Информацию о деятельности саморегулируемых организаций предлагается сделать более доступной

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРЕДЛАГАЕТСЯ СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ДОСТУПНОЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 18 сентября 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

10 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» (далее — законопроект). В случае принятия данного документа саморегулируемые организации (далее — СРО) будут обязаны гораздо более подробно освещать свою деятельность.

В соответствии с действующим законодательством одной из функций СРО является обеспечение информационной открытости деятельности ее членов (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о СРО [1]). Соответствующие сведения могут быть размещены на официальном интернет-сайте организации либо опубликованы в СМИ. Законопроектом предлагается отменить второй способ, т. е. сделать источником информации о деятельности СРО только интернет-сайт. Его электронный адрес должен будет включать доменное имя, права на которое принадлежат СРО.

В законопроекте содержатся требования к частоте обновления данного сайта: новая информация должна публиковаться на нем не позднее пяти рабочих дней с момента наступления события, повлекшего изменение обязательных сведений. Исключение сделано лишь для сведений о компенсационном фонде СРО (при наличии такого фонда): они подлежат опубликованию ежеквартально.

Если же для отдельного вида СРО федеральным законом будет предусмотрено раскрытие дополнительных сведений, то выполнено это должно быть в определенные законом сроки.

Предлагается расширить перечень сведений,

которые обязаны публиковать все СРО

Законопроект предполагает расширение перечня сведений, подлежащих обязательному опубликованию всеми СРО.

1. Все организации будут вести реестр членов (далее — реестр), включающий информацию как о действующих членах СРО, так и о лицах, утративших этот статус. При этом сведения, подлежащие включению в реестр членов СРО, будут единообразны для любых СРО, независимо от сферы деятельности.

В настоящее время такая обязанность установлена только для некоторых видов СРО: для СРО оценщиков, для СРО в сфере градостроительной деятельности, для СРО арбитражных управляющих и др. Однако единых требований к содержанию реестров ни в одном нормативном акте нет, следовательно, внесенные в них сведения могут существенно различаться.

Например, в реестр членов СРО в сфере строительства включается только информация о видах работ, свидетельство о допуске к которым имеет член организации, а также о приостановлении, возобновлении, отказе в возобновлении и прекращении действия данного свидетельства. Что касается реестра членов СРО оценщиков, то он должен содержать сведения о трудовом стаже оценщика, о страховании гражданской ответственности и др.

Несмотря на то, что законопроектом предлагается установить универсальные требования к содержанию реестров, предполагается, что в некоторых федеральных законах сохранятся требования о включении дополнительных сведений в реестр членов СРО. В частности, и реестры членов СРО оценщиков, и реестры членов СРО в сфере градостроительной деятельности будут содержать ту же информацию, что и в настоящее время.

Согласно положениям законопроекта реестр любой СРО будет содержать сведения о соответствии члена СРО условиям членства в такой организации (о результатах профессиональной или предпринимательской деятельности, о наличии соответствующего образования и т. д.), о проводимых в его отношении проверках и о случаях привлечения к ответственности. В отношении лиц, прекративших членство в СРО, в реестре будет содержаться информация о дате и основаниях прекращения членства.

Членов организации обяжут сообщать обо всех изменениях сведений, подлежащих включению в реестр, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем наступления события, повлекшего такие изменения.

2. Должны будут публиковаться электронные копии ряда внутренних документов, большинство которых касаются правил взаимодействия организации со своими членами. В частности, обязательным станет публикация документов, регулирующих:

— порядок осуществления контроля за соблюдением членами стандартов и правил СРО;

— порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО;

— порядок рассмотрения жалоб на действие членов СРО и т. д.

3. Более доступной станет информация об органах управления СРО. Законопроектом предлагается обязать организации предоставлять данные о количественном и персональном составе своего постоянно действующего коллегиального органа управления и исполнительного органа.

4. Больше сведений необходимо будет сообщать о способах обеспечения имущественной ответственности членов СРО.

По общему правилу СРО самостоятельно может выбрать способ обеспечения имущественной ответственности своих членов, однако для некоторых видов СРО он определен федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 24.7 и 24.8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для СРО оценщиков является обязательным и наличие компенсационного фонда, и страхование ответственности оценщика.

Законопроектом предусматривается, что в случае обеспечения имущественной ответственности члена СРО посредством формирования компенсационного фонда организация обязана раскрывать гораздо больше сведений, чем это предусмотрено в действующей редакции Закона о СРО. Так, должны быть доступны данные не только о составе и стоимости имущества, составляющего компенсационный фонд, но также и о фактах осуществления выплат из фонда. Помимо этого надлежит публиковать сведения об инвестиционной декларации, принятой СРО, об управляющей компании и о специализированном депозитарии. Напомним, что в настоящее время подобная информация подлежит размещению на интернет-сайтах отдельных видов СРО (например, СРО арбитражных управляющих, СРО оценщиков).

Ответственность за нарушение правил раскрытия информации

Авторы законопроекта предлагают установить административную ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение СРО обязанностей по раскрытию информации. Это положение коснется лишь тех СРО, членство в которых обязательно. Ответственность будет наступать за повторное совершение в течение календарного года указанных действий. Максимальный штраф может составить до 50 тыс. руб.

За нарушение обязанности по ведению реестра членов СРО и размещению его на сайте, а также за нарушение обязанности по раскрытию сведений о компенсационном фонде СРО (для организаций, обязанных в соответствии с Федеральным законом формировать компенсационный фонд) предложено установить штраф до 300 тыс. руб.

Отметим, что для самих членов СРО ответственности за нарушение требований к предоставлению информации законопроект не предусматривает.

Документ:

Законопроект N 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций».

[1] Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

——————————————————————