О некоторых аспектах информационной безопасности несовершеннолетних на примере Пермского края

(Новикова Н. В., Брылева Е. А.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 6) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Н. В. НОВИКОВА, Е. А. БРЫЛЕВА

Новикова Наталья Викторовна, заведующая кафедрой правовых дисциплин и методики преподавания права Пермского гуманитарно-педагогического университета, кандидат юридических наук.

Брылева Елена Александровна, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Пермского гуманитарно-педагогического университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируются понятия безопасности, в том числе понятие информационной безопасности несовершеннолетних. Автор указывает на возникновение новых угроз со стороны Всемирной сети Интернет и предлагает возможные пути решения.

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, несовершеннолетние, родители, Интернет.

On some aspects of informational security of minors as exemplified by the Perm region N. V. Novikova, E. A. Bry’leva

Novikova Natal’ya Viktorovna, candidate of juridical sciences, Head of the Chair of Law Disciplines and Methods of Teaching of Law of Perm Humanitarian Pedagogical University.

Bry’leva Elena Aleksandrovna, candidate of juridical sciences, assistant professor of the Chair of Law Disciplines and Methods of Teaching of Law of Perm Humanitarian Pedagogical University.

This article analyzes the concept of security, including the concept of information security minors. The author points to the emergence of new threats from the world of the Internet and offers possible solutions.

Key words: security, information security, juvenile, the parents, the Internet.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг. (утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) определила, что «обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России» <1>. Более того, данная национальная стратегия отмечает нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Речь идет в первую очередь об информации, поступающей без контроля из Всемирной сети. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 — 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. N 23. Ст. 2994.

Очевидно, что в числе основных направлений безопасности личности должна быть защита интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере. Это обусловлено в первую очередь его возрастными, психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что он в наибольшей степени подвержен негативному воздействию от информации, наносящей вред его здоровью и нравственному развитию. Особо следует выделить проблему воздействия Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире — после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Однако по количеству самоубийств среди подростков 15 — 19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тыс. подростков. В июне 2013 г. в Пермском крае покончила жизнь самоубийством несовершеннолетняя девочка, проводившая время без контроля на сайте с призывами «к вечному блаженству». Анализ результатов социологического исследования в г. Перми и Пермском крае <2> позволил сделать ряд определенных выводов. ——————————— <2> Выборочная совокупность социологического исследования составила 1034 человека.

Интернет стал основным источником и общения, наряду с этим и фактором социализации молодежи. Информация, полученная в глобальном пространстве, также оказывает воздействие на формирование нормативной модели поведения молодежи. Респонденты отметили, что свободное время проводят в Интернете 57%, в среднем три и более часа, и лишь треть (29,5%) указала, что родители ограничивают время пользования компьютером и Интернетом. Большинство указали, что они просматривают видеоролики в Интернете со сценами насилия (всего 61,8% ответили «да» и «и/или иногда»), жестокости (75,2%), террористических актов (61,2%), массовых беспорядков (79,7%), порнографии (46,8%). При просмотре таких видеороликов испытывают отвращение 66,7%, страх — 35,6%. Настораживает, что треть просматривают такие ролики с интересом (35,6%), а в единичных ответах с наслаждением. Молодежь бессознательно усваивает образцы противоправного поведения и потенциально может воспринять модель противоправного поведения и применить ее в жизни. Происходит передача определенного эмоционального заряда или психического настроя, которое усиливается путем многократного отражения сцен противоправного поведения по моделям обычной цепной реакции, т. е. происходит «реакция заражения». Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных СМИ — требование международного права (ст. 17 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.): «Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка»; Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 декабря 2006 г. о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Рекомендации Rec(2006)12 Комитета министров государствам — членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. и др.). Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <3> внес изменения в ряд законодательных актов, в части контроля над Всемирной сетью, однако механизм до настоящего времени не отработан. ——————————— <3> Российская газета. Федеральный выпуск N 5845. 30.07.2012.

Вместе с тем увлеченность молодежи Интернетом можно использовать и в целях профилактики правонарушений и, соответственно, безопасности. Так, наиболее востребованные источники информации о правах — это специальные сайты (29,1%), специальные страницы в Интернете (24,8%), социальные сети (15,2%), но при этом значительная часть (38,2%) отметила и самостоятельное изучение. Каждый десятый (9,1%) — тематический диск. Вполне ожидаемым было, что для современной молодежи самыми актуальными источниками является коммуникационное интернет-пространство и знания на цифровых носителях. Интересны молодежи социальные сети (88%), видео — и музыкальные сайты (42,2%) и новостные (27,1%). Считаем необходимым использовать эти порталы для правового просвещения молодежи и других социально-демографических групп, открывая на них тематические страницы, размещая баннеры, использовать бегущую информационную строку, создавать тематические группы. Положительным примером использования социальных сетей является деятельность уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, который имеет свою страничку в сети «ВКонтакте». Каждый желающий может задать интересующий его вопрос и получить необходимую информацию, а также заявить о его нарушенных правах. Также необходимо заниматься просвещением родительской аудитории, для чего также можно использовать Интернет, например, «всплывающие окна» с информацией о необходимости контроля за пользованием детьми социальными сетями. Положительным примером может служить молодежная политика Пермского края. Так, в Пермском крае в общественных формированиях состоят более 1200 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Это клубы юных правоведов, юных инспекторов движения, отряды кадетов, которые принимают активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий, обеспечивают охрану общественного порядка, безопасность учащихся при проведении туристических слетов, проводят волонтерскую работу. Отметим, что имеется положительный опыт привлечения к сотрудничеству образовательных учреждений системы органов внутренних дел. Так, в школе-интернате N 1 Орджоникидзевского района г. Перми создан отряд правоохранительной направленности «Русичи». Для поднятия престижа отряду придан высокий статус за счет внедрения инновационных методов и нетрадиционных форм работы, привлечения к совместной деятельности сотрудников органов внутренних дел, ОГО ВФСО «Динамо». Задачами отряда являются: правовое просвещение, развитие законопослушного поведения, включение каждого подростка в обучающую, спортивную, творческую, волонтерскую деятельность. С целью правового просвещения действует в Пермском крае и сеть военно-патриотических клубов, на базе которых проводится военно-спортивная подготовка школьных команд к участию в районных, городских соревнованиях, проводимых Департаментом образования, другими ведомствами и общественными организациями. Основные задачи клуба: физическое развитие подростков, приобщение к различным видам спорта, освоение правовых способов разрешения конфликтных ситуаций. В летний период времени стали уже традицией профильные смены, где изучаются в том числе и вопросы безопасности. В последнее время активно обсуждается вопрос, и он авторами поддерживается, о необходимости создания государственной системы информационной безопасности, которая должна включать систему органов законодательной, исполнительной, в том числе пенитенциарной и судебной, власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений и граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Основными функциями системы информационной безопасности должны быть: выявление и прогнозирование угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; осуществление системы мер по их нормальному функционированию.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. N 20. Ст. 2444. 2. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск N 5845. 30.07.2012. 3. Словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *