Возможности и перспективы осуществления мониторинга российского законодательства с помощью интернет-ресурсов

(Туранин В. Ю.) («Российская юстиция», 2014, N 2) Текст документа

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ <1>

В. Ю. ТУРАНИН

——————————— <1> Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации подведомственным вузам на выполнение НИОКР: проект N 6.2866.2011.

Туранин В. Ю., кандидат юридических наук, доцент, председатель постоянной комиссии по нормотворческой деятельности, вопросам местного самоуправления и депутатской этике земского собрания «Дубовское сельское поселение» Белгородского района Белгородской области.

В статье определена сущность мониторинга, актуализирована его динамическая составляющая, выделены виды мониторинга российского законодательства, проводимого с помощью интернет-ресурсов. Автором представлена собственная оценка имеющихся возможностей осуществления мониторинга российского законодательства с помощью интернет-ресурсов, определены перспективы его развития.

Ключевые слова: право, мониторинг, законодательство, интернет-ресурсы.

The article defines the essence of monitoring actualized its dynamic component, highlighted monitoring activities of the Russian legislation, conducted with the help of internet resources. Presented by the author’s own estimate available capacity to monitor Russian legislation with the help of internet resources, defined its development prospects.

Key words: law, monitoring, legislation, internet resources.

Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в настоящий момент воспринимается как один из основных инструментов обеспечения ответственного принятия государственных решений. Помимо активного обсуждения данной проблематики в научном юридическом сообществе <2> в 2011 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» <3>. В соответствии с данным Указом, федеральным органам исполнительной власти и региональным властям поручено осуществлять мониторинг правоприменения. Основными целями проведения мониторинга являются: ——————————— <2> Правовой мониторинг: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова, Д. Б. Горохова. М., 2009; Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики: Монография / Под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010; Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М., 2009; Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Концепция мониторинга нормативно-правовых актов. М., 2011; Жужгов И. В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006; Невеселов А. А. Правовой мониторинг и государственная политика: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. <3> Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 25 мая. Федеральный выпуск N 5486.

— ликвидация противоречий между нормативно-правовыми актами; — устранение коррупциогенных факторов; — совершенствование правовой системы. Координация проводимого мониторинга в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. В развитие данного Указа была утверждена соответствующая Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации <4>. В этой связи, как справедливо отмечается в одном из ежегодных докладов Совета Федерации Российской Федерации, посвященном состоянию отечественного законодательства, «если мы не научимся, принимая законы, понимать, в какой мере в целом они полезны и исполняемы, если мы не приучим чиновника ориентироваться на данные мониторинга, в котором свою роль будут играть экспертные сообщества, институты гражданского общества, нам не удастся решить ни одной из поставленных задач» <5>. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 N 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 35. Ст. 5081. <5> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 февраля 2006 г. N 36-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 7. Ст. 746.

Следует обратить внимание на то, что, в отличие от мониторинга правоприменения, официальных установок на проведение мониторинга российского законодательства в настоящее время не существует. При этом такой мониторинг проводится весьма активно и самыми различными субъектами. Помимо Министерства юстиции Российской Федерации, для которого эта деятельность является объективно необходимой, мониторинг российского законодательства осуществляется и подразделениями различных государственных органов, научных и учебных заведений: Центром мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации Российской Федерации, отделом мониторинга законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, центром мониторинга государственного управления и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и др. Отметим, что мониторинг — это постоянная и систематическая деятельность, связанная со сбором и анализом информации о каком-то конкретном объекте. Он основан на наблюдении за развитием исследуемого объекта с целью выявления его признаков, формулировании оценки его развития и воздействия на определенные общественные отношения. В этой связи мониторинг не может быть неким статичным явлением, его основной признак — это динамика, позволяющая оценивать объект в соответствии с четкими горизонтами времени. Как справедливо заметил Н. Н. Куняев, «повсеместное развитие информационно-коммуникационных технологий отразилось на современных правоотношениях» <6>. Это действительно так, под воздействием глобальной сети меняются общественные отношения, совершенствуется их правовое регулирование, трансформируются коммуникации, возрастает роль информации в жизни общества. Поэтому в условиях развития современного мира необходимую эффективность мониторингу придает его «привязка» к коммуникативному пространству Интернета. ——————————— <6> Куняев Н. Н. Основные направления и условия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 8. С. 4.

В настоящее время мониторинг законодательства в интернет-пространстве проводится многими субъектами российского права, имеющими соответствующие информационно-коммуникационные ресурсы. В результате проведенного выборочного анализа различных порталов и сайтов исследуемой тематики, мы пришли к выводу о том, что теоретически можно выделить три вида мониторинга российского законодательства, основанного на использовании интернет-ресурсов: — общий; — корпоративный; — ведомственный. Общий мониторинг осуществляется в рамках функционирования интернет-портала правовой информации, который является официальным СМИ (сетевым изданием) и входит в государственную систему правовой информации. Он обеспечивает в том числе свободный, бесплатный, круглосуточный доступ к правовым актам в разделах «Законодательство России» и «Официальное опубликование правовых актов», а также информирование общественности о новых поступлениях законодательства Российской Федерации <7>. При этом следует отметить, что данный портал изначально был создан как официальный публикатор правовых актов во всемирной паутине и осуществление мониторинга законодательства — это, скорее, его вспомогательная функция. ——————————— <7> URL: http://pravo. gov. ru/ Inform/about. html (дата обращения: 06.12.2013).

Корпоративный мониторинг проводят некоторые юридические лица, для которых эта деятельность является важной и необходимой по своей сути. Он может осуществляться как для реализации коммерческой цели, когда результат мониторинга — это определенный интеллектуальный продукт, который может быть реализован, так и для внутрикорпоративного использования. Примером первой ситуации может являться мониторинг федерального и регионального законодательства, проводимый компанией «Гарант». На ее сайте существуют специальные рубрики «Федеральные горячие документы» и «Региональные горячие документы» <8>. В них представлены новые документы с краткими комментариями (обзорами), подготовленными специалистами компании «Гарант», которые публикуются ежедневно и в режиме реального времени. Кроме этого, на данном сайте представлена Энциклопедия мониторинга, предназначенная для изучения изменений в интересующей отрасли права за определенный период времени. Следует отметить, что результаты мониторинга, проводимого компанией «Гарант», транслируются и на многих других порталах и сайтах. К примеру, на информационном портале юга России <9>, на сайте Сибирского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ <10> и т. д. ——————————— <8> URL: http://www. garant. ru/ hotlaw/federal/ (дата обращения: 07.12.2013). <9> URL: http://infokam. su/627 (дата обращения: 08.12.2013). <10> URL: http://www. sapanet. ru/ GiMS/GiMS. aspx? Page=17 (дата обращения: 08.12.2013).

Примером второй ситуации может являться мониторинг, который проводится некоторыми некоммерческими организациями, а также крупными юридическими фирмами. К примеру, мониторинг регионального законодательства осуществляет ассоциация «Совет муниципальных образований Белгородской области», он отражается на ее сайте <11>. При этом следует отметить, что данный мониторинг проводится прежде всего во внутрикорпоративных целях. Это становится очевидным исходя из содержания п. п. 2.1.1 и 2.1.2 Устава данной ассоциации <12>. ——————————— <11> URL: http://www. asmobel. ru/ (дата обращения: 06.12.2013). <12> URL: http://www. asmobel. ru/ pages. php? url=/docs/ (дата обращения: 06.12.2013).

Кроме этого, например, юридическая компания Tenzor Consulting Group уже на протяжении многих лет осуществляет мониторинг федерального законодательства. Как отмечается на ее сайте, «эксперты нашей компании занимаются ежедневным мониторингом изменений в законодательстве и подготовкой еженедельных обзоров этих изменений. Это связано с тем, что гарантировать клиенту результат возможно только в условиях полной информированности об изменениях в сфере права» <13>. Данный тезис компании также свидетельствует в том числе и о внутрикорпоративных целях при осуществлении мониторинга законодательства. ——————————— <13> URL: http://www. tencon. ru/ monitoring (дата обращения: 06.12.2013).

Существует ведомственный интернет-мониторинг российского законодательства. Примером здесь может являться соответствующая деятельность Министерства юстиции Российской Федерации, на сайте которого мониторинг российского законодательства отражается сразу в нескольких ракурсах: — функционирует портал «Нормативные правовые акты Российской Федерации», на котором представлены как текущие редакции нормативных правовых актов, так и предыдущие. Кроме того, доступны дополнительные сведения: информация о юридической экспертизе, опубликовании и обнародовании и т. д. <14>; ——————————— <14> URL: http://minjust. ru/ru/ activity/databases (дата обращения: 07.12.2013).

— периодически обновляется банк данных «Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации» <15>; ——————————— <15> URL: http://minjust. consultant. ru/ (дата обращения: 07.12.2013).

— существует портал о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменения <16>, на котором также можно найти некоторые элементы мониторинга. ——————————— <16> URL: http://minjust. ru/ ru/portal_pravoprimeneniya (дата обращения: 07.12.2013).

Следует отметить, что мониторинг действующего российского законодательства проводит и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его результаты есть в открытом доступе, они отражены на сайте данного министерства <17>. ——————————— <17> URL: http://www. mchs. gov. ru/ law/law_monitoring (дата обращения: 07.12.2013).

Мониторинг российского законодательства, проводимый с использованием интернет-ресурсов, характеризуется перманентной динамикой. Полагаем, что это вряд ли может быть оспорено. Каждый может узнать его результаты в режиме реального времени. В этой связи обладает ли необходимой динамикой мониторинг, который осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, Центром мониторинга права при Совете Федерации и другими субъектами, которые упоминались выше, при отсутствии связи с Интернетом? Это вопрос спорный. С одной стороны, мы можем, к примеру, изучить доклад Совета Федерации, посвященный состоянию российского законодательства, в котором использованы результаты проведенного мониторинга, и сделать необходимые выводы. Но, с другой стороны, насколько это актуально для практикующего юриста, которому нужно знать ситуацию ежедневно, что называется «здесь и сейчас»? В этой связи наша точка зрения заключается в том, что мониторинг российского законодательства все-таки должен осуществляться на современной платформе, с использованием интернет-ресурсов. Тогда он будет максимально эффективен. Как мы видим, в этом заинтересованы различные участники современных общественных отношений. Поэтому полагаем, что необходимо создание крупного портала, посвященного мониторингу российского законодательства. Как мы уже отмечали, для существующего интернет-портала правовой информации мониторинг не является основным вектором функционирования и развития. Поэтому нужен отдельный портал, модераторами которого могли бы выступить обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также региональные органы законодательной власти. Вполне возможно и нормативное закрепление данной концепции. Кроме этого, с нашей точки зрения, целесообразна трансляция идеи мониторинга с привлечением интернет-ресурсов и на муниципальный уровень, в целях создания портала муниципальных правовых актов. Однако для этого нужна системная организованность в сфере обработки результатов муниципального правотворчества, которой в настоящее время, к сожалению, нет. В этой связи полагаем, что вполне возможно создание общероссийского Совета муниципальных образований, который мог бы выступить модератором мониторинга муниципальных правовых актов. При этом, безусловно, он должен обладать необходимой информационно-коммуникационной платформой.

Список использованной литературы

1. Правовой мониторинг: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова, Д. Б. Горохова. М., 2009. 2. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики: Монография / Под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010. 3. Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М., 2009. 4. Российская газета. 2011. 25 мая. Федеральный выпуск N 5486. 5. Собрание законодательства РФ. 2011. N 35. Ст. 5081. 6. Собрание законодательства РФ. 2006. N 7. Ст. 746. 7. Куняев Н. Н. Основные направления и условия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 8.

——————————————————————

Название документа