Основные направления совершенствования правовой защиты детей от распространения через информационно-коммуникационные сети информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

(Маркарьян Р. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 4) Текст документа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ

Р. В. МАРКАРЬЯН

Маркарьян Р. В., Московский гуманитарный университет.

Одним из важнейших направлений обеспечения и развития правовых основ информационной безопасности как краеугольного принципа совершенствования правового регулирования распространения информации через информационно-коммуникационные сети выступает необходимость первоначального определения меры должного поведения применительно к самым незащищенным с правовой точки зрения субъектам, фактически участвующим в информационных отношениях, — детям. В этих условиях на первый план выходит проблема правовой защиты детей от распространения через информационно-коммуникационные сети информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Начать рассмотрение данного вопроса целесообразно с международно-правовых аспектов. Как известно, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей <1>. ——————————— <1> Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право. 1999. N 4.

Признавая в ст. 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка «к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка», Конвенция ООН о правах ребенка <2> ориентирует государства на поощрение разработки «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию» <3>. ——————————— <2> Принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. <3> Cyberspace and the American Dream: A Magna Carta for the Knowledge Age: Release 1.2 (2010).

В таких условиях особое значение приобретает идея использования для регулирования интернет-отношений правовой конструкции средства массовой информации с его обязательной регистрацией. При таком подходе, как представляется, под средством массовой информации помимо его основных традиционных форм (газета, журнал, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации) должно пониматься и сетевое периодическое издание (интернет-СМИ). В качестве правовой основы для охраны несовершеннолетних от растления может быть принята ст. 34 названной Конвенции, обязывающая государств-участников «защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения», принимать в этих целях все необходимые меры для предотвращения, в частности, «склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности», «использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах» <4>. ——————————— <4> Свобода доступа к информации. 2-е изд. М., 2010. С. 123.

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) <5> ориентируют государства на поощрение средств массовой информации к сведению «к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием», требуют «избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме» (принцип 43) <6>. Необходимо отметить, что в последнее десятилетие российское законодательство постепенно приходит к расширенному использованию указанных принципов. ——————————— <5> Приняты Резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. <6> О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера: проект Федерального закона // СПС «Гарант».

Впервые нормативная правовая база для реализации в России указанного руководящего принципа была заложена положениями принятого 3 июля 1998 г. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В дальнейшем рассматриваемая проблема должна быть системно разрешена в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <7>, который вступает в силу с 1 сентября 2012 г. ——————————— <7> Рос. газ. 2010. 31 дек.

Согласно положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» они обеспечивают «защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе… от распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение». Очевидно, что указанная ограничительная норма распространяется и на профессионально непригодную, низкокачественную и не адаптированную к социально-психологическим возрастным особенностям детей печатную продукцию в случаях, когда она содержит информацию, потенциально опасную для физического, нравственного и духовного развития несовершеннолетних. Социальная значимость и острота проблемы информационной незащищенности несовершеннолетних, их родителей, социального института воспитания и семьи в целом проявились в массовых протестах общественности против попыток публичного сексуального просвещения детей, в том числе в СМИ, и нарушения тем самым преимущественного права родителей на воспитание собственных детей <8>. ——————————— <8> Копылов В. А. Информационное право: Учебное пособие. М., 1997.

Это право закреплено в нормах международного и отечественного конституционного и семейного законодательства. Так, Конвенция о правах ребенка, провозглашая в ст. 18, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, обязывает государства-участники уважать ответственность, права и обязанности родителей, в том числе при обеспечении ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия (ст. 3 и 5). Деятельность средств массовой информации в рассматриваемом направлении нарушает и ст. 63 Семейного кодекса РФ, предусматривающую преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Соблюдение указанных норм представляется особенно важным в такой деликатной и связанной с сохранением социальной ценности семьи сфере, как половое воспитание <9>. ——————————— <9> Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации: проект Федерального закона // СПС «Гарант».

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» призван урегулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет. При этом под информационной продукцией понимается предназначенная для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи. К информации, запрещенной для распространения среди детей, в том числе посредством сети Интернет, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера. Кроме того, Законом предусмотрено возрастное ранжирование доступа к информации иных видов (представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани). При этом предусматриваются особые правовые условия распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), должен предоставляться операторами связи, оказывающими телематические услуги связи (провайдером интернет-услуг) в пунктах коллективного доступа, только при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Вместе с тем в настоящее время законодательно так и не определен механизм возмещения вреда, нанесенного в результате оборота данной продукции или информации.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *