Интеллектуальное право в социальных сетях

(Апарышев И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 33)

Текст документа

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРАВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, аспирант МАОК, магистрант Финансовой академии Правительства РФ, г. Москва.

В социальных сетях размещены многочисленные объекты интеллектуального права: фотографии, книги, видеозаписи. Многие выкладывают в сети результаты своего творческого труда в надежде получить положительные отзывы и «лайки» друзей. А вы знаете, что размещенные вами материалы администрация может использовать по своему усмотрению?

Случай из жизни

Поводом для написания этой статьи стал неприятный случай из жизни. Один мой близкий друг активно работает в Интернете, в частности в отечественных социальных сетях. Он фотограф и использует свою персональную страницу для поиска новых клиентов, общения с коллегами по цеху и рекламы своих услуг. Наиболее удачные фотографии он размещает в специально созданном для этого разделе фотоальбома — портфолио.

Пару месяцев назад по заказу состоятельных родителей мой друг сделал шикарные снимки милого малыша. От них было получено официальное разрешение на демонстрацию этих фотографий в Интернете.

На днях ему позвонил заказчик и в грубой форме попросил объяснить, как их чудный ребенок попал в рекламу известных подгузников. Моему другу оставалось только разводить руками и выслушивать оскорбления в свой адрес.

Так каким образом эти фотографии попали в рекламу? Кто имел право их использовать и где искать правду?

Осторожность не бывает лишней

Сегодня все чаще можно услышать совет: будьте осторожны при размещении информации в Интернете и не заходите на плохие сайты.

Действительно, осторожность и предусмотрительность не бывают лишними и не повредят как ребенку, так и взрослому. Регистрируясь на очередном сайте, мы крайне редко обращаем внимание на какую-либо документацию, смело ставим крестик, позволяющий быстрее пройти все эти административные процедуры. Только когда дело доходит до реальной проблемы, пользователь, как и мой друг, призывает к справедливости, а где ее найти, когда вокруг одни крестики да галочки?

Существует много предположений о том, что социальные сети финансируются специальными службами и государство поддерживает их развитие, что это дело рук сообществ антисемитов и прочих ксенофобов. Скорее всего, это останется лишь гипотезами. А вот о сомнительных условиях общедоступных и прозрачных пользовательских соглашений сказать стоит.

Согласно данным уважаемого исследовательского агентства Insites Consulting, более 1 млрд. человек пользуются различными социальными сетями во всем мире, что составляет более 70% всех интернет-пользователей.

Площадка Facebook является крупнейшей в мире, количество ее зарегистрированных пользователей уже превышает 750 млн. человек, и она является самым востребованным в России зарубежным сайтом. Сеть «ВКонтакте» является отечественным аналогом, и ее аудитория превысила отметку 100 млн. зарегистрированных пользователей. В связи с этим целесообразно разобрать положения пользовательских соглашений этих социальных сетей. Все остальные действуют по аналогии.

«ВКонтакте»

Согласно п. 6.1.1 пользовательского соглашения (далее — соглашение) контентом признаются все объекты, размещенные на сайте, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты, программы, музыка, звуки и другие объекты и их подборки.

В соответствии с п. 6.2.4 соглашения, размещая свой контент в любой части сайта, пользователь автоматически безвозмездно предоставляет администрации неисключительное право на его использование путем копирования, публичного исполнения, воспроизведения, переработки, перевода и распространения для целей сайта или в связи с ними, в том числе для его популяризации. Администрация может изготавливать производные произведения или вставлять контент пользователя в качестве составных частей в соответствующие сборники, совершать иные действия, служащие достижению указанных целей.

Facebook

Facebook в качестве регулятора отношений предлагает положение о правах и обязанностях (далее — положение). Здесь контентом признаются фотографии и видеоматериалы, на которые распространяются права интеллектуальной собственности.

Согласно подп. 1 п. 2 положения, размещая контент в виртуальном пространстве этой социальной сети, пользователь предоставляет им переуступаемую, передаваемую в порядке сублицензирования, свободную от роялти, глобальную лицензию на использование любых материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, размещаемых или каким-либо способом связанных с сайтом.

Удаление информации: не все так просто

Хочется обратить внимание на то, что, как только ваш контент попадает в одну из социальных сетей, у администрации сайта возникает полное право использовать предметы вашего интеллектуального труда в своих коммерческих целях.

Среди пользователей социальных сетей бытует мнение, что для того, чтобы удалить информацию о себе, достаточно аннулировать профиль. Как бы не так!

Пункт 6.2.3 соглашения «ВКонтакте» гласит, что, размещая свой контент на сайте, пользователь передает администрации право делать его копии. При этом согласно п. 6.2.5 соглашения администрация вправе сохранять архивные копии пользовательского контента в течение неопределенного срока.

В данном аспекте организационный порядок Facebook имеет более четкие границы. Так, в соответствии с подп. 2 п. 2 положения при удалении материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, они удаляются безвозвратно. Несмотря на это, удаленный контент может сохраняться в виде резервных копий.

Кто хозяин?

«Я хозяин своей страницы!» Это еще одно заблуждение многих пользователей социальных сетей. Сайт и все содержащие его материалы (контент) являются собственностью администрации. Поэтому не стоит удивляться, когда ваши фотографии будут удалены, а профиль внезапно закрыт для входа.

Таким образом, мой близкий друг стал еще одной жертвой быстрого чтения в Интернете. Поэтому призывать администрацию к справедливости бесполезно. Как говорится, читайте мелким шрифтом!

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *