных по результатам просмотра направленных в электронном виде документов. Одновременно расширен перечень сведений, которые должно содержать уведомление о получении арбитражным судом поданных в электронном виде документов: наименование арбитражного суда, направляющего уведомление; наименование полученного документа (документов) и дата его (их) получения арбитражным судом, которая считается датой поступления документов в арбитражный суд. Конкретизированы требования, предъявляемые к документам, подаваемым через систему «Мой арбитр». Для представления в арбитражный суд в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования. Все документы должны быть отсканированы в формате Adobe PDF в черно-белом либо сером цвете, обеспечивающем сохранение всех аутентичных признаков подлинности (качество — не менее 200 точек на дюйм, а именно: графической подписи лица, печати, углового штампа бланка (если приемлемо), а также исходящего номера и даты заявления). Размер файла не должен превышать 10 Мб. При регистрации в системе подачи документов в электронной форме юридическим лицам нужно указать полное наименование, ИНН, ОГРН, адрес места регистрации. Физическим лицам потребуется сообщить свои фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, место регистрации. Индивидуальные предприниматели должны будут также заполнить графы «ИНН», «ОГРНИП», «Фактический адрес проживания». Помимо этого, система запросит телефон и адрес электронной почты. Таким образом, замечания и предложения, поступающие от лиц, работающих с сервисом «Мой арбитр», оперативно учитываются, обобщаются, анализируются рабочей группой, и вносятся рекомендации, на основании которых Временный порядок расширяется и дополняется. Изменения, направленные на более детальное регламентирование процедуры подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, не только облегчат работу с этим сервисом, но и позволят значительно сэкономить время, что в целом приведет к наиболее полной защите прав сторон, участвующих в судебном споре. Вместе с тем не все проблемы могут быть оперативно разрешены в силу правового, технического и организационного характера. Так, в настоящее время в стадии проработки, например, находятся следующие вопросы, замечания, предложения: — возможность подачи в электронном виде замечаний на протокол судебного заседания в порядке ст. 155 АПК РФ (п. 7 приложения к Протоколу от 3 февраля 2011 г. N 1); — возможность подачи искового заявления по корпоративному спору (п. 8 приложения к Протоколу от 1 апреля 2011 г. N 6); — добавление в разделах «Лица, участвующие в деле», «Иные лица» или в другом разделе отдельно категории временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих (п. 2 приложения к Протоколу от 1 апреля 2011 г. N 6); — создание папки участников по делу, в которой будут отражаться все процессуальные действия и документы в электронном виде, начиная с иска, прилагаемых документов, определений, протоколов судебных заседаний, с целью ознакомления участниками процесса без выезда в суд, при этом пароль к папке этого дела может быть обозначен в определении суда (п. 5 приложения к Протоколу от 5 мая 2011 г. N 7); — направление уведомления от системы с указанием номера дела в заголовке письма (п. 1 приложения к Протоколу от 11 июля 2011 г. N 8); — возможность системы подачи документов автоматического отбора судебных актов по конкретному лицу, например при участии в деле более сотни кредиторов (п. 1 приложения к Протоколу от 11 июля 2011 г. N 8); — порядок подачи искового заявления, где истцами выступают несколько физических лиц (п. 13 приложения к Протоколу от 11 июля 2011 г. N 8); — введение в системе «Мой арбитр» раздела «Отчет о передаче документов», где будут указаны наименование отправителя и получателя, номер дела, список документов, дата и время отправки, в формате, удобном для печати (п. 8 приложения к Протоколу от 12 сентября 2011 г. N 9); — необходимость заполнения полей «ИНН» и «ОГРН» в отсутствие таковых, в частности, у войсковых частей нет ОГРН, заинтересованное лицо имеет ОГРН, но не имеет еще ИНН (оспаривается законность его создания) (п. 10 приложения к Протоколу от 28 ноября 2011 г. N 10); — предложение продумать всплывающие подсказки, так как при работе с системой сложно сразу понять, как с ней работать (п. 13 приложения к Протоколу от 28 ноября 2011 г. N 10). В приложениях к протоколам заседаний рабочей группы также содержатся ответы на часто задаваемые вопросы и рекомендации, как поступать в той или иной ситуации, возникающей при подаче документа в электронном виде в отсутствие соответствующих норм. Например, предлагается в случае, если сканированный документ имеет объем более 10 Мб, разбить этот документ на несколько частей с указанием в наименовании файлов соответствующей части (п. 3 приложения к Протоколу от 28 ноября 2011 г. N 10). На вопросы о том, что в системе «Мой арбитр» не предусмотрена подача таких документов, как ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о продлении процедуры банкротства, заявления об ускорении рассмотрения дела, разъясняется, что через соответствующую вкладку, предусмотренную параграфом 5 раздела II Временного порядка, может быть подан любой документ, поясняющий и уточняющий позицию лица, участвующего в деле (п. 4 приложения к Протоколу от 28 ноября 2011 г. N 10). Указывается, что требования суда на представление копий документов, направленных в суд в электронном виде, не соответствуют положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ и Временного порядка (п. 4 приложения к Протоколу от 12 сентября 2011 г. N 9). В приложениях к протоколам заседаний рабочей группы также отражены предложения, реализация которых признана нецелесообразной, с мотивами их отклонения. Например, предложение о том, чтобы при открытии вкладки с конкретным делом можно было увидеть телефон помощника судьи или секретаря, отклонено, поскольку сообщение такой информации производится по усмотрению суда (п. 16 приложения к Протоколу от 28 ноября 2011 г. N 10). Таким образом, изучение протоколов рабочей группы как актов, содержащих рекомендации для корректировки Временного порядка, полезно с точки зрения не только истории вопроса, логики формирования предложений, анализа пробелов и коллизий в регулировании работы с названным сервисом, но и определения перспектив его развития. Кроме того, протоколы рабочей группы важны как документы, содержащие разъяснения и рекомендации по толкованию, пониманию и применению тех или иных положений Временного порядка и оперативному разрешению возникающих вопросов в рамках имеющейся регламентации подачи документов в электронном виде.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *