Вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

(Керенский И. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ВСТУПАЮТ В СИЛУ ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.11.1995 N 171-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ И ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ) АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 мая 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

С 1 июля вступает в силу часть норм, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон о внесении изменений). Закон о внесении изменений содержит целый пакет поправок к правилам производства и оборота алкогольной продукции. Большая часть его положений уже вступила в силу либо с момента официального опубликования, либо с 1 января 2012 г. Однако некоторые нормы вступят в силу с 1 июля 2012 г., некоторые - по истечении года после дня официального опубликования (то есть с 23 июля 2012 г.), а оставшиеся - с 1 января 2013 г. С 1 июля 2012 г. вступают в силу следующие блоки норм: 1. Изменяющие сферу действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о производстве и обороте алкоголя). 2. Регулирующие правила перевозок спирта и спиртосодержащей продукции. 3. Изменяющие правила розничной торговли алкогольными напитками. С 23 июля 2012 г. вступят в силу поправки к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Ниже будут подробно рассмотрены все перечисленные нормы.

Изменение сферы действия Закона о производстве и обороте алкоголя

В соответствии с Законом о внесении изменений будет расширено понятие алкогольной продукции. Во-первых, с 1 июля к алкогольной продукции будет относиться пищевая продукция, которая произведена как с использованием, так и без использования этилового спирта. Во-вторых, теперь алкогольной будет считаться пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции вместо нынешних 1,5 процента. В то же время из этого правила возможны исключения. Правительство РФ должно будет установить перечень пищевой продукции, которая не будет относиться к алкогольной, несмотря на то что содержание этилового спирта в ней более 0,5 процента объема готовой продукции. В настоящее время на сайте Росалкогольрегулирования размещен проект такого Постановления Правительства РФ. В соответствии с данным проектом выделяется семь наименований продукции, которая не будет признаваться алкогольной. Однако в проекте этого Постановления Правительства РФ указано, что в любом случае содержание этилового спирта в пищевой продукции не должно превышать 1,5 процента объема готовой продукции. В-третьих, расширен перечень видов алкогольной продукции: в него добавлено фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Таким образом, с 1 июля 2012 г. действие Закона о производстве и обороте алкоголя будет распространяться на производство и оборот пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также на алкогольную продукцию, изготовленную из виноматериалов, которые произведены без добавления этилового спирта. Однако для пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, многие положения Закона о производстве и обороте алкоголя начнут действовать не с 1 июля 2012 г., а с 1 января 2013 г. Так, до 1 января 2013 г. на продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не будет распространяться требование о запрете продажи алкогольной продукции в ночное время (с 23.00 до 8.00). Также до 1 января 2013 г. будет возможна розничная продажа в нестационарных торговых объектах пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции. Закон о внесении изменений установит и новые требования к изготовлению пива и пивных напитков. В частности, с 1 июля 2012 г. до 1 января 2013 г. совокупная масса зерна и (или) продуктов его переработки (зернопродуктов) в сусле для производства пива и пивных напитков не может превышать 50 процентов массы заменяемого пивоваренного солода. Для производителей пива и пивных напитков установлено правило, по которому они будут обязаны оснащать основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции с 1 января 2013 г. Однако такое оборудование не потребуется оснащать техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему. Помимо пива и пивных напитков Закон о внесении изменений установит новые правила производства и оборота вина. Так, вином будет признаваться только алкогольная продукция, произведенная в результате брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта (концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла). Содержание этилового спирта в вине должно быть от 8,5 до 16,5 процента объема готовой продукции. Кроме того, определены понятия ликерного и фруктового вин, а также винного напитка. Винным напитком считается алкогольная продукция, изготовленная из того же сырья, что и вина, но с добавлением этилового спирта.

Правила перевозок спирта и спиртосодержащей продукции

Закон о внесении изменений впервые установил правила контроля за перевозками спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции. После 1 июля 2012 г. перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, содержащей более 25 процентов спирта в объеме готовой продукции, можно будет осуществлять только при наличии соответствующей лицензии. Правила лицензирования данного вида деятельности должны будут утверждаться Правительством РФ, но на момент подготовки материала такой документ еще не был принят. Однако на сайте Росалкогольрегулирования размещен проект Постановления Правительства РФ "О Порядке лицензирования перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" <1> (далее - проект Постановления). Предполагается, что именно этот документ ляжет в основу будущего Постановления. -------------------------------- <1> Постановление размещено по адресу: http:// fsrar. ru/ legalacts/ projects/proekty-postanovlenii-i-rasporyazhenii-pravitelstv/ proekt-postanovleniya-o-porya-licenzirovaniya-p.

Проект Постановления указывает, что в зависимости от того, каким транспортом будут осуществляться перевозки спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, будут различаться и виды необходимых лицензий. 1. Для перевозок автомобильным транспортом необходима лицензия на перевозки автомобильным транспортом. 2. Для перевозок железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом - соответствующая лицензия на перевозку опасных грузов. 3. Для перевозки воздушным транспортом - лицензия на перевозки воздушным транспортом. В последних двух случаях правила получения лицензий регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Что касается лицензии на перевозки спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом, то она будет выдаваться по правилам, предусмотренным проектом Постановления. Лицензии будут выдаваться отдельно на перевозки этилового спирта, отдельно на перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции и отдельно на перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции. Размер государственной пошлины для получения каждой лицензии составит 500 тыс. руб. Для получения лицензии на перевозки продукции перевозчик должен иметь на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления автотранспортные средства, оборудование для учета объема перевозок продукции и технические средства регистрации в автоматическом режиме движения. Все названное оборудование должно соответствовать требованиям, установленным Росалкогольрегулированием. Однако на момент подготовки материала такие требования не были приняты, нет и проекта соответствующего документа на сайте Росалкогольрегулирования. Законом о внесении изменений указано, что договор поставки между поставщиком-продавцом и покупателем продукции, для перевозки которой необходимо получение лицензии, должен предусматривать переход права собственности на эту продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику. Одновременно с правилами лицензирования перевозок спирта и спиртосодержащей продукции Закон о внесении изменений установил ответственность за нарушение данных правил. С 1 июля 2012 г. заключение договора на перевозку спирта (алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема) с перевозчиком, не имеющим лицензии, может грозить организации аннулированием в судебном порядке лицензии на производство алкогольной продукции. Еще одно требование к перевозчикам спирта (алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема) будет состоять в том, что организации, осуществляющие перевозки, обязаны представлять в Росалкогольрегулирование уведомление по форме, утвержденной Приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 N 42 <2>. Непредставление данного уведомления будет основанием для приостановления действия лицензии. -------------------------------- <2> Приказ Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 N 42 "Об утверждении Порядка представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений".

Также с 1 июля 2012 г. изменятся правила представления уведомления о поставках алкогольной продукции. Если действующей редакцией Закона о производстве и обороте алкоголя предусматривается, что направлять уведомление нужно только о поставках этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, то с 1 июля 2012 г. - уже о поставках спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции. Требования о наличии у перевозчика лицензии на перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции не будут распространяться на напитки, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита.

Правила розничной торговли алкогольными напитками

С 1 июля 2012 г. будут установлены дополнительные требования для торговых помещений, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции. В городских поселениях розничную продажу алкогольной продукции сможет осуществлять только организация, имеющая на законном основании стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м. Для сельских поселений этот показатель сокращен вдвое - до 25 кв. м. Законом о внесении изменений установлено, что договор аренды таких объектов должен быть заключен на срок один год и более. Определение стационарного торгового объекта содержится в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Стационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. В отношении продажи пива и пивных напитков также будет установлено требование о торговле исключительно в стационарных торговых объектах, однако подобное правило вступит в силу только с 1 января 2013 г. Для таких объектов не устанавливается какая-либо минимальная площадь. Отметим, что в соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о внесении изменений лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления данного Закона в силу, действуют до окончания срока их действия. Требования к минимальному размеру стационарных торговых объектов и складских помещений применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Росалкогольрегулирование в информационном сообщении <3> указало, что организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 г., обязаны обеспечить соблюдение требований о минимальной площади стационарных торговых объектов и складских помещений (п. 8 информационного сообщения). -------------------------------- <3> Информационное сообщение Росалкогольрегулирования "Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ".

Помимо установления дополнительных требований к розничным продавцам алкогольной продукции Закон о внесении изменений также и устраняет одно требование. Он снимает с продавцов обязанность направлять в Росстат сведения об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

Поправки к Закону о рекламе

Поправки к Закону о рекламе, которые содержит Закон о внесении изменений, вступят в силу с 23 июля 2012 г. В соответствии с указанными поправками вводятся дополнительные ограничения на рекламу алкогольной продукции, а также новые требования к такой рекламе. В частности: 1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции будет возможна только в печатных изданиях, стационарных торговых объектах, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и в информационно-коммуникационной сети Интернет. 2. Реклама любой алкогольной продукции будет запрещена в телепрограммах, телепередачах на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. Данный запрет полностью исключит возможность рекламировать алкогольную продукцию на телевидении: действующим законодательством реклама пива и пивных напитков в телепрограммах допускается в ночное время (с 22.00 до 7.00), а для телепрограмм (телепередач на телеканалах), транслируемых на платной основе, ограничения на рекламу алкогольной продукции отсутствуют. 3. Рекламу алкогольной продукции будет запрещено размещать не только на всех видах транспортных средств общего пользования, но также и с их использованием. Нельзя будет размещать рекламу и снаружи (внутри) зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. 4. Запрещено будет рекламировать проведение стимулирующего мероприятия (стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия), если условием участия в нем будет приобретение алкогольной продукции. Исключение сделано только для специализированных стимулирующих мероприятий, организуемых в целях реализации алкогольной продукции. 5. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, будет возможно только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Действующей редакцией Закона о рекламе проведение таких акций разрешается в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Внесены и новые требования к самой рекламе алкогольной продукции: 1. В рекламе не должна будет содержаться информация о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов. 2. В рекламе любой алкогольной продукции запрещено будет использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В настоящее время такое требование распространяется только на рекламу пива и пивных напитков, для рекламы остальной алкогольной продукции установлен запрет на использование образов несовершеннолетних.

Документ:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие последствия несет непредоставление информации для внесения в торговый реестр? ("Торговое право", 2012, N 5) Текст документа

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие последствия несет непредоставление информации для внесения в торговый реестр?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1> органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и Порядком его формирования. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 28.11.2011. N 48. Ст. 6728.

Форма торгового реестра, а также Порядок его формирования утверждены Приказом Минпромторга России от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" (далее по тексту - Приказ). Согласно приложению N 2 к Приказу формирование торгового реестра осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации путем внесения в него сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), а также о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Внесение в реестр сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), производится двумя способами, а именно: 1) по заявлению хозяйствующего субъекта о внесении сведений в торговый реестр с приложением необходимой информации и необходимых документов; 2) по результатам сбора сведений органом государственной власти субъекта Российской Федерации и на основании акта данного органа государственной власти. Внесение изменений и (или) исключение сведений, содержащихся в торговом реестре, производится по такой же схеме. Таким образом, рассматриваемые положения Приказа Минпромторга России носят диспозитивный характер и не предполагают наступления каких-либо последствий для хозяйствующих субъектов, в том числе в виде ответственности. Их невыполнение хозяйствующими субъектами не образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушений, и не подпадает под действие ст. 19.7 данного Кодекса. Следует отметить, что подготовленным Правительством РФ проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> предусмотрено изменение характера вышеприведенной нормы на обязательный и посредством этого возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, обязанности по предоставлению соответствующих сведений для ведения торгового реестра. С учетом этого изменения запроектировано дополнение Кодекса РФ об административных правонарушениях соответствующей статьей, предусматривающей административную ответственность за невыполнение хозяйствующим субъектом обязанности по предоставлению в торговый реестр соответствующих сведений в виде административного штрафа от 20 тыс. рублей до 100 тыс. рублей в зависимости от категории хозяйствующего субъекта (индивидуальный предприниматель/юридическое лицо). -------------------------------- <1> Официальный сайт ФАС России // http:// www. fas. gov. ru/ legislative - acts/ legislative - acts_50895.html.

С учетом действующей редакции Приказа, предусматривающего в общих чертах правила ведения торговых реестров субъектов Российской Федерации и отнесение ряда вопросов на уровень "акта данного органа государственной власти", представляется некорректным установление административной ответственности на федеральном уровне и наделение полномочиями по контролю и применению мер воздействия за данное нарушение антимонопольного органа. Если ведение торговых реестров субъектов Российской Федерации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, то, во-первых, механизм предоставления сведений для внесения в торговый реестр должен регламентироваться актом соответствующего - регионального уровня, а во-вторых, ответственность за нарушение такого акта должна устанавливаться законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). На данное обстоятельство субъектам Российской Федерации целесообразно обратить особое внимание при обсуждении и согласовании вышеназванного проекта Федерального закона.

А. А.Кондакова Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

------------------------------------------------------------------

Название документа