Интернет как важный канал социализации несовершеннолетних

(Самойлов М. Г.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 3) Текст документа

ИНТЕРНЕТ КАК ВАЖНЫЙ КАНАЛ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

М. Г. САМОЙЛОВ

Самойлов М. Г., доцент кафедры государственного, административного права и правоохранительной деятельности Московской государственной академии водного транспорта, кандидат юридических наук.

В настоящее время в нашу повседневную жизнь все более активно входит Интернет. Доступ к нему еще более упрощается с появлением большого числа интернет-клубов. Все чаще приходится слышать критику со стороны родителей в отношении времяпрепровождения их детей. Главное недовольство вызывают социальные сети, игры и доступ к порносайтам в Интернете. Учитывая вышеперечисленное, мы решили провести социологическое исследование, направленное на выявление роли Интернета в формировании ценностей, установок и взглядов современных несовершеннолетних.

Эмпирическая база исследования

В 2008 — 2011 гг. мы изучали работников и посетителей интернет-клубов, расположенных в г. Рыбинске Ярославской области и г. Иваново. Опрашивались только несовершеннолетние посетители (14 — 17 лет). Выборочная совокупность по г. Рыбинску n = 87, по г. Иваново n = 132. Опрос проходил в мае 2009 г. в ДОЛ «Строитель». Опрос учащихся 10 — 11 классов школы N 10 г. Рыбинска Ярославской области (n = 43). Также были опрошены в качестве экспертов учителя школ N 10 и 5 г. Рыбинска Ярославской области (n = 12). Кроме того, был проведен экспертный опрос участковых уполномоченных полиции г. Рыбинска и г. Иваново (n = 17). Количественный анализ данных выполнен с помощью специального пакета программ SPSS 11.0 (Statistical Package for Social Sciences). Графическое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2010 и Microsoft Word 2010. Достоверность полученных результатов. Внешняя валидность данных, полученных с помощью применяемых автором методик, оценивалась путем сопоставления с результатами, выявленными с помощью других методик, предназначенных для решения схожих исследовательских задач и прошедших предварительную проверку на валидность.

Основные выводы

Как известно, на индивида воздействует 6 каналов макросреды и три канала микросреды. Наибольшее влияние оказывают родители, друзья и СМИ. Мы согласны с А. М. Яковлевым, что «социальные ценности, нормы поведения, вкусы, взгляды, предпочтения, их восприятие и условие есть результат и содержание процесса социализации человека. Преступление связано с недостатками процесса социализации» <1>. ——————————— <1> Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971. С. 35, 140.

Психологи, педагоги, социологи активно изучают роль Интернета в формировании личности, ими успешно решены уже многие задачи. В свою очередь, мы как юристы должны помочь разработать на их основании вывод, рекомендации для законодательной власти, с тем чтобы ограничить влияние некоторых негативных интернет-ресурсов на формирование подрастающего поколения. В целом выводы ученых сводятся к тому, что Интернет для молодежи заменяет живое общение и является одним из основных способов ухода от повседневных проблем. Так, С. Л. Таланов отмечает, что «социальные сети — не только возможность создания новых знакомств и поддержания уже существующих отношений. Это — один из способов уйти из реальности (реальных проблем)» <2>. ——————————— <2> Таланов С. Л. Социальные сети и развитие личности // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2011. С. 23 — 25.

Кроме того, необходимо признать, что в условиях трансформации российского общества родители и учителя перестали быть основными источниками передачи ценностей, образцов поведения, норм. Для значительной части молодежи Интернет более важен, чем книги, телевидение, радио. Соответственно, необходимо через Интернет передавать социально значимые ценности, оградить наших детей от сайтов, содержащих сцены насилия, пропагандирующих употребление наркотических веществ. Нас как исследователей интересовала прежде всего структура досуга несовершеннолетних. Причем мы специально в качестве объекта социологического исследования выбрали законопослушных учащихся (таблица 1).

Таблица 1. Основные формы времяпрепровождения несовершеннолетних обучающихся в школе N 10 г. Рыбинска (в %, от числа ответивших <*>)

——————————— <*> Респондент мог дать несколько ответов.

Структура досуга Учащиеся

Юноши n = 20 Девушки n = 23

У меня его практически нет — 3

Как правило, дома — 1

Хожу на дискотеки 23 83

Интернет 40 52

Посещаю салоны с игровыми автоматами 9 —

В спортивной секции 17 23

Встречаюсь с друзьями во дворе 24 13

В музыкальной, художественной школе — 27 и т. д.

Как видно по результатам анкетного опроса учащихся 10 — 11 классов школы N 10 г. Рыбинска, значительная часть из них проводит свое свободное время в Интернете, а также в кругу своих друзей и знакомых. Хотя тендерный анализ демонстрирует, что девушки предпочитают тратить свое свободное время на дискотеках. Но учитывая, что дискотеки проходят, как правило, вечером и не каждый день, то получается, что наши респонденты по сумме затраченного времени больше всего свободного времени проводят в Интернете. Далее, мы попросили их прокомментировать, какие именно сайты и поисковые системы они чаще всего посещают. Ответы распределились следующим образом: 64% респондентов юношей отметили, что играют в игры, 23% — общаются в социальных сетях («ВКонтакте»), 11% — проводят время на сайтах своих любимых спортивных команд. Из 100% девушек, которые активно проводят время в Интернете, 65% посещают социальные сети, в основном «Одноклассники» и «ВКонтакте», с целью общения и поиска новых друзей. 35% — осуществляют онлайн-покупки в интернет-магазинах. Мы провели опросы сотрудников интернет-клубов, к большому удивлению и сожалению, оказалось, что в них не заблокирован доступ к порносайтам, не контролируется, кто и на какой сайт выходит. Администраторы интернет-клубов пояснили, что слишком сложно осуществлять контроль за посещаемыми интернет-ресурсами.

Таблица 2. Основные поисковые запросы Интернет несовершеннолетних пользователей в интернет-клубах в г. Рыбинске (в %, от числа ответивших <*>)

——————————— <*> Респондент мог дать несколько ответов.

Запросы Несовершеннолетние интернет-пользователи n = 219

г. Рыбинск n = 87 г. Иваново n = 132

Сайты эротического содержания 76 89

Онлайн-магазины 68 82

Рефераты, сочинения 67 57

Онлайн-игры 65 86

Вопросы, касающиеся межличностных 57 68 отношений

Сведения о знаменитостях 43 38

Ставки на спорт 41 46

и другие 1 2

Как видно из таблицы, значительное время подрастающее поколение уделяет сайтам эротического содержания. Если провести тендерный анализ, то мы увидим, что данные сайты юноши посещают в среднем в четыре раза больше.

Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли ужесточить контроль в интернет-клубах (кафе) за доступом к интернет-ресурсам?» (в %, от числа ответивших)

Мнение респондентов Несовершеннолетние интернет-пользователи n = 219

г. Рыбинск n = 87 г. Иваново n = 132

Необходимо контролировать доступ к 64 25 интернет-ресурсам

Не надо ничего менять 12 53

Ограничить доступ к порносайтам и 24 22 сайтам, разжигающим межнациональную рознь

Как видно из таблицы 3, мнения респондентов по данному вопросу существенно расходятся. Если рассматривать их с учетом тендерного анализа, то мы видим следующую картину: значительная часть девушек (89%) считает, что необходимо повсеместно ограничить доступ к порносайтам и сайтам, разжигающим межнациональную рознь. У юношей ответы на этот вопрос распределились следующим образом: — 21% — необходимо контролировать доступ к интернет-ресурсам; — 57% — не надо ничего менять; — 22% — ограничить доступ к порносайтам и сайтам, разжигающим межнациональную рознь. Из 219 респондентов почти 99% указали, что их родители против того, чтобы они проводили много времени в Интернете. В силу того, что не все родители имеют достаточные навыки пользования персональным компьютером и сетью Интернет, а также учитывая множество стереотипов относительно «неких опасностей, которые в себе заключает Интернет», родители предпочитают не столько ограничивать доступ к сайтам, сколько ограничивать время, проведенное несовершеннолетним у компьютера.

Таблица 4. Ответы участковых уполномоченных полиции на вопрос: «Как Вы считаете, какие меры ответственности необходимо предусмотреть для несовершеннолетних интернет-пользователей, их родителей и работников интернет-клубов за доступ к сайтам, содержащим порнографические материалы?» <*>

——————————— <*> Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Мнение респондентов Ранг

г. Рыбинск г. Иваново n = 12 n = 5

Предусмотреть уголовную ответственность для 1 8 несовершеннолетних интернет-пользователей, их родителей и работников интернет-клубов за доступ к сайтам, содержащим порнографические материалы

Предусмотреть административную ответственность 2 3 для несовершеннолетних интернет-пользователей, их родителей и работников интернет-клубов за доступ к сайтам, содержащим порнографические материалы

Применять меры ответственности только к 3 5 работникам интернет-клубов

Применять меры ответственности только к родителям 4 4 несовершеннолетних

Предусмотреть штраф для несовершеннолетних за 5 7 просмотр сайтов, содержащих порнографические материалы

Ввести комендантский час для интернет-клубов 6 6

Проводить профилактические беседы с 7 1 несовершеннолетними и их родителями

Посещать с проверкой интернет-клубы 8 2

Несмотря на то что по некоторым предложениям мнения экспертов совпадают, есть принципиальные отличия в предлагаемых мерах. Как видно из таблицы, участковые уполномоченные полиции из областного центра предлагают более взвешенные и реалистичные меры ответственности за доступ к сайтам, содержащим порнографические материалы. Действительно, только запретительными мерами ситуацию не исправить. Необходим комплексный подход. Старший участковый уполномоченный полиции г. Рыбинска Алексей Владимирович пояснил: «Проведение профилактических мероприятий займет много времени. И чтобы вести реальную борьбу, а не декларировать это на бумаге и не скрываться за такими красивыми фразами, как «комплексный подход», «оптимизация», «повышение эффективности», необходимо за счет муниципального бюджета ввести несколько штатных единиц, которые занимались бы только контролем интернет-клубов. Существующий штат сотрудников этого не обеспечит. И не стоит взваливать всю работу только на полицию. Тут необходима слаженная совместная работа Комиссии по делам несовершеннолетних, школ и некоммерческих организаций». Особый интерес для нас представляет мнение работников интернет-клубов. Так, один из администраторов г. Рыбинска пояснил, что неоднократно в компьютере обнаруживал скаченные из сети порноролики, содержащие материалы насилия над несовершеннолетними. Администратор обратился к участковому уполномоченному полиции с заявлением по данному факту. Участковый уполномоченный пояснил, что граждан, которые скачивают из сети данные материалы, необходимо брать «с поличным», т. е. необходима аудио — и видеофиксация. Кроме того, даже при такой ситуации дело не будет возбуждено из-за отсутствия состава преступления (ответственность предусмотрена лишь за «изготовление, хранение и перемещение через госграницу в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а равно привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера) <3>. ——————————— <3> Уголовный кодекс РФ. Ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

В связи с вышеозначенным мы предлагаем дополнить ч. 1 ст. 242.1 УК РФ пунктом «а»: «просмотр в общественных местах материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». И предусмотреть наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. или иного дохода. С учетом сказанного предлагаем отдельно кодифицировать нормы, касающиеся информационной безопасности, и разработать Кодекс охраны интернет-среды.

Литература

1. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971. С. 35, 140. 2. Таланов С. Л. Социальные сети и развитие личности // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2011. С. 23 — 25. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *