Проблематика развития и внедрения современных информационных технологий в системе МВД России

(Молотков А. С.) («Мировой судья», 2012, N 5)

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

А. С. МОЛОТКОВ

Молотков А. С., магистр кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ «Высшая школа экономики».

В наши дни информационные технологии играют важную роль, и значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает. Этот аспект связан с изменением социально-экономической сферы общества, появлением новых достижений в области техники и технологии. Развитие прогресса в науке и технике идет в направлении новых информационных технологий. Под воздействием научно-технического прогресса повсеместно внедряются новые средства коммуникации, которые предоставляют уникальные возможности для быстрого и эффективного развития как государства в целом, так и отдельно взятой личности. Как следствие, информация превратилась в важный объект, используемый и охраняемый государством. В связи с вышесказанным становится очевидным, что сегодня на правоохранительные органы возлагаются новые задачи, связанные с организацией правовой охраны информации, внедрением и использованием современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Перед правоохранительными органами РФ встала важнейшая задача по противодействию и раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. Многие субъекты общества не могут существовать и успешно осуществлять свои функции без взаимного информационного обмена и использования в своих технологических процессах различных программно-технических устройств: средств хранения, накопления, создания обработки и передачи информации. В последние годы использование современных технологий в деятельности правоохранительных органов значительно увеличилось. С одной стороны, наблюдаются рост технической оснащенности, улучшение технических данных используемой техники, с другой стороны, увеличилась эффективность деятельности оперативных служб по борьбе с преступлениями с использованием информационных технологий. В рамках внедрения информационных технологий в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации создан Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России <1>. Основными задачами Департамента являются вопросы совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также автоматизированных информационных систем, технической защиты информации, развития современных цифровых систем связи, противодействия техническим разведкам, формирования и ведения информационных ресурсов, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации, межведомственного информационного взаимодействия. ——————————— <1> Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 2 марта. N 5419.

Структура Департамента отражает четыре основных направления его деятельности: во-первых, совершенствование информационных, телекоммуникационных технологий и систем; во-вторых, координацию работ по обеспечению функционирования систем связи; в-третьих, техническую защиту информации; в-четвертых, реализацию государственных и ведомственных программ в области информатизации. Выполнение соответствующих задач возложено на четыре основных управления Департамента. Первое управление будет осуществлять выработку общей концепции, планирование вопросов информатизации, разработку технических документов. Второе управление занимается вопросами связи. На третье управление возложено решение вопросов, связанных с защитой информации, в т. ч. конфиденциальной, и защитой персональных данных. Деятельность четвертого управления относится к внедрению информационных технологий. Сотрудники данного управления отвечают за взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам информатизации, организации предоставления государственных услуг в электронном виде, координацию работ по обеспечению функционирования государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов, системы-112, спутниковой системы ГЛОНАСС и др. На сегодняшний день одной из приоритетных задач Департамента является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, основой которого является единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС), в которую заложены основы ведомственной инфраструктуры и обеспечения базовым уровнем технического оснащения подразделений органов внутренних дел. Так, в настоящее время 5600 объектов органов внутренних дел Российской Федерации подключены к единой интегрированной мультисервисной сети и обеспечены стандартным комплексом современных услуг связи (видеоконференцсвязи, IP-телефонии) и доступом к ведомственным информационным системам <2>. ——————————— <2> Развитие и внедрение современных информационных технологий в системе МВД России: интервью с начальником Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенантом внутренней службы Михаилом Леонидовичем Тюркиным. URL: http:// www. garant. ru/ action/ interview/ 348616.

В проекте создание типового программно-технического решения на базе единого интегрированного банка данных, которое будет обеспечивать автоматизацию функциональных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Данная программа призвана обеспечить унификацию экранных форм, форм отчетов, интеграцию учетов, доступ сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к информации и выполнение специфических полицейских функций — представление комплексных сведений на оперативно значимые объекты в виде досье, а также работу Сигнальной системы и Системы сторожевого контроля, обеспечивающих активную наступательную стратегию в борьбе с преступностью, направленную в первую очередь на раскрытие и расследование преступлений. Также в проекте разработка системы удаленного мобильного доступа на базе планшетного компьютера «Барс» для подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных и управлений вневедомственной охраны. Данная система позволит сотрудникам получать оперативную и достоверную информацию о гражданах, автомобилях, информацию о розыске из информационных систем МВД России. Так, гражданина уже в ближайшем будущем не придется доставлять в отделение полиции для того, чтобы подтвердить его личность. Участковый уполномоченный либо патрульный наряд сможет это сделать прямо на месте. При этом все данные на запрашиваемое лицо будут передаваться в защищенном виде, и тем самым личные сведения о гражданине, или, другими словами, его персональные данные, будут гарантированно защищены. По поручению Президента Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. «О создании государственной системы профилактики правонарушений МВД России» в ряде МВД, ГУМВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации ведутся работы по созданию подсистем видеонаблюдения, экстренной связи «Гражданин — полиция», спутниковых навигационно-мониторинговых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На четвертом выездном заседании Государственного совета Российской Федерации 29 июня 2007 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с МВД России было рекомендовано предусмотреть развертывание аппаратно-программных комплексов в целях обеспечения правопорядка и безопасности на улицах и в других общественных местах <3>. АПК «Безопасный город» — это комплекс технических, инженерных и иных материальных средств, используемых совместно органами государственной власти, уполномоченными службами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения профилактики, пресечения, расследования и раскрытия преступной и иной противоправной деятельности, поддержания общественной безопасности и охраны общественного порядка на территориях населенных пунктов городского типа. АПК «Безопасный город» включает в себя ряд подсистем, функционал которых направлен на обеспечение безопасности граждан. ——————————— <3> Информационные технологии, связь и защита информации МВД России: Сборник. 2011. С. 250.

Созданная автоматизированная интеллектуальная система будет способна автоматически и непрерывно анализировать складывающуюся оперативную обстановку в поле своего зрения, освобождая оператора от постоянного наблюдения за информацией, поступающей с подсистем АПК «Безопасный город» в комплексе. Таким образом, система, распознав внештатную ситуацию, сигнализирует оператору, который выступает в качестве эксперта, либо подтверждая оценку системы, либо отвергая ее. Зафиксировав объект, вызвавший подозрение (человека, группы людей, автомобиль и др.), система автоматически начинает его сопровождение, создавая условия для распознавания. Важнейшим направлением деятельности Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России является активное участие наряду с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде. В рамках проводимой работы МВД России подписаны с Минкомсвязью России Соглашения о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде и о взаимном признании электронных подписей, а также Дополнительное соглашение о передаче Минкомсвязи России программно-технических средств, необходимых для работы в Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Организованы защищенные каналы связи «Ведомство — СМЭВ». В связи с исполнением решения Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 7 июня 2011 г. N 10 «О переходе на межведомственное и межуровневое электронное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг распоряжением МВД России от 6 июля 2011 г. N 1/5509» <4> создана рабочая группа. ——————————— <4> Решение Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 7 июня 2011 г. N 10 «О переходе на межведомственное и межуровневое электронное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг распоряжением МВД России от 6 июля 2011 г. N 1/5509» // Российская газета. N 5675.

По линии МВД России в Сводный реестр включено 48 услуг, которые будут переведены в электронный вид в полном объеме. Но уже сегодня Министерство предоставляет в онлайн-режиме пять первоочередных и наиболее востребованных услуг, а граждане могут обращаться в органы внутренних дел не только лично, по телефону или почте, но и через Интернет. Для реализации возложенных на Департамент задач и оказания услуг через Интернет все федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, территориальные подразделения федеральных органов власти активно занимаются внедрением электронных регламентов. Данная работа состоит из двух частей. Первая — это непосредственно работа с гражданином, т. е. возможность дать гражданину обратиться в федеральный орган власти не личным приходом, а через Интернет. И вторая — внутренняя работа органов власти между собой. Регламент системы Министерства внутренних дел Российской Федерации направлен на предоставление государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. Регламент определяет сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы, а также устанавливает порядок взаимодействия между подразделениями, должностными лицами органов внутренних дел и гражданами при предоставлении государственной услуги. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, государственным органам, органам местного самоуправления, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней, депутатам представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицам местного самоуправления, юридическим, должностным лицам, их представителям, организациям и общественным объединениям, за исключением случаев, по которым правоотношения регламентируются в ином порядке, установленном международными договорами с участием Российской Федерации или законодательством Российской Федерации <5>. ——————————— <5> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 1221 «Об утверждении административного Регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок». Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 марта 2012 г. N 23424.

С 1 октября 2011 г. в рамках реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <6> МВД России приступило к предоставлению государственных услуг и функций в упрощенном порядке. ——————————— <6> Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Российская газета. 2010. 30 июля. N 168.

В настоящее время гражданину для получения государственной услуги от МВД России требуется предъявить комплект документов, как правило, имеющихся у него на руках. Большая часть сведений и документов запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти. Граждане, имеющие доступ к сети Интернет, могут получить необходимые услуги на сайте www. gosuslugi. ru. Необходимо отметить, что популярность использования новых форм получения государственных услуг неуклонно возрастает. Так, если в 2010 г. посредством электронных сервисов записались на технический осмотр транспортных средств 1576 человек, то только за I полугодие 2011 г. — 21211, на регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним — 15104 человека (в 2010 г. — 405), на прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдачу водительских удостоверений — 10350 человек (в 2010 г. — 461), было представлено 384249 сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения (в 2010 г. — 194101) <7>. ——————————— <7> URL: http://www. gibdd. ru.

Другой крупный телекоммуникационный проект, в реализации которого Департамент принимает участие, — создание и развитие государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. Необходимо отметить, что за все время функционирования указанной системы было оформлено около 11 млн. заграничных паспортов нового поколения. При этом отмечается ежегодный рост доверия и спроса среди граждан Российской Федерации именно на оформление заграничных паспортов нового поколения, в т. ч. и за счет увеличения срока действия заграничных паспортов нового поколения с пяти до десяти лет в 2010 г. Подводя итоги, следует отметить, что перспективные информационные технологии обеспечивают новый уровень обобщения, передачи, трансформации и аккумуляции информации. Цель государственной политики в сфере информатизации системы МВД — построение информационного пространства, в рамках которого будут реализованы права граждан на информацию. Данные нововведения имеют комплексный характер и реализуются в рамках реформы МВД. Вместе с этим, по мнению автора, необходимо реформировать действующее законодательство для возможности применения всех инновационных технологий. Так, в частности, следует внести поправки в УК РФ и УПК РФ, например в случаях фиксации и выявления преступлений. Также необходимо систематизировать и унифицировать терминологию, употребляемую в действующих и разрабатываемых нормативных актах. Нормативно-правовое регулирование в сфере использования информационных технологий является эффективной правовой основой для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования информационных технологий.

——————————————————————